Урок математики по теме "Закрепление изученного материала по решению задач". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: воспитание уважения и гордости к истории своей страны


Класс: 1.

Программа: “Школа России”.

Тип урока: закрепление, повторение изученного материала.

Межпредметные связи: “Литературное чтение”, “Окружающий мир”.

Цели:

  1. Образовательные: повторить знания состава чисел до 20; закрепить и совершенствовать умения решать задачи изученных видов;
  2. УУД:

– личностные: умение высказывать свою точку зрения, свои предположения; способность к самооценке;
– регулятивные: умение определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленными задачами, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, навыки работы в паре, коллективно;
– познавательные: повторить виды изученных задач, совершенствование умений их решать, развитие интереса к изучению математики; развитие интереса к истории родной страны и родного города; приобщение к детской литературе; воспитание интереса к чтению.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, мяч, книга С.П. Алексеева “Рассказы о Суворове”.

Подготовительная работа: заучивание песни “Солдатушки, бравы ребятушки” на уроках музыки, сообщения детей “Атолл”, “Астероид”, слушанье рассказов С.П. Алексеева о Суворове, рассказ учителя о жизни полководца.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Задание “Собери слово” *******

1 буква обозначает звук, который является парным для звонкого согласного з;

3 и 7 буквы обозначают звук, который является парным для глухого согласного ф;

5 буква обозначает звонкий непарный согласный звук.

Дети собирают слово “Суворов”. (Учитель демонстрирует первый слайд презентации.) Ученики хором прочитывают имя, отчество и фамилию героя.

Презентация

2 слайд – портрет полководца.

Учитель: Как вы думаете, что нам сегодня предстоит сделать на уроке математики? Какую работу вы хотели бы выполнить на нашем уроке? Какие мы поставим для себя задачи?

Ответы детей.

Учитель обобщает высказывания и формулирует цель урока:

– Сегодня мы повторяем и закрепляем полученные знания по математике, а так же пополним знания о выдающемся русском полководце Александре Васильевиче Суворове.

3. Устное решение задачи:

3 слайд.

“За свои победы Суворов получил 12 орденов, 2 золотые шпаги с бриллиантами и 1 большой крест. Сколько всего наград получил Суворов?”

Ответы учеников.

Учитель, выслушав варианты ответов, проговаривает решение задачи. Ученики самостоятельно оформляют решение и ответ в тетрадях.

12+2+1=15(н) – всего.

Ответ: 15 наград.

4. Состав числа 15.

Учитель задаёт вопросы:

– Что вы могли бы рассказать о числе 15?

– Из чего состоит число 15?

– Как можно получить 15?

– Какое число удобно вычесть из 15?

5. Устное решение примеров.

Учитель: “Александр Васильевич возглавлял русские войска в 19 веке, а в те времена бои велись с помощью огнестрельного оружия, которое значительно отличалось от современного. Оно было проще, труднее в применении”.

4 слайд

Игра “Ядро”: учитель называет пример и кидает мяч ученику. Он решает и возвращает мяч учителю.

16 – 9
9 + 6
13 – 4
12 – 6
8 + 8
15 – 9
13 – 8
7 + 9
14 – 8
14 – 5
3 + 9
11 – 4 и так далее.

6. Работа в тетради.

5 слайд.

Задание: составить 3 примера на сложение и 3 примера на вычитание до 20, записать в тетради столбиками и решить.

7. Решение задачи.

6 слайд.

Ученики знакомятся с приготовленной записью: “У Суворова было двое детей, а внуков 10”.

Учитель: Решите задачу.

Дети отмечают, что данная запись не является задачей, так как не содержит вопроса.

Задание: используя два числа, придумать вопрос, чтобы решение задачи выполнялось вычитанием.

Дети предлагают свои варианты вопросов, учитель выбирает и оформляет нужный вопрос.

7 слайд.

Учитель: Какая получилась у нас задача?

Ученики делают вывод, что это задача на сравнение и повторяют, что задачи подобного вида решаются вычитанием. Затем самостоятельно оформляют решение в тетради.

8. Физпауза.

Учитель: Любили солдаты своего командира, потому что Суворов берёг и жалел своих подчинённых. Он наравне с ними разделял все тяготы тяжёлых переходов. Чтобы поднять воинский дух часто слышались весёлые боевые песни. Вот и мы стряхнём усталость и взбодримся песней “Солдатушки, бравы ребятушки”.

8 слайд.

Дети маршируют и исполняют песню под аудиозапись.

9. Минутки спокойного отдыха – слушанье рассказа С.П. Алексеева “Мишка”.

9 слайд.

Дети принимают удобные произвольные позы, закрывают глазки, отдыхают и слушают.

Мишка

Не везло Суворову на лошадей. Одной неприятельское ядро оторвало голову. Вторую ранило в шею, и ее пришлось пристрелить. Третья лошадь оказалась просто-напросто глупой.

Но вот донские казаки подарили Суворову Мишку. Глянул фельдмаршал: уши торчком, землю скребет копытом. Не конь, а огонь.

Подошел Суворов слева, подошел справа. И Мишка повел головой то в одну, то в другую сторону, как бы присматриваясь, достойным ли будет седок. Понравился Суворову Мишка. И Мишке, видать, Суворов пришелся по вкусу. Сдружились они и понимали друг друга без слов.

Хорошее настроение у Суворова – и у Мишки хорошее, играет, мчит во весь опор. Огорчен, опечален Суворов – и Мишка насупится, шагом идет, медленно и осторожно, чтобы лишний раз хозяина не потревожить.

Лихим оказался Мишка в бою. Ни ядер, ни пуль, ни кривых турецких сабель – ничего не боялся. У Рымника на Мишке Суворов громил Юсуф-пашу. На нем приехал под Измаил.

Но и у лошади жизнь солдатская. В одном из сражений Мишку ранило в ногу. Конь захромал и к дальнейшей службе оказался негоден.

Суворов бранился, кричал на докторов и коновалов, требовал, чтобы те излечили Мишку. Коню делали припарки, извлекли пулю, наложили ременный жгут. Не помогло. От хромоты конь не избавился.

Пришлось Суворову расстаться с верным товарищем. Простился фельдмаршал с конем, приказал отправить его к себе в имение, в село Кончанское. Старосте написал, что конь “за верную службу переведен в отставку и посажен на пенсию”, и наказал, чтобы Мишку хорошо кормили, чистили и выводили гулять.

Староста каждый месяц должен был писать Суворову письма и сообщать, как живется в “отставке” Мишке.

Фельдмаршал часто вспоминал лихого донца. И после Мишки у Суворова побывало немало коней, да лучше Мишки все-таки не было.

Учитель: Понравился рассказ? Что понравилось? Каким вы увидели Суворова? Что узнали нового об этом человеке? Каким он был человеком?

Дети делятся впечатлениями от услышанного рассказа.

10. Составление задачи.

Учитель: Велики заслуги Александра Васильевича. Много славных побед одержали войска под его руководством. Чтобы увековечить память о полководце, его именем назван астероид, атолл, сёла, улицы городов, установлены 9 памятников, сняты 6 фильмов, открыты 2 музея, а в нашем городе есть улица Суворова.

Подготовленные ученики объясняют, что такое атолл, астероид и демонстрируют их изображения.

10 слайд.

Атолл – коралловый остров, имеющий форму сплошного или разорванного кольца, окружающего лагуну небольшой глубины (до 100 м)Образован атолл кораллами. Атоллы обычно невелики, но иногда достигают 50 км и более в диаметре. Встречаются в открытом море в тропических широтах.

11 слайд.

Астероид – относительно небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму, и не имеют атмосферы, хотя при этом и у них могут быть спутники.

12 слайд.

Учитель знакомит с информацией об истории улицы Суворова в Архангельске.

Улица Суворова в Архангельске

В 1950-ом улица получила новое имя – великого полководца Суворова. На бывшей Пермской всегда было многолюдно – впрочем, как и теперь. В конце улицы – казармы гарнизонного батальона, чуть ближе – больница. Часть зданий сохранилась до сих пор. Кажется, лечили и помогали обездоленным здесь всегда! В начале 20 века улицу Пермскую горожане вдруг стали называть Красным Крестом. На этой улице принимали людей сестры первой в Архангельске общины Красного Креста. Здесь не отказывали никому: если было необходимо, ухаживали за больными дома. А в годы войны сестры организовали сбор средств для помощи раненым. Всего за неделю собрали килограммы необходимых вещей: полушубки, валенки, шапки, а также продукты длительного срока хранения: консервы, чай, сахар, сгущенное молоко.

Презентация. 13 слайд.

Учитель: Используя полученную информацию вам необходимо составить задачу, к ней краткое условие, решить и записать ответ. Если необходимо, то эту работу можно выполнить с соседом по парте.

Работа учеников.

Учитель: Оцените самостоятельно, как вы смогли оформить составленную задачу.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Что вы узнали нового? Что было для вас интересно? Чему вы научились? После увиденного и услышанного на уроке, какие у вас появились мысли, идеи, желания?