Урок геометрии в 7-м классе

Разделы: Математика


Предмет, класс Геометрия, 7 специальный (коррекционный) класс VII вида.
Тема учебного занятия, № урока по теме Сумма внутренних углов треугольника, урок № 1.
Дидактическая цель Создание условий для активного изучения и первичного закрепления знаний и умений по теме: "Сумма углов треугольника" средствами технологии группового и самостоятельного обучения. Обучение решению задач на применение нового учебного материала.
Цели по содержанию: Образовательная – отработка знания и применения теоремы о сумме углов треугольника и следствий из неё; проведение наблюдения и оформление результатов измерений и наблюдений.

Развивающая – обеспечение возможности каждому учащемуся достичь определенного уровня; развитие умения самостоятельно добывать знания; развитие интереса к предмету через практическую направленность; развитие коммуникативных компетенций при работе в парах.

Воспитывающая – воспитание культуры общения, ответственного отношения к деятельности группы в целом и собственной деятельности; воспитание уважения к ответам обучающихся; воспитание чувства коллективизма.

Место урока в системе уроков данного раздела Урок получения новых знаний, формирования умений, навыков и способов умственных действий.
Тип учебного занятия Урок-практикум. (изучение и первичное закрепление нового, с элементом исследовательской деятельности – кратковременная практическая работа).
Используемые технологии Здоровьесбережения, развитие исследовательских навыков, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, индивидуально-личностного обучения, развитие творческих способностей.
Решаемые проблемы Доказательство теоремы о сумме углов треугольника и следствий из неё; введение понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников; рассмотрение задач на применение доказанных утверждений.
Формы организации познавательной деятельности Коллективная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование Мультимедийный проектор, экран, слайды с заданиями и готовыми рисунками для работы на уроке.
Средства обучения
  1. Задания на слайдах для фронтальной практической работы, самостоятельной работы.
  2. Базовый учебник – Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.– 21-е изд., Геометрия 7–9 классы,– М.: Просвещение, 2012 и др.
  3. ТСО: мультимедийный проектор, экран.
 

Предметные

Планируемые результаты:
Научиться формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия; определять внутренний угол треугольника; различать остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники; решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника и её следствий; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.
Личностные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Регулятивные УУД:
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Проводить анализ способов решения задачи и выбирать из них наиболее эффективные. Осуществлять совместную деятельность в группах; задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли; осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; самостоятельно планировать необходимые действия, операции.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые учебные действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые учебные действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые учебные действия Формируемые способы деятельности
1-й этап. Организационный. Цель этапа: настроить учащихся на учебную деятельность.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Настрой учащихся на работу.
Постановка учебно-познавательной цели, которая требует определенной деятельности от ученика для её достижения.

Приложение 1 (определение треугольника);

(рисунок 1) (классификация треугольников по сторонам).

Активно слушают, выдвигают предположение о цели урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя.

Вспоминают определение треугольника и называют его виды
(по сторонам).

Формулирование собственных ожиданий. Фронтальное взаимодействие с учителем. Слушают и высказывают свое мнение. Целеполагание. Умение настраиваться на учебное занятие.
2-й этап. Актуализация знаний. Цель этапа: актуализировать мыслительные операции к восприятию новых знаний.
1. Организует устную фронтальную работу, демонстрирует задания с использованием слайдов: предлагает составить рассказ по теме: “Угол”. Приложение 2 (определение угла, виды углов). Продолжают незаконченные предложения. Дают определение угла (сторон и его вершины), его видов: острого, тупого, развернутого и прямого; определяют внутренний угол треугольника. Компетенция обучающихся по теме: “Треугольник”. Взаимодействуют с учителем во время опроса, участвуют в принятии решений. Составляют рассказ по образцу: “Закончи предложение…” Учатся слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. Активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему. Регуляция учебной

деятельности.

2. Предлагает обучающимся выполнить практическое задание в группах (три варианта по рядам). Приложение 3.

Выполняют практическое задание по вариантам: чертят в тетрадях углы (острый, прямой и тупой). Объясняют, как дополнить рисунок до треугольника, называют вид полученных треугольников (по углам). Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Участвуют в работе по группам во фронтальном режиме: выполняют практическое задание.

 

 

Умение формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. Контроль правильности выполненных заданий обучающихся.

Самоконтроль понимания заданий.

Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

3. Применение знаний в новой ситуации: предлагает ответить на вопросы по (рисунку 3) (определение количества тупых (прямых) углов в треугольнике) и обосновать свой ответ.

Координирует опрос обучающихся, задает дополнительные вопросы, отмечает активных и пассивных участников.

Развивают и углубляют потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности. Отвечают на вопросы учителя, обосновывая свои ответы. Логические умозаключения. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Взаимодействуют с учителем. Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Контроль правильности ответов обучающихся. Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний учащихся.
3-й этап. Усвоение новых знаний. Цель этапа: решение учебной задачи, кратковременная практическая работа.
1. Даёт практическую работу обучающимся, следит за самостоятельностью выполнения заданий. Приложение 4 (найти сумму углов треугольника с помощью транспортира).

Учитель подводит обучающихся к утверждению теоремы: “Сумма внутренних углов треугольника”.

Предлагает учащимся ответить на вопросы по (рисунку 4), которые приводят к доказательству этой теоремы. Приложение 5, Приложение 6.

Выполняют практическую работу и отвечают на промежуточные вопросы учителя:

называют пары углов при параллельных прямых с секущей. Сравнивают полученные результаты в классе, делают вывод о том, что сумма углов треугольника близка к величине 1800.

Выполняют практическое задание.

Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Вспоминают признаки параллельности прямых.

Компетенция обучающихся по теме: “Параллельные прямые”. Взаимодействие с учителем. Слушание учителя. Развитие регуляции учебной деятельности.

4-й этап. Физкультминутка. Цель этапа: предупреждение утомляемости учащихся.
Выполняют гимнастику для глаз.
5-й этап. Первичное закрепление знаний и умений. Цель этапа: отработать полученные знания при решении практических задач.
1. Предлагает обучающимся устно повторить доказательство теоремы по плану Приложение 7; записать кратко теорему в тетрадь, проговаривая устно: “чертеж”, “дано”, “доказать” и “доказательство” (без пояснений).

Предлагает обучающимся повторить доказательство теоремы соседу по парте (один из учащихся рассказывает, второй уточняет с помощью вопросов то, что неубедительно).

Задает вопрос всему классу: “Что утверждает новая теорема?”

Устно повторяют план доказательства теоремы, проговаривая и записывая: “чертеж”, “дано”, “доказать” и “доказательство”; проводят взаимопроверку. Заучивание формулировки теоремы с доказательством через прослушивание и повторение. Формулирование вопросов (ответов) по доказательству теоремы.

Ответы на вопросы товарищей.

Принятие решения, признание права на иное мнение. Оценивание доказательства одноклассника. Умение слушать, дополнять и уточнять, высказываться по существу, принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществление взаимоконтроля.
2. Предлагает выполнить решение задач по готовому чертежу (устно) (рисунку 5) на нахождение:

неизвестного угла треугольника;

угла равностороннего треугольника; суммы острых углов прямоугольного треугольника;

– острого угла прямоугольного равнобедренного треугольника.

Применение теоремы к решению простых задач, свойств равностороннего и прямоугольного треугольников. Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам. Участие в обсуждении проблем и принятие решений. Тренировка в умении использовать речь для регулирования своего действия. Понимание заданий через фронтальную работу с классом. Умение анализировать, слушать в соответствие с целевой установкой, дополнять уточнять высказанные мнения.
3. Предлагает записать выводы, полученные в ходе решения задач, т. е. следствия из теоремы о сумме углов треугольника по готовым чертежам (рисунке 6). Конспектирование следствий 1–3 с иллюстрациями и чертежами. Выполнение учебного действия на запоминание следствий из теоремы.
6-й этап. Рефлексивно-оценочный. Цель этапа: организовать целостное осмысление и обобщение полученной информации, проведение самооценки учениками работы на уроке.
1. Мотивирует обучающихся к самоанализу деятельности и проектированию дальнейшего продвижения в изучении темы. Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает осуществить самооценку достижений. Объявляет свою оценку и обосновывает её. Даёт рекомендации. Участие в беседе по обсуждению достижений, формулирование ответов и выводов. Самооценка учащихся. Анализ степени усвоения материала. Формулирование выводов.

Выслушивание одноклассников, озвучивание своего мнения. Построение понятных для собеседника высказываний и самооценки. Оценивание личных достижений и уточнение пробелов в знаниях. Оценивание уровня своего эмоционального состояния на уроке. Адекватное принятие оценки учителя.
7-й этап. Информация о домашнем задании.
Предлагает задание:

1. Выучить теорему о сумме углов треугольника с доказательством и следствий из неё (по записям в тетрадях).

2. Решать устно задачи:

№ 223(а, б) страница 72.

Списывание задания. Осуществление поиска и выделение информации. Уточнение информации по домашнему заданию. Осуществление планирования будущей деятельности.

Используемые источники:

  1. Управление начальной школы №12, 2011г. Авт. И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева. Статья: “Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС”.
  2. Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г. Автор: Якушина Е.В. “Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС”.
  3. Поурочные разработки. Авт. И.О.Буденная и др. “Технологические карты уроков.” Начальная школа. Математика. 2012.