Цель: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством, историей ).
Тип урока: комбинированный.
Форма организации урока: индивидуальная и групповая.
Использование технических средств на уроке: интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр.
ХОД УРОКА
Слайд №1 (с высказыванием К.Глюка)
Оргмомент: дети рассаживаются за парты по группам.(4-6 человека), карандаши и бумага, пакетики со смайликами.
Слайд №2 (с названием Разминка)
Учитель: задание №1: посмотрите на доску.
На доске фамилии композиторов, из них надо выбрать, кто входил в состав «Могучей кучки». Если ответы правильные, то откроются портреты композиторов, а если нет, то фамилии пропадут. Ученики совещаются, а затем представитель от группы идет к доске и показывает на одну из фамилий (все должны принять участие в выполнении заданий.)
Учитель: Ребята посмотрите на доску. Вы получили 2 задание. Надо выбрать из названий произведений и фамилий композиторов пару соответствующую литературному и музыкальному произведению, если пара неверно названа, то фамилия упадет вниз. Задание понятно?
Ученики: Да
После обсуждения представитель от каждой группы выходит к доске . Дают объяснение и показывают на доске.
Слайд №5 (отгадай мелодию)
Учитель: Ребята! С каждым заданием мы
всё ближе приближаемся к теме урока. Сейчас вы
прослушаете фрагменты музыкальных произведений.
Надо не только правильно дать название
музыкального произведения, но и дать
характеристику музыкальному образу, это поможет
в плотную подойти к теме урока (звучат на
дисках муз. фрагменты).
Все ребята принимают участие в ответах (ответы
ко всем заданиям регламентированы).
Учитель: После ваших ответов теперь мы
сможем отгадать и тему урока. Но зная как вы
любите загадки я и сейчас прошу у вас помощи. Мы с
вами современные люди и видя как вы любите играть
на своих мобильных телефонах, вам надо будет
набрать указанный номер и отгадать тему урока.
Каждой цифре соответствуют определённый набор
букв. Как только отгадаете, представитель от
каждой группы выйдет к доске и, нажимая на
клавиши, напишет свое слово.
А теперь внимание на доску.
Слайд №6 (на слайде изображен мобильный телефон с цифрами и слогами, а рядом написан нужный номер)
Ребята приступают к работе, через определённое время тема урока написана на экране телефона.
Учитель: Молодцы! А теперь зная тему урока попробуем доказать возможно ли увидеть музыку и услышать живопись. Приведите пример и докажите ,что это возможно.
Ученики приводят свои примеры из музыкальных фрагментов и анализируя музыку фрагментов, рисуют устно образ муз.произведения. После ответа ребят, на доске появляется ряд картин и звучат несколько фрагментов из музыкальных произведений.
Задание: Надо подобрать один музыкальный фрагмент из услышанных, который подходит только к одной картине из показанных и объяснить почему эта музыка подходит к этой картине.
Ученики слушают музыку и готовят свои ответы. У всех групп учащихся получился правильный ответ.
Рефлексия
Слайд №13 (на слайде находятся 3 картины: «Три богатыря» Васнецова; кадр из художественного фильма: «Александр Невский» и портрет «Дмитрия Донского» и несколько вопросов).
– Что объединяет эти картины?
Ученики: Эти картины объединяет образ русского богатыря – защитника Родины, героический образ ,сильный характер История и исторические факты и музыке должны соответствовать этим образам и характерам. Это может быть 1 часть «Богатырской» симфонии А.Бородина или кантата С.Прокофьева «Александр Невский» – «Вставайте люди, русские».
На доске появляются:
Слайд №14 (высказывание о музыке)
Слайд №15 (Спасибо!)
Ребята достают из конверта смайлики и оценивают урок.
– На этом урок окончен. Спасибо!