Цель:
- ознакомить с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных;
- уметь перечислять особенности рыб и земноводных.
Оборудование: иллюстрации рыб и земноводных, плакат “Первый шаг из моря на сушу” из комплекта “Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса”, презентация.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Работа с тестом. (Презентация. Слайд 1)
Выберите правильный ответ.
1. Органы дыхания у насекомых и пауков это:
а) лёгкие,
б) жабры,
в) трахеи.
2. Наиболее разнообразны среди членистоногих:
а) пауки,
б) насекомые,
в) ракообразные.
3. На большое разнообразие насекомых влияет:
а) способ питания,
б) среда обитания,
в) размеры тела.
4. Пауки приспособились есть твёрдую пищу таким образом:
а) впрыскивают пищеварительный сок в добычу,
б) откусывают небольшими кусочками,
в) проглатывают целиком.
5. Преимуществом наружного скелета является: (Слайд 2)
а) прочность и лёгкость,
б) твёрдость и блеск,
в) пластичность и гибкость.
Самопроверка.
III. Постановка проблемы.
Итак, мы выяснили, что, не смотря на преимущества наружного скелета, он имеет и существенные недостатки — невозможность быстро двигаться и вырасти большим.
- Как же быть? (Нужен внутренний скелет)
- Давайте узнаем о чём говорят Миша и Лена. (Слайд 3)
- Что не знала Лена?
Давайте рассмотрим скелет рыбы. Назовите его части. (Слайд 4)
Прочитайте на с.96 учебника информацию о нём. (Работа в парах)
Каких животных называют позвоночными? Расскажите о преимуществах внутреннего скелета. Есть ли недостатки? (Внутренний скелет состоит из подвижно прикреплённых костей. Таким образом, движения тела животного очень разнообразны. Скелет растёт вместе с животным и не требуется его замена. Недостатки — нет защиты тела снаружи.)
- Разделите этих животных на группы — карась, лягушка, щука, тритон. Работа в парах. (Слайд 5)
- Какая возникла проблема? (Разные мнения о том, к какой группе относится тритон).
Миша рассказывает, что это тритон. Он относится к земноводным, которые живут не только в воде, но и на суше. (Слайд 6)
Какой вопрос возникает? (Какие приспособления позволили земноводным освоить сушу?) Какая тема урока? (Земноводные живут на границе суши и воды) (Слайд 7)
IV. Совместное открытие знаний. Работа по учебнику, в группах.
Давайте проведём исследование и разделимся на группы.
Задание для группы №1: рыбы - с.96-97,
задание для группы №2: земноводные — с.98-99.
Составляется примерный план работы:
- Где живут животные?
- Как они выглядят?
- Чем покрыто их тело?
- Как передвигаются?
- Какие органы чувств у них есть?
- Как размножаются?
- Разнообразие рыб.
Дети отчитываются по заданиям.
Рыбы: живут в воде, имеют сильные мышцы, прикреплённые к скелету, быстро двигаются за счёт изгибов тел и хвостового плавника, тело покрыто чешуёй, дышат жабрами, есть боковая линия — ряд чувствительных клеток, помогающих ориентироваться в мутной воде. (Слайды 8, 9, 10, 11)
Земноводные: живут на суше и в воде, тело покрыто тонкой кожей, всегда защищённой от высыхания слизью, могут прыгать, опираясь на ноги, дышат лёгкими и через кожу, размножаются с помощью икры, из икринок появляются сначала головастики, а из них развиваются лягушата. (Слайды 12, 13, 14)
- Придумайте свои вопросы для каждой команды.
- Назовите признаки, которые помогают рыбам жить в воде, а земноводным на суше.
Заслушиваем сообщения учащихся о разнообразии рыб и земноводных.
V. Самостоятельное применения знаний.
Работа в тетради с.47.
VI. Домашнее задание
Чтение текста темы 22, подготовить сообщение о пресмыкающемся (по желанию).
VII. Итог урока
- Как вы думаете, почему рыбы и земноводные так хорошо заселили воду и сушу?
1. Тексты, задания из учебника и рабочей тетради для 3-го класса Окружающий мир “Обитатели Земли” А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан.
2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова.
3. Авторские задания.