Цели:
- познакомить учащихся со словами, которые выражают чувства, но не называют их;
- показать роль этих слов в речи;
- учить выражать свои чувства в речевой деятельности;
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- развивать интерес к родному языку
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности
Приветствие гостей.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Он полон открытий
И полон тревог.
Ты учителя слушай,
Чтоб задания выполнить смог.
– С какими частями речи мы познакомились на
прошлых уроках? (Существ., прилаг., глагол)
– А всё ли мы сейчас знаем в русском языке?
– А хотите узнать?
– Тогда, вперёд! Нас ожидают новые открытия!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
– Прочитайте слова на доске.
Стол, весёлый, ах, лежит, большой, ох, лист.
– Подумайте, на какие группы можно их разделить? (На прилагательные, глаголы, существительные)
Прикрепляю карточки. Дети делят слова и задают к ним вопросы
– А почему остались «ох» и «ах»? Куда же можно отнести их?
III. Постановка учебной задачи
– Можно ли их отнести к сущ,? К прил.? К глаг?
Почему?
– Как бы вы их назвали? Попробуйте придумать им
название и записать фломастером на листочке.
(Вывешиваю детские листочки)
– У нас получилось много разных версий, как вы
думаете почему? (Мы ничего не знаем про них)
– Какую цель поставим сегодня перед
собой на уроке? (Узнать что это за
слова)
(На доске Цель: узнать)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
– Как же всё обстоит на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами.
VI. Поиск решения
1. Просмотр мультфильма « Ах и Ох».
– Как вы думаете Ох и Ах – это слова? Какие есть
мнения?
– Как звали братьев?
– Что обозначают Ах и Ох? (Это имена)
– А вот в предложениях: «Ах, какое утро!», «Ох,
встал я рано!»
«ах» и « ох» – тоже имена? (Нет)
– Что же они обозначают?
Интересная возникает ситуация: в одних
предложениях Ах и Ох – имена, а в других ах и ох
вроде бы ничего не обозначают. Может ли это быть?
Что же это за слова такие?
– Обратимся к нашему помощнику – учебнику.
Возможно, он поможет нам решить эту проблему?
2. Работа с учебником ( с.66)
– Рассмотрите новый кадр. Что увидели Катя
Персикова и Вова Колесников? (Подснежник)
– Какие чувства они испытывают? (Ответы детей)
– Как вы думаете, что они сказали о цветке.
Мальчики выскажитесь за Вову, девочки – за Катю.
Расскажите свои предложения сначала друг другу,
а затем послушаем ваши предложения.
(Выслушиваем варианты ответов)
– А знаете, что сказали мне сегодня утром Катя и
Вова?
– Ах, какая прелесть!
– Ой. Обычный цветок!
– Кто из детей мог сказать первое предложение, а
кто второе?
– Как вы догадались, что первое предложение
сказала Катя, а второе – Вова? (Восхищение,
безразличие)
– Что в предложениях помогло нам понять, какие
чувства испытывают Катя и Вова к цветку? (Слова
«ах» и «ох»)
Вывод: «Ах» и «ох» – это слова, но они
особенные.
– В чем же их особенность? Давайте понаблюдаем!
3. Упражнение 103, с 66
– Прочитайте предложения.
– Найдите и прочитайте слова, которые выражают
различные чувства.
Ах! – радость, удовольствие
Ох! – неудовольствие
Ух, – страх, испуг
– А как вы догадались? Разве слова ах, ох, ух
назвали эти чувства? (Нет, выражали их)
– Сделайте вывод, о каких словах идет речь на
уроке. (О словах, которые выражают чувства, но
не называют их)
– Придумайте название нашему уроку
4. Сообщение темы урока
– Тема нашего урока звучит так (открываю
запись)
– Прочитайте хором (Слова, которые выражают
различные чувства, но не называют их)
– Наши мнения как видите, совпадают.
– Слова, которые выражают различные
чувства, но не называют их,
называются в русском языке междометиями. Это
особая часть речи.
– В переводе с латинского языка это слово
обозначает « брошенное между».
– Так в какую же группу отнесем наши слова,
которые остались в начале урока? (Междометия)
5. Работа с определением ( учебник с.68)
– Давайте узнаем, что о междометии говорит
учебник ( Дети читают вслух).
– Прочитайте первое предложение. Что нужно
запомнить? Прочитайте второе предложение. Что вы
узнали о словах – междометиях?
– Какие вы молодцы! Учебник подтвердил
правильность ваших предположений. С третьей
частью этого определения мы будем работать на
следующем уроке.
– Интересно узнать, а какую роль играют
междометия в речи? Давайте понаблюдаем вместе.
V. Первичное закрепление
Открываю записи и рисунок на доске: (Слайд 1)
1 вариант
__ , как прекрасно !
__! Завтра каникулы!!!
2 вариант
__ , ну и трудная работа!
__, растяпа …
– Прочитайте эти предложения. Какие чувства в
них выражены? (Радости, восхищение, усталости,
разочарования)
– Какие слова пропущены? (Междометия)
(Устный разбор по предложениям)
– Назовите «опасные места» в словах.
– Запишите предложения по вариантам, вставив
недостающие слова – междометия. Опасные места
подчеркните.
Слайд 2 – проверка.
– Прочитайте предложения, которые вам
понравились
– Найдите и прочитайте слова, которые выражают
различные чувства.
– Какие это чувства?
Ах – восхищение
Ура – радость, восторг Эталон прикрепляю к доске
Ох – усталость
Фу – разочарование
Ух – страх, испуг
– Сделайте вывод, какое значение в речи имеют междометия.
Слайд 3
Вывод: с помощью междометий можно выразить различные чувства; эти слова делают речь ярче, богаче, эмоциональнее.
VI. Самостоятельная работа
– Возьмите белую карточку.
– А теперь самостоятельно в карточках вставьте в
предложения подходящие местоимения (если
выполнили – встаёте)
1. ___ , устал я сегодня.
2. ___! Наш класс занял первое место!
3. ___ , грязнуля …
4. ___ , какая прелесть!
Слайд 4 Проверка по образцу (у кого правильно ставит + , если нет ?
– У кого все плюсики встаньте?
– Где возникло затруднение, почему? (Эталон)
– Что интересного вы видите читая и записывая
предложения с междометиями? (Ставится запятая в
конце предложения . ! …)
Слайд 5
Физминутка для глаз
VII. Включение в систему знаний
– Давайте выполним задание в зеленых карточках
– Прочитайте задание.
– Что нужно сделать?
– Это задание нам знакомо? Оно трудное?
– Возьмите ручку и цифрами укажите порядок слов
в предложениях.
- Прочитай. Из слов каждой строчки составь предложения этого текста
- Запиши свой текст. Придумай последнее предложение так, чтобы в нём было междометие.
- Докажи, что у тебя получился текст.
- Почему выделенное слово написано с большой буквы?
Удивительный слонёнок
на, удивительный, жил, свете, Гаврюша,
слонёнок.
поднимался, он, на , ноги, танцевал, задние, вальс,
и.
и, кружился, кланялся, Гаврюша.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)
– Итак, с какими словами мы познакомились на
уроке?
– Кто запомнил, как они называются?
– Приведите примеры слов – междометий.
– Для чего в нашей речи нужны междометия? (С
помощью междометий можно выразить различные
чувства, делают речь ярче, богаче, эмоциональнее)
– А теперь я расскажу вам стихотворение о
междометии, а вы будете мне помогать.
– Мне, – сказало Междометье, –
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье, похвалу, упрёк, запрет.
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово… (ах!)
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово… (ох!)
Кто встречается с бедой,
Произносит слово … (ой!)
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово … (эй!)
У кого захватит дух,
Произносит слово … (ух!)
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
– Запишите в тетрадь все междометия, которые вы
услышали на уроке и запомнили. (Проверка один
ученик читает)
– А теперь оцените свою работу за весь урок, если
у вас всё получилось, то прикрепите магнитик с
улыбкой к радостному Пушистику. Если получилось
не всё, то к задумчивому Пушистику.
IX. Домашнее задание
– Домашнее задание в синих карточках
– Придумайте 2 предложения с междометиями и
запишите их в тетрадь.
Задание на карточках:
– Какие чувства будет выражать междометие « ах» в следующих предложениях?
1. Ах, какая красота: кукла в пёстром платье!
2. Ах, милый мой кот, ты хорош и пригож.
3. Ах, едва я стою на ногах…
4. Ах, тётенька-тётенька, это придирка – и в сушке. И в бублике тоже есть дырка!
5. Ах, как я боюсь!