Цели:
1. обучающие:
- отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
- актуализация опорных знаний по стилистике;
- обучение приёмам работы над творческим заданием;
2. развивающие:
- закрепление навыков подробного пересказа и интерпретации текста;
- развитие умения создания собственного текста на основе личных наблюдений и полученной информации;
- формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;
3. воспитывающие:
- воспитание высоких нравственных ценностей (доброты, ответственности, любви к природе);
- формирование интереса к слову, русскому языку и их богатым возможностям.
Метод: репродуктивный, исследовательский.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: иллюстрации, фотографии с изображением зимнего леса, белок; записи на доске; музыкальная композиция “Звуки леса”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа с учащимися по вопросам:
1) Что такое подробное изложение текста?
Подробное изложение текста – это письменный пересказ исходного текста, максимально приближенный к его содержанию.
2) Каким требованиям должно соответствовать подробное изложение?
Обобщение учителя. Подробное изложение должно соответствовать определённым требованиям.
Требования к подробному изложению:
- максимальная приближенность к исходному тексту;
- сохранность всех микротем;
- соблюдение последовательности в развитии событий;
- установление смысловой связи между абзацами и предложениями;
- соответствие языковых средств стилю и типу речи текста.
2. Совместное определение задач на два урока.
Первый урок – подготовка написанию подробного изложения с творческим заданием. Второй урок – непосредственное его написание.
Задачи:
- провести комплексный анализ текста;
- определить микротемы текста и составить его план;
- поработать над истолкованием незнакомых слов;
- повторить ключевые понятия, связанные с интерпретацией текста;
- совершенствовать умение отбора содержательного материала и языковых средств для создания собственного текста и выполнения творческого задания.
III. Работа с исходным текстом С. Топоркова “Беличьи кладовки”.
1. Первое прочтение текста учителем.
Беличьи кладовки.
Солнце ещё только позолотило макушки высоких деревьев, а я уже подумываю об отдыхе. Выбрав укромное местечко под нависшими ветками вечнозелёной старухи ели, снимаю лыжи и сажусь на её толстую коричневато – фиолетовую руку. Сижу тихо, посматриваю из засады вокруг.
И вдруг прямо передо мной шлёпается в снег серебристый пушистый комок. “Белка! Что же ей надо на вырубке?”
Поведение зверька заинтересовало меня. Вот он спокойно движется по вырубке, изредка склоняя мордочку к снегу. Вот направляется к высокому древнему пеньку, надвинувшему снежную чалму на самые глаза. Здесь белка останавливается и вдруг скрывается в облачке снежной пыли. Через минуту зверёк весь уходит под снег.
Этого я уже не могу вытерпеть. Быстро, не закрепляя, надеваю лыжи и бегу к месту происшествия. Напуганная белка опрометью кидается из ямки и длинными прыжками стелется в сторону ближней ёлки. По пути зверёк роняет на снег что-то чёрное. Подхожу – сухой гриб!
Тут – то я и вспомнил, что с осени белки запасают грибы, накалывая их на сухие сучки, забивая под отставшую кору старых пней. Запах грибов белки чувствуют через тридцатисантиметровую толщу снега. Конечно, белки не помнят всех своих кладовок. Если не найдёт их хозяин, найдёт другая белочка. Удобно, не правда ли? Особенно когда голодное время настанет.
2. Второе прочтение текста.
Текст читается учителем по абзацам, совместно с учащимися определяются пять микротем текста; устанавливается, что количесто микротем соответствует количеству абзацев в предложенном тексте.
3. Учащиеся самостоятельно составляют план текста.
Задание (самостоятельно составить и записать в черновом варианте план текста) даётся учащимся перед вторым прочтением текста.
4. Редактирование учащимися собственных планов текста.
После второго прочтения текста и самостоятельной работы по составлению плана учащиеся сверяют свои планы с предложенным примерным планом и по желанию редактируют собственные планы.
Примерный план текста:
- отдых под елью;
- неожиданное появление белки;
- странное поведение зверька;
- бегство белки с места происшествия;
- беличьи запасы грибов.
5. Словарная работа.
Позолотить – окрасить в золотистый цвет (перен.). Макушки (деревьев) – вершины. Укромное (местечко) – тайное, удобное, скрытое. Засада – скрытое расположение кого – либо с определённой целью. Вырубка (лесная) – место, где вырублен лес. Чалма – у мусульман: головной убор – длинный кусок ткани, обёрнутый вокруг головы. Снежная чалма (на пне) – много снега (перен.). Опрометью – быстро, стремительно. Кладовка – небольшая кладовая, то есть помещение для хранения припасов.
6. Комплексный анализ текста.
Учитель. К какому стилю относится предложенный текст: художественному, научному, публицистическому, официально – деловому, разговорному?
Учащиеся. К художественному.
Учитель. Аргументируйте свой выбор.
Учащиеся. Основными признаками предложенного текста являются образность и яркий, выразительный язык.
Учитель. Каков тип речи: повествование, описание, рассуждение?
Учащиеся. Доминирует повествование. В него включены элементы описания природы, белочки и её поведения.
Учитель. Определите тему текста, задав к нему вопрос: о чём текст?
Учащиеся. Тема текста – происшествие на лесной вырубке.
Учитель. Сформулируйте основную мысль текста. Для этого задайте вопросы: зачем автор рассказывает о происшествии с белочкой? что он хочет этим сказать?
Учащиеся. Белочки по-хозяйски готовятся к зиме, наполняют свои кладовки запасами, а в голодное время ими пользуются.
Учитель. Автор С. Топорков назвал свой рассказ “Беличьи кладовки”. Предложите свои варианты заглавия текста, причём одни из них должны выражать его тему, а другие – основную мысль.
Учащиеся. “Происшествие на лесной вырубке” (выражает тему текста), “Запасливые белочки” (выражает основную мысль текста).
7. Нахождение в тексте С.Топоркова “Беличьи кладовки” языковых художественных средств и определение их функций.
На доске сделана предварительная запись языковых художественных средств с их краткими определениями: эпитет (художественное определение), метафора (бессоюзное сравнение), сравнение (сравнение с союзами как, как будто, будто, точно, словно), олицетворение (уподобление неживых предметов живым), лексические повторы (повтор одних и тех же или однокоренных слов), разговорная лексика (сниженная лексика), однородные члены предложения, восклицательные предложения, риторические вопросы (вопросы, не требующие ответа).
Эпитеты: укромное местечко, вечнозелёная старуха ель, древний пенёк, старые пни, голодное время. Функции эпитетов: создание художественных образов, отражение чувств автора.
Метафоры: “Солнце позолотило верхушки деревьев”, “Шлёпается в снег серебристый, пушистый комок. Белка!”, “пенёк, надвинувший снежную чалму на глаза”, “облако снежной пыли”. Функции метафор: создание яркой, красочной картины зимнего леса; отражение чувств автора (восторга и удивления).
Глаголы действия: “спокойно движется по вырубке”, “направляется к пеньку”, “белка останавливается и скрывается в облачке снежной пыли”, “зверёк уходит под снег”. Функция глаголов действия – выражение необычного, странного поведения белки на лесной вырубке.
Существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: “укромное местечко”, “поведение зверька”, “склоняя мордочку”, “направляется к пеньку”, “скрывается в облачке снежной пыли”, “найдёт другая белочка”. Функция этого средства выразительности – передача интереса автора к белочке, доброго к ней отношения.
Разговорная лексика: “шлёпается в снег”, “старуха ель”, “белка опрометью кидается из ямки”. Функции разговорной лексики: наиболее точное выражение удивления автора неожиданным появлением белки; испуга зверька во время приближения к нему человека.
Восклицательные предложения: “Белка!”, “Подхожу – сухой гриб!” Функция восклицательных предложений – эмоционально – экспрессивная (передача чувств удивления, восторга, восхищения).
Риторический вопрос: “Если не найдёт их хозяин, найдёт другая белочка. Удобно, не правда ли?” Функция риторического вопроса – выражение автором чувства восхищения предусмотрительностью, запасливостью, рачительностью белочек.
Однородные члены предложения: “снимаю лыжи и сажусь”, “сижу тихо, посматриваю из засады”, “белки запасают грибы, накалывая их на сучки, забивая под кору пней”. Функция однородных членов предложения – более полное, подробное описание действий человека и поведения белки.
IV. Подготовка учащихся к выполнению творческого задания.
1. Определение понятия “творческое задание”.
Творческое задание – это ответ на поставленный вопрос. Ответ предполагает создание небольшого по объёму (8–10 предложений) собственного текста на основе личных наблюдений и полученной на уроке информации.
2. Вариативность творческого задания.
Учащимся предлагается 2 варианта творческого задания: “Как белки готовятся к зиме?” и “Что вы знаете о жизни белочек в зимнее время?” Выбор варианта задания остаётся за учащимися.
3. Фронтальная беседа по содержанию творческого задания.
Учитель. Как белочки готовятся к зиме?
Учащиеся. Они меняют тёмно – бурую шубку на серебристо – серую, чтобы быть менее заметными на снегу и таким образом уберечься от врагов.
Учитель. Какие запасы делают белки к зиме?
Учащиеся. Белки собирают грибы, ягоды, орехи и хранят их в дуплах деревьев.
Учитель. И не только в дуплах. Белочки хранят свои зимние запасы под корой деревьев, в трухлявых пнях, в земле у корней деревьев и кустарников. Белки очень любят разные орехи, семена, фрукты и ягоды. Они питаются корой деревьев и лишайниками, насекомыми, а голодной ранней весной – почками деревьев. А человек как может помочь белкам пережить голодное зимнее время?
Учащиеся. Люди делают кормушки, развешивают на деревьях и подкармливают белочек орешками, семечками, сухими грибами, яблоками, сушёными или замороженными ягодами, собранными осенью желудями.
V. Третье чтение учителем текста С. Топоркова “Беличьи кладовки”.
VI. Выполнение учащимися заданий:
– напишите подробное изложение текста по плану;
– ответьте на один из вопросов: “Как белки готовятся к зиме?” или “Что вы знаете
о жизни белочек в зимнее время?” (по выбору).