Урок русского языка по теме "Слоги ударные и безударные". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: создание условий для формирования представления о значении ударения в русском языке, о словах-омонимах, развитие фонематического слуха.

Оборудование для урока: учебник, тетрадь, раздаточный материал, цветные карандаши.

Средства обучения: доска, компьютер, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь, электронное пособие к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, Презентация.

Ход урока

1. Актуализация и чистописание.

Ребята! Готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!

  • О чём говорили на прошлом уроке?
  • Что вы уже знаете об ударении? (Ударение – это выделение голосом одного из слогов.)
  • Какой слог называется ударным слогом? Какой слог называется безударным?
  • В каких словах ударение не ставится?
  • Куда обратимся, если сомневаемся в постановке ударения? (Орфоэпический словарь.)
  • Как вы думаете, вы уже всё знаете об ударении? (Нет.)
  • Значит, сегодня на уроке мы продолжим работать над ударением, а что нам предстоит выяснить, узнаем чуть позже.
  • Начнём с чистописания.
  • Чтобы узнать, какую букву будем сегодня писать, отгадайте загадки (отгадки – буквы учитель выставляет на доску).

Взялись за руки друзья
И сказали: “Ты да я – Это мы”.
А между тем получилась буква…(м)

Вот буква вроде шалаша
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит. (А)

На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три. (3)

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О)

Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он как буква… (К)

  • На какие группы можно разделить эти буквы? (Буквы гласных и согласных звуков.)
  • Назовите буквы гласных звуков. Согласных?
  • Буква для чистописания обозначает непарный звонкий согласный звук: м.
  • Мы запишем букву м в сочетании с оставшимися буквами в прямом и обратном порядке: ма мз мо мк ам зм ом км.

2. Самоопределение к деятельности.

  • Ребята, это не просто буквы, это слово-анаграмма.
  • Кто догадался, переставьте буквы и составьте слово.
  • На экране появляются иллюстрации замка и замка (Слайд 1). Почему трудно определить? Что нам поможет выяснить, кто прав. (Ударение.)
  • Поставьте ударение, сделайте вывод (Слайд 2). Записать, поставить ударение.
  • Цель урока: выяснить, какую роль играет ударение в речи.

3. Работа по теме урока.

  • Для чего надо правильно ставить ударение? (Чтобы говорить правильно и писать грамотно.)
  • Упражнение в постановке ударения проводится на карточках со словами из звукового пособия (упр 3). Работая в парах, распределить карточки на три группы в соответствии со схемами, поставить ударение.
  • Встретятся несколько слов, в которых можно ошибиться. Не попадитесь в ловушку. (Банты, шофёр, свёкла.)
  • Проверку по компьютеру выполняет пара, которая выполнила задание первой.

Физкультминутка.

  • Прочитайте предложения (Слайд 3, 4):
  • У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне. У Маши цветы в комнате. Маши мне рукой!
  • Сравните выделенные слова. (написание одинаковое, смысл разный). Покажите силой голоса ударные части выделенных слов.
  • Как вы думаете, какую роль играет ударение? (Помогает понять, о чём идёт речь.)
  • Запишите предложения, поставьте ударение. (Слайд 4)
  • В русском языке часто встречаются слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному и обозначают разные предметы. Такие слова называются омонимы. Например, слайд 5. Как правильно поставить ударение? (Надо знать, о чём идёт речь.)
  • Работа со слайдами 5–11. Записать последнее предложение. Поставить ударение в словах.
  • № 7, с. 42. Записать только те слова, которые на уроке ещё не писали (атлас, атлас, стрелки, стрелки). Поставить ударение.

4. Рефлексия.

  • Если вы выполнили задание правильно, то на полях один из двух записанных предметов вы сможете быстро нарисовать нашими условными цветами (жёлтый, зелёный, красный). Нарисуйте. Что вы нарисовали?
  • Какое значение имеет ударение в речи?
  • Кто запомнил, как называются слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному и обозначают разные предметы?

5. Объяснение домашнего задания № 8, с. 42.