Цель урока: расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки.
Задачи урока (2 слайд):
Образовательные:
- сформировать представления учащихся о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической.
- познакомить учащихся с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной.
- охарактеризовать строение цианобактерий как представителей прокариотических организмов.
- познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности бактерий: способами питания, размножением, значением спорообразования в жизни бактерий.
- вспомнить значение бактерий в природе и жизни человека.
Воспитательные:
- формировать культуру биологической речи.
- прививать интерес к предмету биология.
- гигиеническое воспитание (гигиенические требования при борьбе с бактериями). Профилактика осложнений гриппа.
- эстетическое воспитание (при использовании программных продуктов).
Развивающие:
- развивать общеучебные умения и навыки: составлять план урока, делать биологические схемы и рисунки, заполнять таблицы, самостоятельно работать с дополнительной литературой.
- развивать интеллектуальные умения учеников: обобщать и делать выводы на основе конкретных примеров, проводить аналогии, сравнивать биологические объекты и процессы.
- отвечать на проблемные вопросы по данной теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по теме сообщения.
- формировать навыки работы с тестами в рамках подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по биологии в формате ГИА.
Межпредметные связи:
ИКТ – создание презентаций в Power Point.
Оборудование:
- Программный продукт фирмы «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - Уроки биологии в 10 классе.
- Мультимедийное приложение к учебнику 9 класса «Биология. Общие закономерности.
- Презентация к уроку.
- Компьютер с мультимедиа, смарт-доска.
- Раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы и домашнего задания.
- Таблица «Царства живой природы».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний и мотивация).
Проводится в форме теста в рамках подготовки учащихся к ГИА по биологии. Вопросы для теста (приложение 1), бланки ответов и ключи к тесту (приложение 2).
3. Подготовка к восприятию нового материала. (Постановка учебной задачи.)
На доске записаны биологические термины: прокариоты и эукариоты.
- По какому принципу живые организмы делят на две группы?
- Какие царства живой природы относятся к каждой группе? (на II-ой вопрос учащиеся отвечают с использованием таблицы «Царства живой природы». (3,4 слайд)
4. Изучение нового материала.
Записываем тему урока в тетради.
- Распространение бактерий, открытие, эволюция. (Сообщение учителя)
Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных. Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера. Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антонии Ван Левенгук в XVII веке. (5 слайд) Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий и цианобактерий относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.
- Строение прокариотической клетки.
а) Формы клеток.
Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооруженным глазом. По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, имеющие шарообразную форму; бациллы или палочки, - вытянутые в длину бактерии, вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии, спириллы – бактерии с вытянутой шпорообразно извитой формой. (6 слайд)
б) Строение прокариотической клетки. (7 слайд).
На доске изображён рисунок бактериальной клетки. Один учащийся подписывает части клетки, остальные делают рисунок в тетради одновременно с ним (приложение 3).
- Оболочка (клеточная стенка)
- Цитоплазматическая мембрана
- Кольцевая ДНК
- Впячивание наружной мембраны
- Запасные вещества
- Вырост наружной мембраны
- Фотосинтезирующие мембраны
- Рибосомы
- Жгутики
Вывод по строению прокариотической клетки. Учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь особенности строения. Затем учитель проверяет правильность написания. (8 слайд)
- Нет ядерной оболочки.
- ДНК кольцевая, свободно лежит в цитоплазме.
- Нет настоящих хромосом.
- Нет органоидов клетки, кроме рибосом.
- Нет хлоропластов, есть фотосинтезирующие мембраны.
- Особенности жизнедеятельности прокариотической клетки.
а) Питание: гетеротрофы и автотрофы.
- Как питается каждая группа? Привести примеры бактерий, которые так питаются. (9 слайд)
По способу питания бактерии делятся на две большие группы: автотрофы и гетеротрофы. К автотрофам, не нуждающимся в веществах, произведённых другими организмами, относятся фотосинтетики (например, пурпурные бактерии и цианобактерии) и хемосинтетики (железобактерии, серобактерии, азотные бактерии). К гетеротрофам относятся паразиты (возбудители гонореи, менингита и пр.) и сапрофиты (например, бактерии гниения или брожения).
б) Способ получения энергии: аэробные и анаэробные. (10 слайд)
По способу получения энергии бактерии делятся на аэробов (большинство бактерий) и анаэробов (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены). Первым для получения энергии нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит.
в) Размножение: деление клетки пополам, нет полового размножения. (11 слайд)
Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях).
г) Способ перенесения неблагоприятных условий среды: образование спор. (12,13 слайд)
При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут годами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240 °С до +100 °С. Их находили невредимыми не только в почти кипящих источниках, но и внутри атомных реакторов. Споры сибирской язвы сохраняли жизнеспособность в почве десятки лет.
Работа со схемой «Образование спор у бактерий». (Приложение 4).
- Значение бактерий в природе. Презентация ученика.
В природе роль бактерий велика. Они широко населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества. Возвращают химические элементы в биологический круговорот. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений (симбиоз) и цианобактерии усваивают атмосферный N2 и превращают его в органические соединения азота. Цианобактерии обогащают атмосферу Земли кислородом в ходе фотосинтеза. По-видимому, именно эти организмы в свое время наполнили атмосферу Земли кислородом при образовании жизни на Земле. Цианобактерии являются индикаторами загрязнения H2O в водоёмах. Они размножаются в водоёмах, загрязнённых органическими веществами, так как имеют 2 способа питания: автотрофный и гетеротрофный.
- Почему бактерии называют санитарами нашей планеты?
- Значение бактерий в жизни человека. Презентация ученика.
И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, квашеную капусту, уксус, вино, а так же ферменты, спирты, лимонную кислоту, антибиотики (микробиологическая промышленность). С помощью бактерий осуществляется очистка сточных вод. Встречаются бактерии симбионты, например кишечная палочка, бифидобактерии, лактобактерии живут в кишечнике человека и помогают ему переваривать клетчатку. Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. (Бактерии гниения). Наиболее опасны болезнетворные бактерии (паразитические бактерии) – источники различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения.
Профилактика осложнений гриппа.
5. Закрепление изученного материала. (слайды 14-19)
6. Домашнее задание: § 25 . заполнить таблицу «Особенности прокариотических и эукариотических клеток», приклеить таблицу в тетрадь по биологии.
(Приложение 5) (слайды 20,21)