"Прокариотическая клетка". 9-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки.

Задачи урока (2 слайд):

Образовательные:

  • сформировать представления учащихся о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической.
  • познакомить учащихся с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной.
  • охарактеризовать строение цианобактерий как представителей прокариотических организмов.
  • познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности бактерий: способами питания, размножением, значением спорообразования в жизни бактерий.
  • вспомнить значение бактерий в природе и жизни человека.

Воспитательные:

  • формировать культуру биологической речи.
  • прививать интерес к предмету биология.
  • гигиеническое воспитание (гигиенические требования при борьбе с бактериями). Профилактика осложнений гриппа.
  • эстетическое воспитание (при использовании программных продуктов).

Развивающие:

  • развивать общеучебные умения и навыки: составлять план урока, делать биологические схемы и рисунки, заполнять таблицы, самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  • развивать интеллектуальные умения учеников: обобщать и делать выводы на основе конкретных примеров, проводить аналогии, сравнивать биологические объекты и процессы.
  • отвечать на проблемные вопросы по данной теме с использованием программных продуктов, делать презентации на компьютере по теме сообщения.
  • формировать навыки работы с тестами в рамках подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по биологии в формате ГИА.

Межпредметные связи:

ИКТ – создание презентаций в Power Point.

Оборудование:

  1. Программный продукт фирмы «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - Уроки биологии в 10 классе.
  2. Мультимедийное приложение к учебнику 9 класса «Биология. Общие закономерности.
  3. Презентация к уроку.
  4. Компьютер с мультимедиа, смарт-доска.
  5. Раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы и домашнего задания.
  6. Таблица «Царства живой природы».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний и мотивация).

Проводится в форме теста в рамках подготовки учащихся к ГИА по биологии. Вопросы для теста (приложение 1), бланки ответов и ключи к тесту (приложение 2).

3. Подготовка к восприятию нового материала. (Постановка учебной задачи.)

На доске записаны биологические термины: прокариоты и эукариоты.

- По какому принципу живые организмы делят на две группы?

- Какие царства живой природы относятся к каждой группе? (на II-ой вопрос учащиеся отвечают с использованием таблицы «Царства живой природы». (3,4 слайд)

4. Изучение нового материала.

Записываем тему урока в тетради.

  • Распространение бактерий, открытие, эволюция. (Сообщение учителя)

Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных. Бактерии – мельчайшие из организмов, обладающих клеточным строением; их размеры составляют от 0,1 до 10 мкм. На обычной типографской точке можно разместить сотни тысяч бактерий среднего размера. Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антонии Ван Левенгук в XVII веке. (5 слайд)  Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий и цианобактерий относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.

  • Строение прокариотической клетки.     
    а) Формы клеток.

Бактерии микроскопически малы, но их скопления (колонии) нередко видимы невооруженным глазом. По форме и особенностям объединения клеток различают несколько групп настоящих бактерий: кокки, имеющие шарообразную форму; бациллы или палочки, - вытянутые в длину бактерии, вибрионы – дугообразно изогнутые бактерии, спириллы – бактерии с вытянутой шпорообразно извитой формой. (6 слайд)

б) Строение прокариотической клетки. (7 слайд).

На доске изображён рисунок бактериальной клетки. Один учащийся подписывает части клетки, остальные делают рисунок в тетради одновременно с ним (приложение 3).

 

  1. Оболочка (клеточная стенка)
  2. Цитоплазматическая мембрана
  3. Кольцевая ДНК
  4. Впячивание наружной мембраны
  5. Запасные вещества
  6. Вырост наружной мембраны
  7. Фотосинтезирующие мембраны
  8. Рибосомы
  9. Жгутики

Вывод по строению прокариотической клетки. Учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь особенности строения. Затем учитель проверяет правильность написания. (8 слайд)

  1. Нет ядерной оболочки.
  2. ДНК кольцевая, свободно лежит в цитоплазме.
  3. Нет настоящих хромосом.
  4. Нет органоидов клетки, кроме рибосом.
  5. Нет хлоропластов, есть фотосинтезирующие мембраны.
  • Особенности жизнедеятельности прокариотической клетки.

а) Питание: гетеротрофы и автотрофы.

- Как питается каждая группа? Привести примеры бактерий, которые так питаются. (9 слайд)

По способу питания бактерии делятся на две большие группы: автотрофы и гетеротрофы. К автотрофам, не нуждающимся в веществах, произведённых другими организмами, относятся фотосинтетики (например, пурпурные бактерии и цианобактерии) и хемосинтетики (железобактерии, серобактерии, азотные бактерии). К гетеротрофам относятся паразиты (возбудители гонореи, менингита и пр.) и сапрофиты (например, бактерии гниения или брожения).

б) Способ получения энергии: аэробные и анаэробные. (10 слайд)

По способу получения энергии бактерии делятся на аэробов (большинство бактерий) и анаэробов (возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены). Первым для получения энергии нужен кислород, для вторых кислород бесполезен или даже ядовит.

в) Размножение: деление клетки пополам, нет полового размножения. (11 слайд)

Бактерии размножаются путем деления примерно каждые 20 минут (в благоприятных условиях).

г) Способ перенесения неблагоприятных условий среды: образование спор. (12,13 слайд)

При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут годами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240 °С до +100 °С. Их находили невредимыми не только в почти кипящих источниках, но и внутри атомных реакторов. Споры сибирской язвы сохраняли жизнеспособность в почве десятки лет.

Работа со схемой «Образование спор у бактерий». (Приложение 4).

  • Значение бактерий в природе. Презентация ученика.

В природе роль бактерий велика. Они широко населяют почву, выполняя роль разрушителей органического вещества. Возвращают химические элементы в биологический круговорот. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений (симбиоз) и цианобактерии усваивают атмосферный N2 и превращают его в органические соединения азота. Цианобактерии обогащают атмосферу Земли кислородом в ходе фотосинтеза. По-видимому, именно эти организмы в свое время наполнили атмосферу Земли кислородом при образовании жизни на Земле. Цианобактерии являются индикаторами загрязнения H2O в водоёмах. Они размножаются в водоёмах, загрязнённых органическими веществами, так как имеют 2 способа питания: автотрофный и гетеротрофный.

- Почему бактерии называют санитарами нашей планеты?

  • Значение бактерий в жизни человека. Презентация ученика.

И в жизни человека роль бактерий огромна. Так, получение многих пищевых и технических продуктов невозможно без участия различных бродильных бактерий. В результате жизнедеятельности бактерий получают простоквашу, кефир, сыр, кумыс, квашеную капусту, уксус, вино, а так же ферменты, спирты, лимонную кислоту, антибиотики (микробиологическая промышленность). С помощью бактерий осуществляется очистка сточных вод. Встречаются бактерии симбионты, например кишечная палочка, бифидобактерии, лактобактерии живут в кишечнике человека и помогают ему переваривать клетчатку. Велика и отрицательная роль бактерий. Различные виды бактерий вызывают порчу пищевых продуктов, выделяя в них продукты своего обмена, ядовитые для человека. (Бактерии гниения). Наиболее опасны болезнетворные бактерии (паразитические бактерии) – источники различных заболеваний человека и животных, таких как воспаление легких, туберкулез, аппендицит, сальмонеллезы, чума, холера и др. Поражают бактерии и растения.

Профилактика осложнений гриппа.

5. Закрепление изученного материала. (слайды 14-19)

6. Домашнее задание: § 25 . заполнить таблицу «Особенности прокариотических и эукариотических клеток», приклеить таблицу в тетрадь по биологии.

(Приложение 5) (слайды 20,21)

7. Выставление оценок за работу на уроке.