Цель урока: создание условий для формирования представления о значении ударения в русском языке, о словах-омонимах, развитие фонематического слуха.
Оборудование для урока: учебник, тетрадь, раздаточный материал, цветные карандаши.
Средства обучения: доска, компьютер, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь, электронное пособие к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, Презентация.
Ход урока
1. Актуализация и чистописание.
Ребята! Готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
- О чём говорили на прошлом уроке?
- Что вы уже знаете об ударении? (Ударение – это выделение голосом одного из слогов.)
- Какой слог называется ударным слогом? Какой слог называется безударным?
- В каких словах ударение не ставится?
- Куда обратимся, если сомневаемся в постановке ударения? (Орфоэпический словарь.)
- Как вы думаете, вы уже всё знаете об ударении? (Нет.)
- Значит, сегодня на уроке мы продолжим работать над ударением, а что нам предстоит выяснить, узнаем чуть позже.
- Начнём с чистописания.
- Чтобы узнать, какую букву будем сегодня писать, отгадайте загадки (отгадки – буквы учитель выставляет на доску).
Взялись за руки друзья
И сказали: “Ты да я – Это мы”.
А между тем получилась буква…(м)
Вот буква вроде шалаша
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит. (А)
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три. (3)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О)
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он как буква… (К)
- На какие группы можно разделить эти буквы? (Буквы гласных и согласных звуков.)
- Назовите буквы гласных звуков. Согласных?
- Буква для чистописания обозначает непарный звонкий согласный звук: м.
- Мы запишем букву м в сочетании с оставшимися буквами в прямом и обратном порядке: ма мз мо мк ам зм ом км.
2. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, это не просто буквы, это слово-анаграмма.
- Кто догадался, переставьте буквы и составьте слово.
- На экране появляются иллюстрации замка и замка (Слайд 1). Почему трудно определить? Что нам поможет выяснить, кто прав. (Ударение.)
- Поставьте ударение, сделайте вывод (Слайд 2). Записать, поставить ударение.
- Цель урока: выяснить, какую роль играет ударение в речи.
3. Работа по теме урока.
- Для чего надо правильно ставить ударение? (Чтобы говорить правильно и писать грамотно.)
- Упражнение в постановке ударения проводится на карточках со словами из звукового пособия (упр 3). Работая в парах, распределить карточки на три группы в соответствии со схемами, поставить ударение.
- Встретятся несколько слов, в которых можно ошибиться. Не попадитесь в ловушку. (Банты, шофёр, свёкла.)
- Проверку по компьютеру выполняет пара, которая выполнила задание первой.
Физкультминутка.
- Прочитайте предложения (Слайд 3, 4):
- У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне. У Маши цветы в комнате. Маши мне рукой!
- Сравните выделенные слова. (написание одинаковое, смысл разный). Покажите силой голоса ударные части выделенных слов.
- Как вы думаете, какую роль играет ударение? (Помогает понять, о чём идёт речь.)
- Запишите предложения , поставьте ударение. (Слайд 4)
- В русском языке часто встречаются слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному и обозначают разные предметы. Такие слова называются омонимы. Например, слайд 5. Как правильно поставить ударение? (Надо знать, о чём идёт речь.)
- Работа со слайдами 5–11. Записать последнее предложение. Поставить ударение в словах.
- № 7, с. 42. Записать только те слова, которые на уроке ещё не писали (атлас, атлас, стрелки, стрелки). Поставить ударение.
4. Рефлексия.
- Если вы выполнили задание правильно, то на полях один из двух записанных предметов вы сможете быстро нарисовать нашими условными цветами (жёлтый, зелёный, красный). Нарисуйте. Что вы нарисовали?
- Какое значение имеет ударение в речи?
- Кто запомнил, как называются слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному и обозначают разные предметы?
5. Объяснение домашнего задания № 8, с. 42.