Урок входит в состав раздела “Биология– наука о живом мире”.
Класс: 5 (ФГОС)
УМК: Алгоритм успеха, учебник 5 класс Биология, И.Н.Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, Москва, Издательский центр “Вентана-Граф, 2012 год.
Цель: сформировать знания об устройстве увеличительных приборов и правила работы с ним.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
- Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
- Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи:
1. Физика (устройство оптических приборов);
2. Математика (математические расчетные действия);
3. Биология человека – анатомия (восприятие изображений с помощью органов
зрения);
4. История (экскурс в историю открытия увеличительных приборов);
Технология: ТРКМЧП.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: “объектив”, “окуляр”, “микропрепарат”, “наблюдение”, “микромир”, самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Технологическая карта урока “величительные приборы”.
Стадии технологии | Этапы урока | Виды деятельности учителя | Виды деятельности ученика | Методы и формы работы | Планированные результаты, УУД |
1. Стадия “Вызова”. | 1. Организационный момент. (2 минуты.) |
Создание эмоционального настроя учащихся на работу на уроке. | |||
2. Мотивация и целеполагание.
(5 минут.) |
На доске появляется текст с крупным шрифтом, затем
мелким и потом самым маленьким. (Презентация.)
Постановка проблемы: Как же мы с вами сможем прочить тест на доске. Что для этого нужно? Учитель:Ребята, так о чем мы с вами будем говорить на уроке? Учитель:Правильно. Познакомится с увеличительными приборами, с их устройством и с правилами работы с ними. Какие увеличительные приборы вы знаете?(Лупа, микроскоп.) |
Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. Тема урока: Увеличительные приборы. (Ответы учащихся.) |
Беседа. | Регулятивные УУД. | |
2. Стадия “Осмысления”. | 3. Изучение нового материала.
1) История открытия микроскопа. |
Учитель: Ребята, а что вы знаете об
увеличительных приборах? Вы должны заполнить таблицу ЗХУ 1и 2 графу.
Даю вам 2 минутки. Ответы учащихся записываются учителем на доске. Учитель знакомит с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа (Роберт Гук, Антонии Ван Левенгук) по слайдам презентации № (Приложение 1) |
Учащиеся заполняют 1 и 2 графу таблицы в тетрадях | Таблица “Знаем– Хотим узнать– Узнали”.
Рассказ учителя. |
Познавательные УУД. Регулятивные УУД. |
2) Устройство микроскопа. | Лабораторная работа № 1. “Изучение строения увеличительных приборов” стр. 16. |
Самостоятельная работа учащихся с учебником параграф 4 страница 16 “Устройство микроскопа”. | Метод “Инсент”
(чтение с пометками). |
Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД. |
|
3) Первичное закрепление знаний | На доске под вывеской “Части микроскопа” учитель вывешивает таблицы со словами: объектив, окуляр, тубус, винт, столик, зеркало, штатив. Отдельно прикрепляется таблица со словом “микропрепарат”. | Отработка понятий. Анализ значимости каждой из частей микроскопа. Запись в тетрадях схемы. |
Работа и консультации в парах и группах 4 человека. | Познавательные УУД. Регулятивные УУД. |
|
4) Увеличение микроскопа. | Учитель: Любой грамотный исследователь должен
знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает. Как это
узнать? Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом: Учитель прикрепляет табличку “Увеличение микроскопа: увеличение окуляра х увеличение объектива =”. Задание 1:подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа. Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив |
Работа в парах |
Познавательные УУД. Регулятивные УУД Коммуникативные. УУД |
||
5) Правила работы с микроскопом. | Учитель: каждый прибор имеет свои правила работы
и мы с вами познакомимся с этими правилами.
Предлагаю вам организовать работу следующим образом: на с. 18 вы будете читать правила работы с микроскопом. Один из вас читает правила, другой ученик сразу делает так, как это правило советует. Затем меняетесь. |
Воспроизводят правила работы с микроскопом и отрабатывают приемы работы с микроскопом. | Проводят само- и взаимопроверку. | Познавательные УУД, Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД. |
|
4. Закрепление и обобщение знаний. | Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке
полученные знания. 1. Задание: Приложение 2. 2. Задание: Выберите верное утверждение: (Курсивом выделены верные ответы.) |
Разрезанные карточки на парту Самопроверка. А теперь оцените себя: если вы не сделали ни одной ошибки, поднимите кружок красный. Если вы сделали 1–2 ошибки, поднимите кружок синий . Если вы сделали 3–4 ошибки поднимите кружок зеленый. |
Работа в парах. Индивидуальная работа учащихся в тетрадях. |
Личностные УУД. |
|
Стадия “Рефлексии”. | Вернуться к таблице (3 графа)
Что мы узнали на уроке. Учитель: Ребята, а посмотрите на схему. Какое понятие мы не разобрали? Микропрепарат. Что это такое, как приготовить микропрепарат мы узнаем на следующем уроке. Вы сегодня работали хорошо. Спасибо всем за работу. |
Ответы учащихся
Продолжите предложения: |
Беседа. |
Используемая литература:
- А.А.Калинина “Поурочные разработки по биологии” 6 класс, “ВАКО”, Москва, 2005.
- Н.И.Сонин “Лучшие нестандартные уроки. Биология”, 6 класс, “Айрис-Пресс”, Москва, 2003.
- Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – С.92–684.
Используемые Интернет-ресурсы:
- http://www.egorovatatiana.ru/post279018809/
- anyamashka.ru/photo/animashki/solnce/animacija_solnce/33-0-1756
- http://animo2.ucoz.ru/photo/animacii_malogo
- razmera/sklad_animacij/animacija_lupa/14-0-3561
- www.bio.1sept.ru
- www.bio.nature.ru
- http://infoschool.narod.ru
- http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/bkletochnoe-stroenie-organizmovb/uvelichitelnye-pribory
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c572-0a01-022a-007f-3b8a48964b83/[BIO6_02-06]_[IM_01].SWF?redirected=true