Предмет: окружающий мир, 1-й класс.
Раздел: “Мы – часть окружающего мира”.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Форма проведения: урок-путешествие.
Педагогическая цель урока:
– расширить знания учащихся о профессиях, формировать интерес школьников к
познанию мира профессий.
– создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно размышлять как
основы познавательной активности младших школьников, развитию речи и обогащению
словарного запаса учащихся;
Планируемые предметные результаты:
Обучающийся научится: называть разные профессии, результаты и
качества людей, занятых разным делом.
Получит возможность научиться: определять знания, необходимые для
человека, занимающего тем или иным трудом; определять зависимость человека от
окружающего мира.
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и
учебной деятельности, интерес к учебному материалу, правильное отношение к
труду, уважение к людям труда, стремление беречь всё то, что создано руками
человека: знание основных моральных норм поведения.
Получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника
на уровне положительного отношения к школе: представления о здоровьесберегающем
поведении; самооценке своих реальных возможностей и самовоспитания
профессионально важных качеств.
РегулятивныеУУД:
Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу,
соответствующую этапу обучения: понимать выделенные учителем ориентиры действия
в учебном материале: оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат
своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей
работы учителем, товарищем.
Познавательные УУД
Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме: проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям.
Получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня общения.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения,
договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила
вежливости.
Получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и
позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы,
адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных
задач.
Оборудование: мультемедийный терминал; презентация “Мир профессий”; карточки с названием профессий, раздаточные карточки с кроссвордами; выставка творческих работ учащихся – фотовыставка “Мир профессий моих родителей”, книжки-самоделки о профессиях; лист-заготовка (воздушный шарик) для выполнения творческой работы.
Формы и методы проведения: фронтальная, индивидуальная, коллективная: словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины: разнообразие профессий, древнейшие виды труда, ремесло.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
У. На предыдущих уроках мы с вами путешествовали по…?
Д. По глобусу и карте.
У. Сегодня мы тоже отправимся в путешествие по стране…,название которой вы должны отгадать и назвать в ходе урока.
На доске: Путешествие в страну…
У. Прослушайте сказку Е. Пермяка “Маркел-Самодел”.
У. Что же зародилось на земле?
У. Давайте попробуем дать объяснение слову ремесло.
Ответы детей.
У. Для ремесла характерно применение простых орудий труда.
Трудовая деятельность по изготовлению изделий ручным способом.
Ремесло – мелкое ручное производство промышленных изделий (господствовавшее до появления крупной машинной индустрии).
У. давайте представим себе те далёкие времена, о котором говорится в сказке. Заглянем в простую русскую избу: за гончарным кругом сидит гончар.
У. Кто такой гончар?
Д. Это человек, который из глины делает посуду.
У. Гончар из глины мастерит кувшины, миски и другую утварь. Людям его изделия очень нравятся и их охотно покупают. Ещё говорят изделия, пользуются спросом. Гончар решает открыть лавку по изготовлению и продаже своих изделий (горшков, мисок и т.д.), ему нужны помощники для изготовления большего количества глиняной посуды, поэтому он набирает себе учеников, которых обучает своему мастерству и, которые в дальнейшем тоже изготавливают глиняную посуду. Вот так зародилось производство.
В те далёкие времена производство было не большим (мелким).
У. Где сейчас развивается производство?
Д. Сейчас производство развивается на фабриках и заводах.
В наше время, где работают сейчас гончары?
Где изготавливают посуду?
На керамических, фарфоровых заводах.
Просмотр презентации “Мир профессий”.
У. У нас в городе Надыме тоже есть свой керамический цех, в котором изготавливают глиняные сувениры.
В доме творчества ведется кружок, где ребят учат работать с глиной ,и вы можете тоже посещать эти занятия.
У. Вернёмся к нашему гончару. Он обучал подмастерий работать с глиной, т.е. учил гончарному ремеслу, а в наше время, когда обучение идет в институтах, техникумах мы приобретаем что?
Д. Профессию.
У. Давайте попробуем дать объяснение этому слову.
Профессия (от латинского объявляю своим делом) род трудовой деятельности требующий определенной подготовки.
У. В какую же страну состоится наше путешествие?
Д. В страну профессий.
III. Этап усвоения новых знаний.
У. Назовите древнейшие виды труда.
Что вы о них знаете?
Д. Пахарь, хлебороб, пекарь, врач-знахарь, охотник, рыболов и т.д.
У. Давайте углубим свои знания о некоторых из них.
У. Послушайте, что гласит легенда.
Когда было окончено строительство Иерусалимского храма, царь устроил пир, где решил прославить строителей. Лучшего из них он обещал на время пира посадить на свой трон.
“Кто из вас достоин высокой чести?”– спросил царь.
Недолго совещались каменщики, гранильщики, плотники, землекопы.
“Кузнец” – без его инструмента, никто не смог бы и фундамента храма воздвигнуть
У. Что вы знаете о профессии кузнеца?
В старину кузнец вызывал великое уважение. Свои секреты кузнецы берегли свято.
Загорятся горны, застучат молоты, выковывающие тонкие изящные подковы, топоры, обручи, замки и дверные ручки – многие необходимые вещи.
У. Кто знает, где и как работают кузнецы в наше время?
Просмотр презентации “Мир профессий”.
На заводах кузнецы работают на молотах и прессах самых современных конструкций. Ковка идёт с помощью механизмов ЭВМ. Кузнец должен быть технически грамотным.
Чтение и обсуждение учащимися пословиц.
Дело знатоку, железо кузнецу.
Чтобы стать кузнецом – надо ковать.
У. Услугами кузнеца пользовались и чабаны и пастухи.
В чём заключается работа этих людей?
У. А у нас на севере как называются люди, которые выполняют эту работу? Почему?
Д. Оленевод.
У. В чём заключается их работа?
Труд очень тяжёлый. Обычно эти люди добрые, трудолюбивые. Рано встают, поздно ложатся.
Просмотр презентации “Мир профессий”.
У. Из чего изготавливают шубы, дублёнки?
У. Кто знает, как называется ремесло и человек, который занимается выделкой кожи?
Кожевник – кто это?
Это профессия человека, который занимается выделкой кожи для сапог, шуб, туфлей. А какие только сорта не отличают кожевники: тяжелая и лёгкая кожа для подошв, кожа шорная блестящая, кожа сапожная, кожа лакированная. И чтобы добыть нужный сорт, необходимо применить свои, строго определенные технологические и прочие тонкости.
Когда ещё не было простейших машин, кожевенное дело представляло собой очень тяжёлый и долгий цикл сложных операций.
Неудачную кузнечную поделку можно отправить в горны и переплавить. С кожей так не обернёшься.
У. Как профессия пастуха связана с профессией кожевника?
Что происходило с готовыми изделиями из кожи?
Д. Их продавали.
У. Кто?
Д. Продавец
У. Приказчик
Приказывал не он, а ему. Например: отнеси аршин холста в дом графини Ряжской.
Человек из магазина был мастером своего дела. Он помнил десятки заморских товаров, мог подобрать вкусную снедь к праздничному столу. Он умел работать быстро, ловко, безмолвно. А если кто-то сомневался в его профессиональной эрудиции ,он мог прочесть целую лекцию о том, как завязать галстук 12 способов: для деловых встреч, для банкета, для бала, прогулки и т.д.
Проведение физкультминутки.
Изобразите кузнецов, рыболовов, канатоходцев, жонглёров.
У. Какие профессии появились сравнительно недавно?
Дети перечисляют профессии.
У. Расскажите о профессиях своих родителей.
У. Какие востребованы профессии у нас на севере?
Нефть недаром называют “кровью земли”, “чёрным золотом”. С древних времён человек собирал её в местах естественных выходов и на поверхности и использовал для лечебных целей, а иногда и для топлива. Летопись донесла до наших дней, что ещё в четвёртом веке до нашей эры предки азербайджанцев поклонялись горящим естественным выходам нефти и газа, строили в этих местах специальные храмы.
Если в семье есть несколько человек, которые занимаются одним и тем же делом, то говорят, что в семье образовалась трудовая династия.
“Династия” греческое слово, его употребляют в том случае, когда хотят сказать о тружениках, передающих из рода в род своё мастерство.
IV. Закрепление новых знаний.
Самостоятельная работа школьников в микрогруппах за компьютером.
Учащиеся отгадывают кроссворды.
Проверка самостоятельной работы.
У. Какие слова у вас получились?
У. Составьте из них предложение.
Все работы хороши, выбирай на вкус!
У. Как понимаете эту пословицу?
Выразительное чтение учащимися стихотворений.
Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтению, счёту и письму,
И верности родной отчизне
Нелегко снимать зверей.Заяц просит: “Поскорей!”
Мышь пищит: “Боюсь немного,
Что увидит снимок кошка”,
“Уколю”, – грозится ёж, –
“Если снимка не пришлёшь”Токарь склонился над умным станком.
Тонкая струйка бежит ручейком.
Шуршат по дорогам весёлые шины
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове – важные, срочные грузы;
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шофёров трудна и сложна,
Но как она людям повсюду нужна.Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса поднимались в небеса.
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг – лесничий!Как быстрый конь несётся по рельсам тепловоз,
Всё ближе раздаётся весёлый стук колёс.
Зелёные вагоны на солнышке горят.
В кабине застеклённой сидит мой старший брат.
Со свистом поезд мчится, не сможешь опоздать.
Я стану машинистом!
А ты кем хочешь стать?
У. Кем бы вы хотели стать? Нарисуйте на своих воздушных шариках, а мы постараемся отгадать вашу профессию.
Дети рисуют свою будущую профессию.
Поверка творческой работы.
Ученик показывает свой шарик с рисунком, а одноклассники определяют, кем он хочет стать в будущем.
У. Какие качества необходимы людям разных профессий?
Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Очень важно, чтобы работа приносила удовлетворение.
Современный труд требует не только умений, но и знаний. Управлять сложными машинами, работать у станков без знаний невозможно.
В нашей стране только рабочих профессий свыше 5000. Кроме того, имеется большое количество специальностей и должностей служащих.
У. Какие качества необходимы вам ученикам?
С юных лет воспитывай у себя трудолюбие. На уроках технологии овладевайте элементарными приёмами ручной обработки разных материалов.
Чтение и обсуждение пословиц
Ничто в жизни не достаётся без большого труда. Гораций.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
V. Итог урока.
У. По какой стране мы сегодня путешествовали?
У. Что нового узнали на уроке?
У. Что на уроке было для вас главным, интересным?
Рефлексия.
У. О чём заставил задуматься наш сегодняшний урок?
Вы хорошо рассказывали о профессиях. Со временем вы ещё больше узнаете о них. Для того, чтобы выбрать профессию вам ещё надо многое узнать и постараться подготовить себя к будущей профессии.
У. Кто будет стараться подготовить себя к будущей профессии?
У. Молодцы!
И помните слова из сказки: “Разные руки по-разному хватки, во всякой голове свои задатки. Так и живите. Так и детям – внукам – наказывайте”.
Оцените свою работу на уроке (цветовые дорожки).