Когда человек не знает, как ему правильно поступить в сложной моральной ситуации, ему обычно советуют – “поступай по совести”. Когда в подобном затруднении оказывается государство – оно должно поступать по Конституции. Конституция России – это совесть нашего государства. В этом ее главный смысл и практическое значение.
12 декабря 2013 года Конституции нашей страны исполняется 20 лет.
В этот день двадцать лет назад состоялось всенародное голосование, на котором был принят Основной закон современной России.
Конституция в самом концентрированном виде отражает особенности культурно-исторического развития, идеи и ценности конкретного общества.
Тот особый набор взглядов и представлений, который лежит в основе нашей Как и российский герб, гимн и флаг она стала символом нашей Родины.
Смысл и значение Основного закона, или Зачем людям нужна Конституция?
Конституция (от лат. constitutio – установление) – особый юридический документ, основной закон государства, обладающий высшей юридической силой.
Самое главное – Конституции показывают, к каким целям стремится конкретное общество; какие идеи и ценности оно считает жизненно важными для своего существования и развития; какой тип отношений между Человеком, Обществом и Государством считается правильным и желаемым.
Конституция обычно определяет только самые общие, самые главные принципы и правила, которые потом конкретизируются в отдельных законах. Таким образом, на базе Конституции возникает стройная система законодательства, которые регулируют различные стороны жизни страны.
Первые представления о конституции разрабатывались еще в Древней Греции (в частности, Аристотелем) и были связаны, в основном, с вопросами о разумном устройстве государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости.
Первая писаная Конституция появилась в 1787 г. в США. 3 мая 1791 г. была принята Конституция Польши (считается старейшей в Европе), а в сентябре 1791 г. – Конституция Франции.
В России первая Конституция вступила в силу 23 апреля 1906 года, будучи октроированной императором Николаем II. Но проекты конституционных актов появились в тот же период, что в США и Европе, – в последней четверти XVIII века. Известен, например, конституционный проект графа Никиты Ивановича Панина, переданный после его смерти императору Павлу I (годы правления – 1796–1801).
Но не во всех странах есть единый документ под названием “Конституция”. Например, нет единых писаных конституций в Великобритании, Новой Зеландии и Израиле. В этих странах в основе системы государства и права лежат отдельные законы, уважение к традициям и судебным решениям, которые становятся обязательными для всех.
Когда возникает особенно большой разрыв между тем, что существует в реальности, и тем, что записано в юридической конституции, говорят о наступлении конституционного кризиса. Это значит, что прежняя Конституция безнадежно устарела, что система власти и права не может больше нормально функционировать на старой основе, поскольку это ведет к хаосу и дезорганизации. Таким образом, государство и общество оказываются перед настоятельной необходимостью создания нового Основного закона.
Именно такая ситуация возникла в конце 1980-х – начале 1990-х годов в России. Принятие новой Конституции стало не просто объективной необходимостью, но единственно возможным способом сохранения страны.
Особенности рождения новой российской Конституции.
В результате действующая на тот момент Конституция РСФСР 1978 года (как и Конституция СССР 1977 года) стала стремительно устаревать.
Новые общественно-политические и социально-экономические реалии вошли в радикальное противоречие с нормами действующего Основного закона, который по-прежнему провозглашал государство основным орудием “защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма”, а Коммунистическую партию СССР называл ядром политической системы. Конституционно закрепленная система государственной власти представляла собой единую “вертикаль Советов”, где не было места принципу разделения властей, сильному правительству и независимому судопроизводству.
Таким образом, день 12 декабря 1993 года стал рубежным в сложном процессе взаимодействия юридической и фактической конституции: если до этого момента объектом изменений была юридическая конституция, а их содержание задавала политическая и социально-экономическая реальность; то после этой даты новая юридическая конституция стала своего рода “планом”, “общенациональным проектом”, в соответствии с которым началось строительство новой России.
Конституционный процесс вышел на финишную прямую только после резкого обострения политической ситуации, когда весной 1993 года Съезд народных депутатов Российской Федерации открыто попытался отстранить от должности Президента страны. Эта попытка не удалась. Возникла идея остановить эскалацию конфликта, вынеся спор Президента и парламента на всероссийский референдум, который прошел 25 апреля 1993 года и запомнился всем по формуле “да-да-нет-да”.
Референдум закончился следующими результатами:
– по вопросу о доверии Президенту России высказались “за”
58,7% от числа граждан, принявших участие в референдуме;
– по вопросу об одобрении социально-экономической политики кабинета Б.Н.Ельцина
проголосовали “за” 53,0% от числа граждан, принявших участие в референдуме;
– с необходимостью досрочных выборов Президента Российской Федерации согласились
49,5% голосовавших, или 31,7% от числа граждан, имевших право участвовать
в референдуме;
– по вопросу о необходимости досрочных выборов народных депутатов Российской
Федерации высказались “за” 67,2% голосовавших или 43,1% от числа граждан,
имевших право участвовать в референдуме.
Драматические события сентября-октября 1993 года стали кульминацией конституционно-политического кризиса в новой России. Усугублявшиеся в течение полутора лет противоречия между различными политическими силами внутри российской власти не находили своего разрешения в рамках формально-правовых процедур, поскольку сама конституция стала предметом конфликта.
В результате острое противостояние между ветвями российской власти был прекращено силовыми методами.
Трагическое завершение конституционного кризиса, возникшего из-за резкой поляризации политических сил и невозможности ветвей власти договориться по коренным вопросам развития России, заставило всё общество еще острее осознать невозможность строительства нового государства в рамках старой конституционной системы.
В сложившейся ситуации скорейшее принятие новой Конституции стало остро необходимым.
Поскольку в стране на тот момент отсутствовал высший представительный орган власти, конституционный вакуум мог быть заполнен только Президентом Российской Федерации. Но его власти было недостаточно для введения в действие новой Конституции стране, несмотря на то, что ее проект был разработан с соблюдением всех демократических процедур. Поэтому было решено обратиться к механизму высшей власти – к прямому волеизъявлению народа.
Следуя этому решению, Президент Российской Федерации своим указом назначил на 12 декабря 1993 года (одновременно с выборами в Федеральное собрание) всенародное голосование по проекту новой Конституции, одобренному Конституционным совещанием.
12 декабря 1993 года состоялись выборы депутатов в Совет Федерации и Государственную Думу, а также общероссийское голосование о принятии новой Конституции Российской Федерации.
Этот день считается днем принятия Конституции Российской Федерации. Или, образно говоря, днем рождения нового Основного закона нашей страны.
Официальные результаты всенародного голосования были объявлены Центральной избирательной комиссией 20 декабря 1993 года. За принятие Конституции проголосовали 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% от числа граждан, принявших участие в голосование. Эти результаты означали, что Конституция принята.
25 декабря 1993 года текст Конституции Российской Федерации был официально опубликован в “Российской газете”. Этот день считается днем вступления в силу Конституции Российской Федерации.
В результате с исторической и политической точки зрения новая Конституция стала не идеологической декларацией, но согласованным и, что крайне важно, юридически оформленным общенациональным проектом – проектом строительства новой России.
Благодаря такому устройству Конституция Российской Федерации является на сегодняшний день одним из лучших образцов для стран, вставших на путь модернизации, и одновременно – предметом для глубоких научных исследований.
Как известно, действующей российской Конституции в декабре 2013 года исполняется уже 20 лет. Она не только благополучно перешла “критический рубеж”, но и занимает сегодня второе место по “продолжительности жизни” среди всех российских конституций. Этим фактом можно гордиться, потому что он говорит о высокой эффективности, жизнеспособности и качестве Конституции Российской Федерации.
Характерно также, что Конституция 1993 года стала первым в истории нашей страны конституционным актом, который вопреки многочисленным инициативам не был изменен с приходом на президентский пост в 2000 году нового лидера. Как подчеркивал Президент Российской Федерации В.В.Путин на встрече с судьями Конституционного Суда Российской Федерации 12 декабря 2012 года: “Основной закон… это живой инструмент, но в то же время нужно очень бережно относиться к его основам. Основной закон должен быть стабильным. В этом, в его стабильности, значительная часть стабильности самого государства и основных прав и свобод граждан Российской Федерации”.
Конституции Российской Федерации исполнилось 20 лет.
Но по историческим меркам – этот срок слишком небольшой, для того, чтобы все идеи и принципы Основного закона были полностью реализованы на практике. Более того, творческий потенциал Конституции далеко еще не исчерпан. Многие новые и порой неожиданные проблемы современной жизни успешно решаются на основе действующих конституционных установлений.
Важно понимать, что действующая Конституция Российской Федерации – это не просто юридический текст. Это сложный, живой, постоянно работающий механизм, который в современных условиях предназначен для решения двух ключевых задач, без которых невозможно устойчивое развитие.
Во-первых, Конституция обеспечивает гарантии стабильности основ конституционного строя и общественной системы в целом.
Во-вторых, Конституция создаёт необходимые условия для свободы общественного и политического творчества и одновременно создает границы для неконтролируемой творческой стихии. Это в свою очередь помогает постоянно совершенствовать практику государственного и общественного управления, адаптировать ее к новым вызовам современности.
Эти два качества – стабильность и адаптивность, являются необходимыми свойствами любой живой системы, включая государство и общество. А способность эффективно отвечать на вызовы, не изменяя самим себе, своей истории и своей культурной матрице, лежит в основе успешного развития и конкурентоспособности всех социальных систем, в том числе на глобальном уровне.
Собственный исторический опыт России показывает, что если в период социально-экономического кризиса начать менять основы государства, то в результате может наступить временный период безвластия. Достаточно вспомнить попытки “лечить” экономический кризис в СССР конца 1980-х – начала 1990-х годов политическими методами, которые привели к неконтролируемому росту напряженности и распаду огромной державы.
Очевидно, что процесс “выращивания” новых институтов и отношений на базе новых конституционных принципов требует систематического, вдумчивого и внимательного подхода со стороны государства и общества. При этом особое значение имеет уровень правовой культуры и ответственности людей, принимающих решения.
Именно поэтому всем, кто непосредственно занят в системе государственного управления или еще только претендует на занятие “командных политических высот”, крайне важно понимать не только букву, но и дух Конституции, относиться к Конституции как к идее, потому что это помогает принять правильное решение в ситуации неожиданного вызова или сложного выбора.
Конституция Российской Федерации – это не только юридический документ и инструмент управления. Основной закон страны – это особая ценность, символ государственного и гражданского единства.
Поэтому всем политическим силам, как непосредственно участвующим в отправлении государственной власти, так и оппозиции, было бы полезно принять решение о своего рода “моратории” на радикальные изменения действующей Конституции Российской Федерации.
А назревшие проблемы можно и нужно решать путем принятия федеральных конституционных законов, а также с помощью решений Конституционного суда РФ, имеющего право толковать Конституцию, то есть давать юридически обязательные разъяснения тех или иных положений Основного закона страны.
Тот факт, что действующая российская Конституция не содержит готовых решений на все случаи жизни, имеет большое философское и воспитательное значение. Это заставляет всех нас размышлять над тем, что значит в каждом конкретном случае “действовать по Конституции”?
Когда человек не знает, как ему правильно поступить в сложной моральной ситуации, ему обычно советуют – “поступай по совести”.
Когда в подобном затруднении оказывается государство – оно должно поступать по Конституции.
Конституция России – это совесть нашего государства. В этом ее главный смысл и практическое значение.
Приложение. План открытого урока на тему: “История Конституции Российской Федерации”.