Уроки разработаны на основе Технологии развития критического мышления. Основа технологии – трёхфазная структура урока (вызов, осмысление, рефлексия).
Суть первой стадии – пробуждение у учащихся интереса к получению новой информации. Сначала каждый ученик вспоминает все, что знает по проблеме, затем происходит обмен информацией. Ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.В результате обсуждения формулируется цель урока. На второй стадии – осмыслении, ученики решают задачи, помогающие им: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями. Эта стадия предусматривает активную работу со схемами, с текстом. Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Применение описанной выше технологической модели соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных способностей.
Список литературы:
- Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011.
- С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
Тип урока: Введение в курс.
Цели урока:
- Воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности.
- Содействие становлению социального поведения, формированию способности к личному самоопределению
- Формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём.
- Овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные
- Освоение учащимися способов познавательной и коммуникативной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
- Формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для осуществления гражданской деятельности, развития межличностных отношений; для соотнесения собственного поведения с нравственными ценностями и нормами поведения.
Задачи:
Образовательные:
- формирование и углубление представлений о уникальности каждого человека, о единстве в нём биологического и социального;
- определение факторов, влияющих на становление личности в обществе;
Развивающие:
- развитие навыков анализа и мотивация к самостоятельному анализу социальной информации;
- обучение навыкам выявления причинно-следственных связей;
- мотивация к самостоятельному выявлению проблем и поиску способов их решения;
- обучение способам получения и анализа новейшей информации.
- развитие навыков критического чтения, осмысления и анализа;
- формирование навыков внесения конструктивных предложений;
Воспитательные:
- развивать умение формулировать собственную позицию по жизненно важным проблемам
- создавать условия для личностной рефлексии
Содержательные элементы: Человек, индивид, индивидуальность, личность. Биосоциальная сущность человека. Этапы социализации. Поиск смысла жизни. Человек и общество. Правовой статус человека. Науки, изучающие человека и общество.
Результаты:
Личностные:
- Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни.
- Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны
- Ценностные ориентиры, основанные на уважении к правам и свободам человека как высшей ценности
Предметные:
- Относительно целостное представление об обществе
- Знание базовых понятий школьного курса «Обществознания»
- Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности
- Умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей, давать оценку процессам, происходящим в обществе
- Приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
- Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Метапредметные:
- Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность
- Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций
- Овладение различными видами публичных выступлений и следование этическим нормам
- Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности
Используемые интерактивные технологии, методические приемы:
- «Мозговой штурм»
- Составление кластера
- Составление сравнительной таблицы
- Беседа «Ваши предположения»
- Синквейн, ПОПС-формула
Кластер. Последовательность действий проста и логична: написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы, записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы, по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.
Приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие) помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…», делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить. Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Оснащение урока:
- УМК под редакцией Боголюбова Л.Н.;
- Компьютер, презентационное оборудование, компьютерная презентация.
Вводный урок. Обществознание. 7 класс.
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | Приём | Время |
Стадия вызова | Формулирование проблемы: «Что меняется в жизни человека, при достижении возраста 14 лет?» | Мозговой штурм, составление кластера | 5-7 минут | |
Стадия осмысления | Работа над понятиями: паспорт, гражданин, государство, право- и дееспособность, права и обязанности. | Определение понятий | беседа | 30 минут |
Вспомните, какие вопросы мы обсуждали в 6 классе? | Участие в беседе | беседа | ||
Как вы думаете, что может быть включено в программу 7 класса? | * | предположение | ||
Давайте сопоставим ваши предположения и содержание оглавления учебника 7 класса | * | беседа | ||
Какие рубрики учебника и чем именно помогали нам учиться? (Вспомни. Обсудим вместе. Поэтическое слово. Жил на свете человек. Путешествие в прошлое. Проверь себя. В классе и дома. Словарь. Заключение) | * | составление кластера | ||
Какие новые рубрики появились в учебнике 7 класса? Почему? | * | беседа | ||
Что может вам помочь, кроме учебника, разобраться в курсе обществознания? | дополнить кластер | составление кластера | ||
В 7 кл. вы продолжите изучать не только курс обществознания, но и курс истории. Сравните. | Участие в беседе, заполнение таблицы | Составление сравнительной таблицы | ||
Стадия рефлексии | Составление синквейна (напомнить правила)Как вы думаете, где могут пригодиться ваши знания? | Обществознание – это… | синквейн | 5-7 минут |
Домашнее задание | Чтение вводной статьи учебника |
Вводный урок. Быть личностью. Обществознание. 8 класс.
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | Приём | Время |
Стадия вызова | Изложение притчи о баснописце Эзопе и рабовладельце Ксанфе, формулирование вопросов | Анализ текста, ответы на вопросы | ПОПС-формула | 7-10 минут |
Стадияосмысления | Давайте попытаемся ответить на вопросы. Кто я? Какой я? Зачем я? Почему я такой? |
Участие в беседе, составление кластера; ранжирование факторов, влияющие на становление личности, составление диаграммы, сопоставление результатов с данными в рабочей тетради (тема 1, задание 5, стр. 6) | Кластер «Простые вопросы»; составление диаграммы | 25-30 минут |
Как вы думаете, на каком этапе жизни человек начинает задумываться над подобными вопросами? Выделяют три этапа становления человека: адаптация, индивидуализация, интеграция. Предположите, что подразумевают эти стадии? |
Участие в беседе, заполнение таблицы в рабочей тетради (тема 1, задание 4, стр. 6); работа с текстом учебника |
Сравнительная таблица Предположения. |
||
Стадия рефлексии | Проанализируйте текст. Мы начали урок с притчи об Эзоп и Ксанфе и завершаем высказыванием И. Канта. А теперь дайте свой вариант ответа. Личность - это | Анализ текста, ответы на вопросы.Составление синквейна. | ПОПС-формула синквейн |
7-10 минут |
Домашнее задание | Прочитать параграф 1, ответить на вопросы. Рабочая тетрадь . |