Тема урока: "Умножение и деление десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательные:

1. Формирование знаний о правилах умножения и деления десятичных дробей на десятичную дробь и о применении их при решении примеров;
2. Совершенствование умения решать задачи с дробями;

Развивающие:

1. Развитие умений выявлять закономерности и обобщать их;
2. Развитие любознательности, навыков самостоятельной работы;
3. Развитие внимательности, логического мышления;

Воспитательные:

1. Воспитание познавательной активности, ответственности;
2. Воспитание любви к своим близким;
3. Воспитание чувства уважения и любви к матери;

Тип урока: урок закрепления материала.

Оборудование: мультимедийная установка, учебники, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться выполнять умножение и деление десятичной дроби на десятичную дробь. Но урок у нас не обычный. Мы сначала с вами посмотрим одну татарскую народную сказку. Название этой сказки вы узнаете, решив примеры.

Устная работа. Все примеры записаны на доске. Найти значения удобным способом.

1) 2,5*1,7*4 = 17 – т
2) 0,4*8*0,125 = 0,4 – р
3)12*17 + 12*83 = 1200 – и
4) 0,25*4 = 1 – д
5) 0,2:5 = 0,04 – о
6) 0,15*8 = 1,2 – ч
7) 0,17*10 = 1,7 – е
8) 0,04:0,1 = 0,4 – р
9) 1,2*1000 = 1200 – и

Ключ.

17 1 0,4 1,7 1200 0,04 1,2 0,4 1200
т д р е и е ч о и

Если примеры решены правильно из этих букв составим название сказки. Это сказка – “Три дочери”.

– Понравилась вам сказка? О чём это сказка?

– В сказке говориться о любви матери к своим детям: “День и ночь она работала, чтоб накормить и одеть трех своих дочерей”. Мать своим трудом и заботой вырастила своих дочерей, сделала их счастливыми. Но дочери выросли разными людьми.

– А как вы думаете, могли старшие дочери помочь своей матери? А хотели они ей помочь?

– Они могли, но не хотели. Они были заняты своим благополучием. Дочери заботились только о себе, они не любили свою мать, они оказались неблагодарными. А младшая дочь любила свою мать, она была добра и отзывчива.

– И чему учит нас это сказка? В чём её главный смысл?

– Сказка учит доброте и отзывчивости. Она учит быть добрыми и благодарными, прежде всего к своим близким людям, особенно к маме.

– Мама-это святое, и сказка учит заботе о самом дорогом и близком нам человеке, никогда её не забывать и в трудную минуту быть рядом.

– В этой сказке две бездушные дочери наказаны, но они наказаны по сказочному. В жизни, конечно, так не бывает, но все равно, дети забывавшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть их будет мучит за плохое отношение к человеку, который все им отдал.

3. Работа по теме урока.

1) А сейчас давайте, ребята, выполним тесты, которые даны после просмотра сказки. Для этого решим уравнения, если вы правильно найдете корни уравнения и заполните таблицу ответов, то сможете ответить на вопрос: Сколько дочерей было у матери?

а) 4х – х = 8,7; т

б) 3у + 5у = 9,6; р

в) а + а + 8,154 = 32; и

11,923 2,9 1,2
и т р

2) Работа по учебнику. Решить самостоятельно № 1413 – найти значение выражения:

а) 0,32; 0,33; 0,12; 0,13; 0,23; 0,22; 0,24; 0,25;

Расположите числа в порядке убывания и ответьте: Что случилось с матерью, когда она осталась одна?

Ключ.

0,09 0,01 0,008 0,027 0,04 0,001 0,00032 0,0016
3 0 л б а е а л

3) Если отгадайте загадку правильно, то узнаете: У кого мать попросила помощи?

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка.)

А сейчас, узнаем, в кого превратилась старшая дочь?

Покрупнее, чем лягушка,
Пучеглазая подружка.
И, конечно, все слова
Заменяет словом “ква”. (Жаба.)

Отгадайте, в кого превратилась средняя дочь?

В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук.)

Физкультминутка.

Мы устали чуточку
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись
Стали мы теперь бодрее,
Будем думать мы быстрее.

4. Вычислить устно. Записать в тетради только ответы и соответствующую ему букву.

И вы узнаете: Кто помог матери?

1)13,8 + 5,2 = 19 м

2) 2,6 – 0,8 = 1,8 л

3) 0,36:6 = 0,06 а

4) 4,1*7 = 28,7 д

5) 15,3 + 6,7 = 22 ш

6) 3,8 – 1,9 = 1,9 а

7) 0,48:12 = 0,04 я

8) 3,4*2 = 6,8 д

9) 0,12*100 = 12 о

10) 4,4 + 12,6 = 17 ч

11)6,4:8 = 60,8 ь

А помогла матери – младшая дочь.

5. Блиц опрос.

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала; выявление пробелов.

Вариант 1.

1) Решить примеры.

а) 6,3*7-10,28;
б)2,5*1,035*4;
в)7,5*79,6*0,4;

2) Решить уравнения.

а) 10 – 2,4х = 3,16;
б) 4,2р – р = 5,12;
в) (х – 1,2):0,6 = 21,1.

3) Решить задачу.

Веревку разрезали на две части. Длина одной части 3,25 м, а длина другой части в 1,3 раза меньше первой. Какова была длина веревки?

Вариант 2.

1) Решить примеры.

а) 0,7*32 + 2,07;
б) 3*0,13*0,5*2;
в) 1,2*7,05*5*10;

2) Решить уравнения.

а) 3,5м + м = 9,9;
б) 8,2х-4,4х = 38,38;
в) (у + 26,1)*2,3 – 70,84;

3) Решить задачу.

В двух цистернах было 119,88 т бензина. В первой цистерне бензина было больше, чем во второй, в 1,7 раза. Сколько бензина было в каждой цистерне?

За 5–7 минут дети выполняют блиц опрос, затем берут в руки карандаши, меняются листочками и выполняют взаимопроверку. Критерий оценок и правильные ответы проецируются на экран. Дети сразу выставляют друг другу оценки и сдают учителю на дополнительный контроль.

Критерии оценок.

“5” – верно выполнены все задания;
“4” – допущены1–2 ошибки;
“3” – допущены 3–4 ошибки;
“2” – допущены 5–6 ошибок;

6. Подведение итогов урока.

Анализ и оценка успешности достижения цели.

7. Итог урока.

– С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
– Чему учит эта сказка?
– Правильно ли поступила белочка? Почему вы так считаете?
– Расскажите алгоритм деления на десятичную дробь.
– Расскажите алгоритм умножения на десятичную дробь.

8. Домашнее задание.

№ 1489 решить уравнение.