Цель:
- образовательная повторить меры охраны водоемов от загрязнения; формирование представлений об образовании почвы под воздействием природных факторов;
- развивающая развитие внимания и наблюдательности, ассоциативнообразного и логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- воспитательная воспитание сознательного, бережного отношения к природе. Чувства причастности к природе.
1. Урок начинается с проверки домашнего задания. Учащиеся выполняют тестовую работу (нужно поставить галочку напротив верного варианта ответа):
1) Для чего нужна людям вода?
а) Для бытовых целей.
б) Для промышленных целей.
в) Для нормального функционирования организма.
2) Что может быть источником загрязнения воды?
а) Сточные воды заводов и фабрик.
б) Нечистоты с ферм.
в) Бытовые отходы.
г) Очистные сооружения.
3) Чем опасно загрязнение воды?
а) Погибают растения и животные.
б) Приносит вред здоровью человека.
в) чахнут прибрежные растения.
г) Уменьшается продолжительность дня.
4) Как люди охраняют воду от загрязнения?
а) Строят очистные сооружения.
б) Сливают канализационные воды в реки.
в) создают заповедные водные зоны.
5) Как каждый человек должен беречь воду?
а) Плотно закрывать за собой кран после использования.
б) Как можно больше ходить в душ и в ванну.
в) Не засорять реки и другие водоемы.
(Взаимопроверка выполненного задания.)
2. Формулирование учащимися темы и цели урока.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я расскажу вас сказку, а о чем она, вы сейчас поймете сами, но сначала отгадайте загадку:” Сам черен, да не ворон, есть рога, да не бык, шесть ног без копыт?”
Ученик: Это загадка про жука.
Учитель: А теперь послушайте рассказ о приключениях жука.
Глубоко – глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко было ему. Неужели эта черная, сырая земля – мой дом? – постоянно думал он. И решил он продолжить путь себе наверх. В пути неожиданно встретил других обитателей. С ними вы сейчас и встретитесь.
(Учитель каждому ученику раздал листочки, на которых необходимо выполнить
задание: соединить цифры по точкам и узнать кого встретил жучок, прорывая путь
наверх. После выполнения учащиеся озвучивают предметы, изображенные на карточке
под номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Я – воздушная капелька, помогаю корням растений дышать.
Я – песчинка, являюсь хорошим разрыхлителем. Обеспечиваю доступ воздуха к корням
растений.
Я – комочек глины, хорошо удерживаю воду.
Я – кристаллик минеральной соли, являюсь питательным веществом, необходимым для
роста и развития растений.
Мы – остатки растений и животных – образуем перегной.)
Учитель: Хорошо! А что интересного вы заметили, когда соединили цифры по точкам? Какая буква у вас получилась?
Ученик: У нас получилась буква – П
Учитель: Кто из вам догадался, что же является домом для всех этих обитателей и для нашего жука?
Ученик: Домом для всех обитателей и для нашего жука является почва.
Учитель: Очень обрадовался наш жучок: “Теперь-то я знаю, что и мой дом –почва и живу я здесь среди друзей” Конечно, ребята, почва –дом для многих обитателей.
Перечислите, пожалуйста, из чего состоит почва?
Ученик: Почва состоит из воды, воздуха, соли, песка, глины, перегноя.
Учитель: А кто еще живет в почве?
Ученик: В почве живут живые существа – это микробы, различные животные –черви, насекомые; корни растений.
Учитель: А какую роль играют микробы?
Ученик: Под действием микробов остатки растений образуют перегной.
Учитель: Как вы думаете, что же такое почва?
Ученик: Почва – это верхний плодородный слой земли.
Учитель: На основании того, о чем мы сейчас говорили, сформулируйте первую часть темы урока.
Ученик: Тема нашего урока – Почва.
Учитель: Чтобы сформулировать вторую часть темы нашего урока, расшифруйте данную запись:
ОБ-НО + РА –ПО +ЗО –ПОД + ВА –ЗА + НИ – ЛО + Е
Ученик: у нас получилось слово “ОБРАЗОВАНИЕ”
Учитель: Сформулируйте полностью тему урока
Ученик: Тема сегодняшнего урока – Образование почвы.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Слушаем продолжение рассказа о приключениях жучка.
Конечно, все время жить в темноте не хотелось, и, увидев в трещинке земли лучик яркого солнышка, он, попрощавшись с жителями своего дома, поспешил наверх. Прокладывая путь наверх, он неожиданно задумался: кто же мог построить дом ему и его друзьям? Как же образовалась почва? Вот на этот вопрос жучок решил поискать ответ… А как же прекрасно было на поверхности! Вдруг на пути жучка возникла маленькая горка. Попыталась она рассказать, что произошло с её мамой– старой горой, да не очень хорошо у нее это получилось. Что же она могла рассказать?
Учитель: Давайте вместе поможем маленькой горке. Будем все вместе сочинять сказку о том, как образовалась почва?. (Учитель показывает изображения предметов, которые необходимо вставить в рассказ, и на доске прикреплены карточки с начальными буквами, обозначающими времена года.)
Жила – была … (гора). Каждый день ее ласково согревало… (солнышко). Нежно обнимал… (ветерок). Иногда поливал… (дождик). В какое время года это могло произойти? (летом)
Но вот пришла…(осень). Днем Гору еще согревало… (солнце). Но ночью прилетал холодный…(ветер). И приносил с собою… (дождь).
Очень сменила…(зима) с морозами и метелями. Снова наступила… (весна). Днем с веселыми ручейками и ласковым…(солнышком). Ночью…с холодами.
Учитель: Ах, как не нравились горе эти перемены. Ночью приходилось съеживаться от холода, а днем греться на солнышке. И у горы появились морщины – трещины. Гора переживала и плакала. А трещины становились все глубже и глубже…Ветер часто проносил над горой песок. Многие песчинки прятались от ветра в трещинах Горы. Однажды там спряталось и зернышко травы. Попробуем проследить, что могло произойти с зернышком дальше.
(У учащихся на каждой парте набор картинок с нарисованным зернышком, дождем, желтой травой.)
Учитель: Рассмотрите предложенные вам картинки и назовите предметы, изображенные на них. Расположите картинки последовательно.
(Ученик у доски раскладывает картинки в определенной последовательности.)
Учитель: Составьте рассказ по картинкам.
Ученик: Весной зернышко спряталось в трещинку. Вскоре дождик полил его, и выросла зеленая травка. Осенью она пожелтела. А потом и вовсе засохла. Зимой под снегом высеялись новые зернышки, а стебельки перегнили. И так повторялось тысячи лет.
4. Физкультминутка.
А теперь немного отдохнем, а потом продолжим наш рассказ.
Ходят тучки дождевые –
Лей, дождь, лей!
Струйки пляшут, как живые –
Пей, рожь, пей!
Рожь, склоняясь, как в поклоне,
Пьет, пьет, пьет!
Ну, а дождь неугомонный
Льет, льет, льет!
5. Продолжаем наш урок.
Учитель: Из перегнившей травки, мхов и лишайников образовалась… почва. Росли все новые и новые травы, кустарники и деревья: ведь почва была молодая и сильная. И в ней поселились различные животные: насекомые, дождевые черви, жуки, кроты, землеройки и другие. Они повышали плодородие. Поселились и микробы, под действием которых остатки растений превращались в перегной. Гора уступала место почве. Вскоре у горы ничего не осталось, кроме маленьких камешков…
Вот так и образовалась почва. Теперь мы знаем, почему грустит Горка.
6. Закрепление изученного на уроке.
Учитель: Ребята, в теперь, чтобы проверить, как внимательно вы работали на уроке и слушали объяснение нового материала, выполним задание на карточках.
КАРТОЧКА
Вставь пропущенные слова:
1)….., ….., …….разрушаются.
2) Из ……., ……, …….., …….., ……. Образуется слой, который называется почвой.
Слова для справок: горы, скалы, камни, камешки, песок, глина, растения, животные.
7. Итог урока.
Что же сегодня интересного вы узнали на уроке? Из чего образуется почва? Как образуется почва: медленно или быстро? Что же такое почва?
Ученик делает вывод: Почва – верхний слой земли, на котором растут или могут расти растения. Почва дает человеку пищу, одежду, строительный материал. А образуется почва очень медленно, поэтому ее надо правильно использовать и охранять.
8. Домашнее задание.
Попробуйте придумать и нарисовать свои знаки, которые показывают, как происходит образование верхнего слоя земли, или придумать продолжение истории путешествия маленького жучка в почве.