Опыт работы в сиротском дошкольном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью, проводимые исследования показывают, что у детей, накопивших уже достаточный объем негативного социального опыта в общении и познании, отмечается бедность эмоционального мира, внутренняя повышенная тревожность, неадекватные реакции на различные явления окружающей действительности, низкий уровень и трудности в усвоении представлений о многообразии окружающего мира и навыков поведения, соответствующих общественным нормам, неадекватность эмоциональной привязанности, отрицательные чувственные проявления.
На сегодняшний день воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии сопровождается научно-методическим обеспечением в виде программ обучения и развития умственно-отсталых детей дошкольного возраста. Каждая из программ, авторами, которых являются Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Екжанова Е.А, Соколова Н.Д., Стребелева Е.А. составлена с учетом специфики развития детей, имеющих отклонения в развитии, но все они нацелены на обучение и развитие детей, воспитывающихся в семье, где дети, если и имеют недостатки в развитии интеллекта, то не лишены возможностей в определенной мере гармоничного развития. Воспитание и обучение ребенка-сироты, имеющего интеллектуальные нарушения – это двойная нагрузка, которая ложится на плечи педагога, работающего с таким контингентом детей.
Запаздывающее, с отклонениями на всех этапах развития, формирование деятельности умственно-отсталых детей и трудности протекания процесса социализации, связанные с отсутствием социального опыта и определенными ограничениями жизнедеятельности в условиях детского дома, привели к тому, что назрела необходимость включения в программу воспитания и обучения умственно отсталых детей-сирот раздела по социальному развитию и разработки планирования занятий на основе имеющихся программ по социально-личностному и эмоциональному развитию.
Современные психолого-педагогические исследования предлагают множество концепций, программ социально-личностного и эмоционального развития, в центре внимания которых базовые свойства личности: самооценка, образ «Я», эмоционально-потребностная сфера, нравственные ценности, знания об окружающем мире, социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми.
Это программы «Я, ты, мы» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, программа социального развития ребенка «Я-человек» С.А.Козловой, раздел по ознакомлению с окружающим «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д.Соколовой, А.П.Зарина, раздел по социальному развитию программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.
Учитывая затруднения педагогов Детского дома при планировании занятий по социальному развитию, в связи с тем, что в имеющихся программах есть только задачи обучения и воспитания, изучив достаточное количество разнообразных предлагаемых программ и рекомендаций для детей дошкольного возраста, использовав все лучшее, что предлагают многие авторы и дополнив, учитывая специфику психического развития детей-сирот с умственной отсталостью, мы решили разработать планирование занятий по социальному развитию в рамках программы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью и включили данный раздел в учебный план, что является одной форм системы работы по социализации детей-сирот с нарушениями интеллекта.
При планировании занятий использовалась доступная для умственно отсталых детей дошкольного возраста детская художественная литература.
Способом систематической фиксации динамики социального развития является диагностическое обследование социального развития детей всех возрастов, проводимое в начале и в конце каждого учебного года.
Планирование занятий по социальному развитию составлено с учетом особенностей психического развития умственно отсталых детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, обращая внимание на имеющиеся у них умения и навыки, знания о себе и окружающем их мире, выявленные путем диагностического обследования, проводимого всеми специалистами Детского дома во всех возрастных группах.
При планировании занятий по социальному развитию, прогнозируя результат, дети должны получить все необходимые для них знания о себе, как о ребенке, человеке, индивидуальности, об их половой идентификации, об окружающем их мире, мире взрослых, в соответствии с их интеллектуальными возможностями такого познания. Воспитанники детского дома должны научиться понимать и различать эмоциональные состояния, чувствовать настроение, выражать свои чувства в соответствии с жизненной ситуацией, проявлять сочувствие близким. Любой ребенок имеет право знать о себе, кто он, откуда, есть ли у него родные и близкие, и задача коллектива педагогов суметь найти те слова и те выражения, которыми они расскажут умственно отсталому ребенку-сироте о семье, и почему на данный момент жизни его семья – это Детский дом и когда он станет взрослым, у него будет своя семья и дети, за которых он будет ответственен.
Занятия в каждой возрастной группе 1 – 4 годов обучения проводятся 2 раза в неделю воспитателем с каждой из 2-х подгрупп. Для обеспечения взаимосвязи в работе специалистов некоторые темы дублируются, как в планировании воспитателей в разделе «Социальное развитие», так и в планировании учителей-дефектологов в разделе «Развитие речи на основе ознакомления с окружающим».
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (1, 2, 3 квартал)
|
Цель занятия |
Ход занятия |
Оборудование |
|
|
Мое имя |
|
1 |
Учить детей реагировать и откликаться на свое имя и фамилию, проявлять эмоциональную реакцию на обращение к нему знакомого взрослого |
1. Игровой момент с куклой Машей («Здравствуйте ребята, меня зовут кукла Маша. А вас как зовут? Давайте познакомимся. Воспитатель от имени куклы спрашивает каждого ребенка, как его зовут (как его имя) 2. Игра с детьми: «Кукла Маша отгадывает имена» |
Кукла |
2 |
Учить детей реагировать и откликаться на свое имя, фамилию, формировать у детей понимание и воспроизведение речевой инструкции взрослого |
1.Игровой момент «Кукла Маша пришла к нам в гости»2. Повторение с детьми их имен и фамилий для куклы Маши.3. Предложить детям тому, кого назвали по имени выполнить речевые инструкции (Маша, встань, Маша возьми…. и т.д.),посмотреть на ребенка, которого по имени называет взрослый |
Кукла Маша |
3 |
Формировать и поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в Детском доме, закреплять умение реагировать и откликаться на свое имя, фамилию, узнавать себя в зеркале |
1. Игровой момент с куклой Машей. Повторение с детьми их имен и фамилий. 2. Игра с детьми: «Узнай себя в зеркале и назови свое имя и фамилию» |
Кукла, зеркало |
|
Я – человек (ребенок и кукла) |
|
|
1 |
Формировать и поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в Детском доме,учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия – куклы |
1. Игровой момент; «Кукла Маша пришла в гости». 2. Рассматривание кукол, выделение их внешних особенностей – чем куклы похожи на детей? (у кукол и детей есть голова, руки, ноги и т.д.) 3. Игра с детьми ( выполнение детьми, по именам, речевых инструкций воспитателя: поднять руку, поднять ногу и т.д.) |
Кукла, картинки с изображением человека и куклы |
2 |
Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия – куклы, узнавать себя в зеркале, знать свое имя |
1. Игровой момент с куклой («Кукла снова пришла в гости и хочет немного поиграть с детьми. Кукла похожа на детей и т.д.») 2. Выделение внешних особенностей (части тела) 3. Кукла Маша обращает внимание на зеркало, видя в нем свое отражение. Читает отрывок из стихотворения А. Барто «Машенька» Спрашивает, кто же посмотрел на Машеньку из зеркала. 4.Предложить детям посмотреть в зеркало и узнать себя одновременно с чтением четверостишия ( называя по имени) |
Кукла, зеркало |
|
Я – человек: (части тела) |
|
|
1 |
Знакомить детей со строением своего тела, продолжать формировать у детей понимание и воспроизведение речевой инструкции взрослого |
1. Игровой момент с куклой 2. Рассматривание строения тела куклы и своего: у меня есть руки, ноги, голова, лицо глаза, рот, нос, уши. 3. Игра с детьми «Покажи у куклы, а затем у себя ручки ножки, глазки, носик, голову и т.д.» |
Кукла |
2 |
Продолжать знакомить детей со строением своего тела, назначением частей своего тела, продолжать формировать у детей понимание и воспроизведение речевой инструкции взрослого, закреплять умение реагировать и откликаться на свое имя, фамилию |
1. Игровой момент с куклой или др.игрушкой 2. Рассматривание и повторение изученных частей тела (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши) 3. Изучение с детьми назначения частей тела: руки нужны, чтобы брать вещи, ноги – чтобы ходить, бегать. 4. Игра с детьми (выполнение детьми, названых по именам, речевых инструкций воспитателя: взять какой-либо предмет, пройтись по дорожке и т.д.) |
Кукла, игрушка-животное, изображение на картине ребенка (мальчика, девочки) с выделенными частями тела |
3 |
Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия – куклы, продолжать формировать у детей понимание и воспроизведение речевой инструкции взрослого |
1. Игровой момент с куклой. 2. Рассматривание куклы, иллюстраций с изображением куклы и человека, выделение их частей тела 3. Игра с детьми (выполнение детьми, по именам, речевых инструкций воспитателя: покажи, Коля, руки, ноги и т.д.) |
Куклы, картинки с изображением человека и куклы |
4 |
Продолжать учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия – куклы, продолжать знакомить детей со строением своего тела |
1. Игровой момент с куклой 2.Повторение с детьми назначения частей тела: руки нужны, чтобы брать вещи и т.д., ноги – чтобы ходить, бегать. 3. Игра с детьми «Девочки покажут ручки, мальчики …. и т.д.» |
Кукла, иллюстрации с изображением девочки, мальчика |
|
|
Мои умения, части тела |
|
1 |
Продолжать знакомить детей со строением своего тела, назначением частей своего тела, умениями |
1. Игровой момент с куклой Машей, которая испачкала ручки 2. Предложить показать детям (с называнием каждого по имени), где у них ручки 3. Показать детям картинку, где девочка моет свои ручки и обсудить ее и предложить детям посоветовать кукле вымыть ее грязные ручки 4. Объяснить детям, что их ручки тоже умеют это делать. |
Кукла Маша, картинка с изображением девочки, моющей ручки |
2 |
Продолжать знакомить детей со строением своего тела, назначением частей своего тела, умениями |
1. Игровой момент с куклой Машей, которая испачкала свое лицо и плачет 2. Вспомнить и показать с детьми, где у них ручки, лицо, на лице глазки, носик, ротик, щечки. Показать части тела с называнием по имени каждого ребенка. 3.Вспомнить, что наши ручки умеют делать. 4. Предложить кукле вымыть ее лицо. Прочитать потешку «Водичка, водичка, умой мое личико» Пояснить детям, что их ручки еще могут мыть свое лицо. |
Кукла Маша, картинка с изображением грустного лица ребенка, картинка с изображением девочки, моющей ручки |
|
Продолжать знакомить детей со строением своего тела, назначением частей своего тела, умениями |
1. Игровой момент « Накормим Машу обедом» 2. Обсудить с детьми из чего ест кукла (тарелка), что держит руками (ложку), из чего пьет (чашки) 3. Обратить внимание детей на то, что чашку, ложку держат ручки. Оказывается, руки могут не только мыть лицо, они еще держат в руках разные предметы (чашку). Вот какие умелые руки у детей. 4. Чтобы наши ручки были более умелыми предложить детям игровую гимнастику для пальцев рук |
Кукла, кукольная посуда |
|
|
Кто – я ( мальчик, девочка) |
|
1 |
Продолжать учить детей реагировать и откликаться на свое имя, учить идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам, девочкам), закреплять умения реагировать на имена сверстников |
1. Игровой момент «Кукла Маша пришла к нам в гости». Повторение с детьми их имен для куклы Маши 2. Кукла Маша предлагает рассмотреть свою одежду (платье), прическу(бантики) и просит детей показать у кого тоже одето платье и на голове бантики, резинки, заколки. Дети (девочки) на которых надеты платья, называют свои имена. Уточнение с детьми, что те дети, на которых надеты платья, бантики – это девочки. 3. Предложить мальчикам назвать имена девочек |
Кукла Маша, иллюстрации с изображением девочек и мальчиков |
2 |
Продолжать учить детей реагировать и откликаться на свое имя, знать имена сверстников, учить идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам, девочкам) |
1. Игровой момент «Кукла Маша пришла к нам в гости». Повторение с детьми их имен для куклы 2. Кукла Маша замечает, что у мальчиков нет такой одежды как у нее и предлагает рассмотреть одежду, которая надета на мальчиках (шорты, брюки, рубашка и т.д., другая прическа, на голове нет бантиков, резинок и заколок и т.д.) 3. Уточнение с детьми, что те дети, на которых одеты шорты, брюки, рубашка и т.д. – это мальчики, а платья, бантики и т.д. – это девочки. 4. Игровой момент: предложить мальчикам назвать имена девочек, а девочкам – имена мальчиков |
Кукла Маша, иллюстрации с изображением мальчика и девочки |
3 |
Учить детей выделять общие отличительные признаки человека и его подобия – куклы, мальчика, девочки, узнавать себя в зеркале |
1. Игровой момент с куклой («Кукла снова пришла в гости и хочет немного поиграть с детьми. Кукла похожа на детей и т.д.») 2. Выделение внешних особенностей мальчиков и девочек 3. Игра с детьми «Узнай себя в зеркале» |
Кукла, иллюстрации с изображением мальчика и девочки, зеркало |
4 |
Продолжать учить детей реагировать и откликаться на свое имя, учить идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам, девочкам) |
1. Игровой момент «Кукла Маша пришла к нам в гости». Повторение с детьми их имен для куклы Маши 2. Кукла Маша рассматривает одежду детей, выделяет признаки одежды мальчиков, девочек, предлагает рассмотреть свою одежду (платье), прическу (бантики) и просит детей показать у кого тоже одето платье и на голове бантики. Дети (девочки) на которых одеты платья, называют свои имена. Уточнение с детьми, что те дети, на которых одеты платья, бантики – это девочки. 3. Кукла обращает внимание на мальчиков, у которых нет платья, бантиков, короткие волосы. Предложить мальчикам назвать свои имена |
Кукла Маша, иллюстрации с изображением девочек и мальчиков |
|
Мой дом |
|
|
1 |
Формировать и поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в Детском доме, знакомить с устройством групповой комнаты (игровая, спальня, кабинет дефектолога туалетная комната и т.д.) |
1. Игровой момент.(Кукла в домике), картинка с собачкой в будке и т.д.) 2. Обсуждение с детьми, что у них есть тоже дом, в их доме есть разные комнаты, где они спят, кушают, играют, занимаются, умываются, ходят в туалет и т,д. 3. Дети показывают кукле, как устроен их дом |
Кукла, картинки с изображением животного в домике, картинки, где девочка укладывает куклу спать, играет и т.д. |
2 |
Формировать и поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в Детском доме, знакомить с устройством групповой комнаты.Учить детей реагировать и откликаться на свое имя, фамилию, формировать у детей понимание и воспроизведение речевой инструкции |
1. Игровой момент Кукла Маша пришла в гости к детям» ( в прошлый раз ей очень понравилось в доме у детей. 2. Повторение с детьми, что есть в их доме 3. Игра с детьми, называя их поименно «Покажи, Катя, кукле где мы умываемся» и т.д. |
Кукла, картинки, где девочка укладывает куклу спать, сидит за столом ест, играет и т.д. |
3 |
Формировать и поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в Детском доме, учить детей воспринимать своих сверстников и выделять их из окружающей среды |
1. Игровой момент «Кукла Маша пришла в гости и увидела много детей» 2. Обсуждение с детьми ситуации, что они не одни, вокруг них есть другие дети, такие же как они. 3. Предложить детям выучить и спеть отрывок «Песенки друзей» 4. Игра «Кто пел песенку, повтори своё имя» |
Кукла, иллюстрация к стихотворению С.Михалкова «песенка друзей» |
4 |
Продолжать формировать и поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в Детском доме, учить детей воспринимать сверстника, взрослых и выделять их из окружающей среды |
1. Игровой момент «Кукла Маша пришла в гости» (Кукле Маше понравилось у детей в прошлый раз и она решила позвать с собой свою подружку 2. Дашу и просит детей назвать свои имена и показать, где они живут, с кем они живут 3. «Угостим кукол обедом» (Куклы приглашают всех детей сесть за стол. Дети, называя свои имена садятся за стол) 4. Куклам понравилось в гостях у детей и они решили подарить детям подарки (вручение подарков поименно) |
Куклы, кукольная посуда, маленькие сюрпризы для детей (открытки и т.д.) |
5 |
Продолжать формировать и поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в Детском доме, создавать условия для накопления детьми разнообр. эмоц. впечатлений, учить идентифицировать себя по полу |
1. Игровой момент «Игрушки пришли в гости» (кукла, мишка, зайчик и т.д.) 2. Предложить детям показать игрушкам, что у них есть в доме где у них в доме и где – место для игр Поинтересоваться у детей, какие игрушки им больше нравятся (девочкам – куклы, мальчикам – машинки и т.д.) 3. Каждый ребенок, называя свое имя, называет игрушку, которая ему нравится и по просьбе взрослого отвечает, кто он девочка или мальчик. |
Игрушки (кукла, мишка, зайчик, машинки и т.д.) картинки с изображением девочки, моющей руки, укладывающей куклу спать, играющей |
6 |
Продолжать формировать и поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в Детском доме, создавать условия для накопления детьми разнообразных впечатлений (экскурсия), формировать у детей эмоциональные и двигательные реакции на позитивный личностный контакт |
1. Игровой момент «Кукла пришла в гости» (поет для детей песенку и танцует) 2. Предложить детям рассказать и показать кукле, что они тоже поют и танцуют, но не здесь, а в другом помещении 3. Экскурсия в муз.зал: объяснить детям, что в музыкальном зале есть взрослый человек – музыкальный руководитель, которого зовут….., который ведет у всех детей занятия, который следит за залом за порядком в зале и т.д. 4. Предложить детям спеть песню, которую они учили вместе с муз.руководителем. |
Кукла |
7 |
Учить детей воспринимать сверстника и выделять его из окружающей среды, знакомить детей с их умениями |
1. Игровой момент «Игрушки пришли в гости» (поздоровались со всеми поименно) 2. Игрушки просят показать им дом и рассказать, что умеют делать дети в туалетной комнате. Чтение потешек «Ай, лады, лады, лады», «Чистая водичка» 3. Игрушки предлагают назвать детям свои имена и выбрать те игрушки, которые нравятся мальчикам и девочкам. |
Игрушки (кукла, мишка, зайчик, машинки и т.д.), иллюстрации |
|
|
Мои чувства |
|
1 |
Учить детей понимать состояние грусти и проявлять эмоциональную реакцию на определенную ситуацию, закреплять умение реагировать и откликаться на свое имя |
1. Игровой момент с игрушкой-зайкой и чтение четверостишия А. Барто «Зайка».Показ картинки с изображением плачущего зайки 2. Показ детям картинки с изображением грустного лица. Предложить детям показать грустное лицо 3. Объяснение детям, что зайка один остался и ему грустно, предложить пожалеть зайку «Кто пожалел зайку» (называние по имени каждого ребенка) |
Игрушка-зайка, иллюстрации к стихам А.Барто, картинка с изображением грустного лица ребенка |
2 |
Учить детей понимать состояние радости и проявлять эмоциональную реакцию на определенную ситуацию |
1. Игровой момент «Кукла Маша пришла в гости» 2. Вспомнить с детьми, как кукла Маша испачкала лицо и плакала, ей было грустно. (Предложить показать плачущее, грустное лицо). Дети ей вымыли лицо, она плакать перестала и ей стало весело. 3. Показать картинку с изображением веселого лица (Предложить детям показать веселое лицо) 4. Игра с детьми «Покажи, Вова, грустное (веселое) лицо» |
Кукла Маша, картинка с изображением грустного и веселого лица ребенка, картинка с изображением девочки, моющей лицо |
3 |
Учить детей понимать состояние грусти, радости и проявлять эмоциональную реакцию на определенную ситуацию |
1. Игровой момент «Кукла Таня пришла к детям и плачет» (кукла плачет, воспитатель рассказывает 1 часть стихотворения А. Барто «Наша Таня» и показывает иллюстрацию. 2. Рассмотреть с детьми ситуацию, спросить, что же надо сделать, как помочь Тане, чтобы она не плакала – достать мячик. 3. Показать детям картинки с изображением грустного лица – Таня плачет, затем с изображением веселого лица, Тане весело, ей достали мячик, она больше не плачет» 4. Предложить девочкам поиграть и показать как Таня плачет, и как Таня радуется. (вариант – девочки показывают, мальчики говорят) |
Кукла, иллюстрации к стихотворениям А. Барто, картинки с изображением грустного и веселого лица) |
5 |
Учить детей понимать состояние грусти, радости и проявлять эмоциональную реакцию на определенную ситуацию, реагировать и откликаться на свое имя, фамилию |
1. Игровой момент «В гости к детям пришел медвежонок». 2. Медвежонок знакомится с детьми, спрашивает каждого ребенка, как его имя, его фамилия. 3. Игровой момент (Медвежонок услышал, что кто-то плачет. Воспитатель приносит мишку с завязанной лапкой. Чтение 1 части стихотворения А. Барто «Мой мишка».) 4. Обсуждение с детьми ситуации, что мишка боялся, что с ним не будут играть дети. Предложить детям пожалеть мишку. Чтение 2 части стихотворения А. Барто «Мой мишка». |
Игрушка-мишка, иллюстрации к стихотворениям А.Барто, картинки с изображением грустного и веселого лица) |
Список использованной литературы:
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». С-б,: «Союз», 2001.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд. испр. и доп. М., «Просвещение», 1973.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М,: «Просвещение», 2003.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: «Владос», 2001. – 208 с.
- Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. М.: «Школьная Пресса», 2004.
- Ковалец И.В. Азбука эмоций. М.: Владос, 2004.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.:Флинта: Московский психолого-социальный институт,1998. – 104 с.
- Прихожан А.М. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества) – М.: Педагогика, 1990.
- Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. М.: 1994. – 209 с.
- Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. Научно-практический сборник. – М.: Илекса,Ставрополь:Сервисшкола,2001. – 288 с.
- Хрестоматия для детей дошкольного возраста М.: «Просвещение»,1990. (стихи А. Барто, С.Михалкова и т.д.)
- Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. Правила поведения для воспитанных детей. М.: «Слово», 2003.