Цели:
- Учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков: твердые – мягкие согласные.
- Работать над развитием фонематического слуха, связной правильной речи, памяти, внимания.
- Работать над понятием множественного и единственного числа;
- Работать над лексическим значением слов; над составлением предложений; попутное повторение.
- Совершенствование техники чтения.
Планируемые результаты:
- предметные: закреплять характерные особенности буквы Ы; (отсутствие слов, начинающихся с буквы Ы; ) различать слова в форме единственного и множественного числа; образовывать слова из данных слов с помощью приставок; определять роль гласных букв, стоящих после согласных.
- личностные: осмысленно относится к тому, что делают, знают, для чего они это делают; воспринимать важность учебы, как интеллектуальный труд.
Универсальные учебные действия:
- познавательные: (общеучебные) воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, сравнивать слова по звуковому составу:
- коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений; учитывая разные мнения одноклассников)
- регулятивные: оценивание результатов своих действий.
Ход урока
1. Орг. момент.
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
– Сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. (кто готов, поднимает руку, громко называет свое имя и первый звук, потом садится)
– С согласного твердого; с согласного мягкого
– Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.
2. Постановка учебной задачи.
– Чему мы с вами учимся на уроках обучения грамоте?
– !!! Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? Какие цели поставим перед собой?
3. Актуализация знаний учащихся
– На какие две группы делятся звуки? (на гласные и согласные)
– Чем отличаются гласные от согласных? (…)
– Назовите гласные (Ы, Э, О, А, У) И
– Почему буква И держится от других букв, чуть дальше? (она показывает на мягкость). Какие бывают гласные? (ударные и безударные)
– Назовите известные нам согласные звуки. (М, Л, Р, Н)
– Что их объединяет? (все звонкие)
Продолжите предложения.
– Звуки мы… (слышим и произносим)
– Буквы мы … (пишем и видим)
– Молодцы, итак в путь!
Мы отправляемся на поиски новых знаний, по лесной дорожке. Чтоб пройти по ней, нужно правильно прочитать то, что написано на доске. (читают читающие дети)
Налево пойдешь –
На страницу букваря попадешь,
Направо пойдешь – (иллюстрация камня)
В словах число найдешь.
Прямо пойдешь –
Много знаний с собой заберешь.
4. Сообщение темы урока.
– Что нового мы узнаем на уроке? Какие открытия сделаем?
Давайте пойдем по всем дорожкам по порядку. Куда предлагают нам пойти сначала?
Идем налево и попадаем на стр. 42 букваря.
– Какой букве посвящен наш сегодняшний урок? (Ы)
5. Формирование новых знаний.
Начнем урок с чтения слов
– Чтение слов по букварю и работа над лексическим значением слов.
Мыли лом ара мир лил эра
Умыли ломал ура мирил налила Ира
Значение каких слов вам не известно?
– Прочитайте слова в которых 3 слога;
– Слова, которые начинаются с гласных букв;
– Слова, которые написаны с большой буквы;
– Которые состоят из одного слога
Как узнать сколько в слове слогов?
– Прочитайте слова в которых есть мягкие согласные звуки.
– Чем обозначена их мягкость на письме? (гласным И)
Поработаем со звуковыми схемами слов.
Сравним схемы слов
1) Что можете рассказать о первой схеме? (2 слога, первый ударный, есть мягкий согласный)
2) О второй? (2 слога, первый ударный)
Что объединяет эти слова? (в них по 5 букв и по 5 звуков)
– Название какого предмета соответствует 1 схеме? (мишка), 2 – мышка.
– Прочитаем стихотворение. (в букваре)
(читает хорошо читающий)
– Прочитайте последние слова в 3 и 4 строчках (мыл – мил) – звуко-буквенный анализ
Слова мышка – мишка, мыл – мил созвучны в произношении и в них встречаются одинаковые звуки,
Такие слова помогают связать, соединить слова в стихотворении и называются РИФМОЙ.
– Прочитай те стихотворение очень грустно, (весело)
6. Физкультминутка
Вот мы с вами входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем!
Вдруг мы видим:
У куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И в гнездо его кладем.
– Посмотрите, с дерева листья опали, с буквами слоги образовали.
Давайте прочитаем их медленно, тихо, громко, быстро.
МУ МЫ МО РУ РЫ НИ ЛУ АН АЛ ЭР ИМ НУ ЛО МИ АН
– Прочитайте слоги в которых есть мягкие согласные.
– Хорошо!
Поработаем с предложением скороговоркой.
– А что такое предложение?
А скороговорка?
Мама мылом мыла Милу.
Трудное задание.
Восстановите пробелы между словами и прочитайте второе предложение.
Мила мыло уронила.
Придумайте слова с главной буквой сегодняшнего урока. (тыквы, столы, кроты, шкафы, котлеты)
– Пойдемте по второй дорожке. Интересно, о каком числе мы говорили на уроках обучения грамоте?
– У нас ведь не урок математики. (о множественном)
Поиграем в игру «Найди пару».
Я говорю слова в единственном числе, а вы подбираете пару во множественном числе.
Олень – олени
Матрешка – матрешки
Стол – столы
Книга – книги
Окно – окна
Бревно – бревна
– На какую еще букву могут оканчиваться слова во множественном числе? (На ы , и, а)
7. Физкультминутка
Ручки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Ручки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Вот и пройдена нами вторая дорожка. Осталось пойти по 3 дорожке и забрать как можно больше знаний.
Упражнения в образовании новых слов
мыл лил
*Мыл * лил
**мыл ** лил
***мыл ***лил
– Что интересного заметили в словах первого столбика? ( каждое последующее слово увеличивается на одну букву)
– Расшифруйте и прочитайте слова
– Следим за изменением значений слов
Мыл лил
Умыл (смыл) слил
Помыл (намыл. Вымыл, домыл) долил (залил, вылил, налил, полил)
Промыл (размыл) разлил ( пролил, подлил).
С любым из этих слов составьте предложение. Кто запишет это предложение? О чем будем помнить?
8. Итог урока
– Давайте вспомним, что нового узнали сегодня на уроке?
– Что вас сегодня особенно заинтересовало?
– Какое число могут иметь слова?
– Где эти знания вам могут пригодиться?
Оцените свою работу на уроке.
Выскажите, своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске:
- научился…
- узнал…
- понравилось…
- затруднялся…
- поделюсь…
- расскажу…
Мнение учителя о прошедшем уроке
Спасибо за ваше старанье,
Спасибо за ваше внимание!
За то, что умеете слушать,
На помощь друг другу прийти.
Спасибо за знания ваши!
Желаю так дальше идти!