Урок окружающего мира по теме "Путешествие в царство грибов"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование целостного восприятия природы, как исторически сложившейся сложной экосистемы; расширение кругозора детей.

Задачи:

  • познакомить с многообразием царства «грибы», их средой обитания;
  • закрепить знания учащихся о съедобных и несъедобных грибах;
  •  выяснить роль грибов в природе и жизни человека;
  • формировать необходимость чуткого, бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты занятия: расширение знаний и кругозора учащихся.

Ресурсы: таблица «Грибы», коллекция «Съедобные и несъедобные грибы», презентация «Мир грибов».

План занятия:

1. Вступление. Объявление темы и целей занятия.
2. Основная часть.
   2.1. Историческая справка.
   2.2. Строение гриба.
   2.3. Среда обитания.
   2.4. Съедобные и несъедобные грибы.
      – признаки отравления.
   2.5. Заповеди грибника.
   2.6. Грибы в природе и жизни человека.
      – грибы в природе;
      – грибы в медицине;
      – чайный гриб;
      – плесень.
3. Заключение.

Ключевые понятия: гриб, шляпка, ножка, грибница, среда обитания, съедобные и несъедобные грибы, плесень, пенициллин, охрана природы.

ХОД УРОКА

1. Вступление

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим с вами экскурсию по летнему лесу. С собой мы возьмём лукошко, нож, палочку. Кто скажет, зачем нам все эти вещи, что мы будем с вами искать в летнем лесу? (Ответы детей)

– Правильно, сегодня отправляемся в чудесный мир грибов. А поможет нам в путешествии Старичок-Лесовичок.

2. Основная часть

2.1. Историческая справка

С древнейших времен грибы играли в питании человека очень важную роль. Ясно, что уже охотники и собиратели доисторической эпохи умели распознавать как их питательные свойства, так и содержание яда во многих видах. Первым изображением гриба специалисты считают наскальный рисунок в египетской царской гробнице, относящийся к 1450 году до н.э.
Чем дальше развивались естественные науки, тем больше внимания врачи и ученые уделяли грибам. К тому же периоду относятся и первые письменные сообщения о грибах. В документах называют все больше видов, хотя и без подробных описаний. Так, уже Гиппократ, греческий врач и основатель научной медицины (ок. 460-375 гг. до н.э.), в своих трудах писал и о грибах, и об их значении для медицины. Но систематики и классификации известных видов не существовало. В те времена мало знали также и о возникновении, структуре и самой жизни грибов. Их место в мире растений первым определил Теофраст (372-287 гг. до н.э.), ученик Аристотеля.
– А как объясняли ядовитость грибов?
Ядовитость иных грибов объясняли местом их произрастания. Так, Плиний Старший (23-79 гг.) писал, что грибы, растущие поблизости от змеиных гнезд, ржавого железа или других отходов, ядовиты. Это убеждение сохранилось до позднего Средневековья. А в первой иллюстрированной книге, посвященной травам (1560 г.), грибы изображены вместе с извивающимися змеями.
Это учение, соединяясь с укорененным в народе страхом перед грибами, неизбежно приводило к тому, что грибы представлялись явлением таинственным и связанным со злыми силами. Их считали колдовским, дьявольским творением или орудием ведьм. Об этом свидетельствуют народные названия многих видов: ведьмино яйцо, сатанинский гриб и т. п. или такое выражение, как «ведьмин круг». Во многих местностях эти предрассудки сохранились до нашего времени, и даже сегодня есть еще люди, которые уничтожают или давят грибы в полном убеждении, что делают полезное дело.
На исходе Средневековья, когда начали бурно развиваться все естественные науки, возникли новые положения и в науке о грибах. До середины XX века грибы относили к царству растений. На сегодняшний день, это одно из царств живой природы.

2.2. Строение гриба

Грибы очень разнообразны по размерам и форме, бывают одноклеточные грибы, например, дрожжи, а у других тело состоит из плодового тела и грибницы. Плодовое тело – это шляпка и ножка гриба.

2.3. Среда обитания

Лесовичок:  А где растут грибы? (Ответы учащихся)
– Правильно, грибы можно встретить везде: в лиственном лесу, хвойном лесу, смешанном лесу, на поляне, на лугу, на деревьях, камнях, в жилых помещениях, на продуктах питания и т.д. Но нужно помнить, что есть грибы, которые растут только в определённом месте, а есть грибы, которые прекрасно себя чувствуют повсюду, почти во всех лесах.

2.4. Съедобные и несъедобные грибы

– Грибы очень питательны. В сухом веществе грибов очень много белков, жиров, сахара. Один килограмм сухих белых грибов – это 3 кг мяса, 3 кг рыбы, 5 кг картофеля.
По степени съедобности грибы обычно делят на четыре группы.

Съедобные грибыв эту группу входят грибы, которые можно использовать в пищу без предварительной обработки, то есть после чистки сразу жарить, тушить и т. д. Например, груздь, белый гриб, подберёзовик, подосиновик, опенок летний. Мухомор серо-розовый – хороший съедобный гриб. Употребляют в пищу в вареном, жареном, но чаще тушеном виде. Из съедобных мухоморов в наших лесах растет мухомор толстый (Amanita spissa). У него серо-коричневая шляпка с хлопьями и утолщенная ножка с белесоватым кольцом, на котором четко видны бороздки. Имеет запах сырого картофеля. Плодоносит с июня по октябрь, под дубом и березой. Мухомор толстый путают с ядовитым мухомором пантерным (Amanita pantherina). У него ножка с гладкими кольцами из остатков вольвы. Имеет слабый редечный запах.

Условно съедобные грибы в сыром виде ядовиты или обладают горечью. После варки ядовитые или горькие вещества растворяются в воде и грибы становятся пригодными к употреблению в пищу. К условно съедобным относятся также грибы, которые можно использовать только после сушки, вымачивания и других видов предварительной обработки. Следует заметить, что некоторые условно съедобные грибы (например, сморчки, рядовка фиолетовая, волнушки) отличаются очень высокими вкусовыми качествами.

Несъедобные грибы отличаются, как правило, неприятным запахом или вкусом или имеют очень жесткую мякоть.

Ядовитые грибы обладают токсичностью, не исчезающей после обработки. К ядовитым грибам относятся 32 вида. Самый опасный гриб – бледная поганка. Встречается она часто. Неопытные грибники иногда путают ее с шампиньонами или сыроежками. В поганке, как и в других грибах, очень много аминокислот, жиров и других полезных веществ. Но «ложка дегтя портит бочку меда»: гриб содержит сильный яд – аманитотоксин. Он не разрушается при термической обработке, не растворяется в воде. Одна бледная поганка, попавшая в пищу, может погубить трех-четырех взрослых людей. Довольно часто встречается ее близкий родственник – мухомор пантерный. К счастью, его острый, редечный запах обычно отпугивает грибников. По неприятному, «аптечному» запаху легко отличить от съедобных ядовитые шампиньоны – темно-чешуйчатый и рыжеющий. Нередки отравления ложными опятами: серно-желтым и кирпично-красным. Обычно это бывает осенью, когда масса городских жителей устремляется на добычу урожайного осеннего опенка. Опасного двойника имеет и съедобный дождевик.

 Ядовитые грибы обладают токсичностью, не исчезающей после обработки! Отравления  иногда заканчиваются смертельным исходом!

Признаки отравления: резкая боль в животе, холодный пот, непрекращающаяся рвота, сильный понос, жажда, слюнотечение. Признаки могут проявляться уже через 30 минут после употребления ядовитого гриба. Нужно срочно вызвать врача, а до этого пострадавшему оказать первую помощь: дать выпить 2-3 стакана подсоленной воды, вызвать рвоту, уложить больного на живот, а затем дать крепкого чая или кофе с молоком. Есть категорически запрещается! Самый лучший способ избежать отравления грибами – есть только грибы, купленные в магазине.

2.5. Заповеди грибника

  1. Собирайте грибы в экологически чистых местах. Не рекомендуется брать грибы вдоль больших дорог, вблизи промышленных предприятий.
  2. Собирайте грибы с любовью, помня заповедь – не навреди! Осторожно срезайте или выкручивайте плодовое тело, чтобы как можно меньше повредить грибницу.
  3. Не жадничайте, собирайте молодые и средней зрелости грибы. Не рекомендуется брать старые плодовые тела, в которых накапливается много продуктов обмена веществ. Не забывайте, что ими также можно отравиться.
  4. Относитесь к грибам с уважением. Не забывайте, что они приносят пользу, выполняя свою роль в природе: помогают растениям выжить, образуя на их корнях микоризу и разлагают отмершие растительные остатки.
  5. Будьте культурными грибниками: не сбивайте ногой и не топчите не понравившийся гриб. Не забывайте, что грибы – красота нашей природы!

2.6. Грибы в природе и жизни человека.

– грибы в природе;

Впрочем, основное значение для природы и человечества имеет все-таки традиционная грибная роль – переработчиков органических останков в простейшие неорганические соединения. Да-да, грибы – это те самые «санитары леса», без них «жизнь скоро бы задохнулась под все более толстым слоем останков».

– грибы в медицине;
– чайный гриб;
– плесень.

Плесневые грибы распространены повсеместно. В основном, обширные колонии вырастают в тёплых влажных местах, в питательных средах.
Плесневые грибы достаточно широко используются человеком, применяются для производства лимонной кислоты из сахаристых веществ.

3. Заключение

– Подводим итоги экскурсии:
– Что нужно взять с собой в грибной поход?
– Как правильно нужно собирать грибы?
– У каких грибов и диких животных одинаковое название? (Лисички)
– Из чего состоит гриб?
– Есть ли у гриба корни? (Нет, у них грибница)

Видом соблазняем
Мясом отравляем
Кто здоровьем дорожит,
Тот от нас всегда бежит. (Мухоморы)

– Почему говорят «растут как грибы»? (Размножаются очень быстро)
– Из каких грибов получают антибиотики? (Пенициллин)

Угадай гриб:

– Шляпка у него на ощупь сухая, иногда чуть бархатистая, она бывает разных оттенков, жёлто-бурая, коричневая, ножка белая, покрытая пятнышками, растёт он по соседству с лесными белоствольными деревьями. (Подберёзовик)

– Белый балахон, красная шапочка на нём, этот гриб находится под пнями деревьев, от названия этого дерева и пошло название этих грибов. (Подосиновик)