Обобщающий урок по теме "Тип членистоногие". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


К.Д. Ушинский писал: “Ни один наставник не должен забывать, что его главная обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.”

Конечно, это не означает отрицания занимательности изложения. Однако, использование различных приёмов с этой целью должно быть подчинено главной и высшей идее – развитию у каждого, овладевающего знаниями, наукой, умения мыслить, воспитанию твёрдого характера, чувства долга и ответственности за свою учёбу и повседневное поведение. Биология как никакая другая наука способствует ответственному отношению к состоянию своего здоровья, бережному отношению к окружающей среде как к одному из главных факторов, способствующих сохранению здоровья.

В процессе преподавания биологии в связи с введением ФГОС особое значение приобретают методы и приёмы, способствующие умению самостоятельно добывать знания, умело пользоваться различными источниками.

В процессе изучения биологии большую роль играют приёмы обобщения и систематизации знаний. С этой целью я разрабатываю обобщающие уроки по темам.

Формы их проведения разнообразны: деловые и ролевые игры, семинары и конференции, “торги на бирже”, урок-путешествие.

Одним из таких уроков является урок по теме “Тип Членистоногие”. Эта тема имеет большое значение и в плане пропедевтики, т.к. при изучении общей биологии учащиеся используют примеры ароморфозов, идиоадаптаций, позволившие животным этого типа занять господствующее положение, т.е. находиться в состоянии биологического прогресса. В то же время учащиеся узнают о неоднозначном значении многих из них. Оценивают различные формы борьбы с ними: химическую и биологическую.

Особое внимание уделяется переносчикам заболеваний среди насекомых, выделяем меры профилактики.

При подготовке к уроку обращаю внимание на значимость материала, даю рекомендации по подбору материала и его оформлению в виде сообщения, проекта, презентации, это могут быть и отрывки из литературных произведений, пословицы, загадки. Тема урока позволяет использовать межпредметные связи с литературой, физикой.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний.

Задачи урока:

*обобщить знания о многообразии представителей типа Членистоногие, об основных особенностях классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые; значение животных типа в природе и жизни человека;

*продолжить формирование умений самостоятельно добывать знания, защищать проектную работу, оценивать работу других, задавать вопросы, использовать компьютерные технологии, составлять презентации.

Воспитательные задачи: привитие бережного отношения к природе, обоснование преимуществ биологических средств борьбы.

Методы и приёмы: самостоятельная работа, использование межпредметных связей с литературой, физикой, изобразительным искусством.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: проекты, презентации, коллекции. Презентация

Предварительная подготовка: класс разбивается на группы, даются рекомендации по использованию дополнительного материала, объёму работ.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Работа в группах, защита проектов.
  3. Итог урока.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

У всех животных этих, скажу без промедленья,
Конечности имеют членистое строение.
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы на сегменты, сегменты тоже тело.
Скелет у них наружный - хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Всё это характерные особенности животных многих,
Относящихся к типу. (Членистоногие)

2. Дать общую характеристику типа Членистоногие.

3. Учащиеся по группам загадывают загадки, например:

Кто в красной рубахе умирает? (Рак)

Один - семерых положил. (Паук)

Гудит мохнатенький, летит за сладеньким. (Шмель)

4.1 ученик в группе даёт характеристику класса.

Отмечаем, какие признаки положены в основу классификации.

5. Учащиеся задают вопросы по своей теме ученикам других групп.

Например, особенности строения кровеносной системы Ракообразных?

Особенности питания пауков, назначение паутины?

Принцип деления Насекомых на отряды, особенности размножения насекомых и др.

6. Использование межпредметных связей (учащиеся зачитывают строчки из литературных произведений: “Муха-цокотуха”. Из басен Крылова, пословицы.

7. Раздел”Знаете ли вы”? Учащиеся готовят сообщения о необычных фактах: самые быстрые, самые ядовитые, самые вкусные и т.д.

Роль Членистоногих в природе и жизни человека. Одомашненные и общественные насекомые.

8. Сообщение о науке бионика, использование знаний особенностей строения и поведения Членистоногих при создании механизмов и в других отраслях. (Ракообразные – при создании экскаватора, пауки – в кружевоплетении, насекомые – создание летательных аппаратов. (Учащиеся демонстрируют рисунки, которые они рисовали под руководством учителя ИЗО.)

9. Итог урока. Отмечаем, какая группа наиболее удачно защитила свой проект.

Литература к уроку

1. А. Терентьев, В Рохлов “Занимательная зоология”.

2. В. Сабунаев “Занимательная зоология”.

3. И.Акимушкин “Мир животных”.

4. Н.Н. Плавильщиков “Юным любителям природы.

5. О.Н.Дронова “Хрестоматия по зоологии”.

6. А.А. Яхонтов “Зоология для учителя”.

Приложение к уроку по теме “Тип Членистоногие”

Класс Ракообразные

  1. За своеобразные прыгающие движения в толще воды эти мелкие ракообразные получили название водяные блохи. А вы знаете их научное название? (Дафнии)
  2. Своё имя этот веслоногий рачок получил в честь мифического одноглазого великана, с которым имел дело хитроумный Одиссей. Как же он называется? (Циклоп)
  3. За способность издавать громкий щёлкающий звук, похожий на выстрел, это ракообразное называют раком-пистолетом. А каково научное название? (Альфеус)
  4. С этим словом ассоциируется и тяжёлое заболевание, и одно из зодиакальных созвездий, и замечательный вкус изысканного деликатеса. С каким? (Рак)
  5. Эти ракообразные стали так назхываться потому, что, защищаясь от врагов, а также в засушливые периоды они скатывались в маленькие шарики, мокрые на ощупь. Кто они? (Мокрицы)

Класс Паукообразные

  1. Зловеще имя этого паука, в буквальном переводе с тюркского означает чёрная смерть. Кто это? (Каракурт)
  2. В Китае её называли “ткань восточного моря”. В Полинезии из неё делали нитки для шитья. В начале 18 в. Во Франции она стала сырьём для изготовления перчаток и чулок. Образцы её были представлены в академию наук и вызвали всеобщее восхищение. О чём идёт речь? (О паутине)
  3. Если враг схватит это паукообразное за одну ножку, то скорее всего она будет отброшена. Отброшенная нога начнёт быстро сгибаться и разгибаться, что, естественно, привлечёт внимание врага и тем самым спасёт жизнь этому паукообразному. Кто это? (Менокосец)
  4. В 1700 г. В учёных кругах был осмеян натуралист, нарисовавший гигантского тропического тарантула, склонившегося над мёртвой птичкой. Но прошло 100 лет, и другой натуралист подтвердил, что такие пауки с размахом ног до 25 см существуют, и они действительно убивают птиц. Как их называют? (Птицееды)
  5. Водоотталкивающие волоски на ногах позволяют этому пауку свободно разгуливать по поверхности воды. Если пауку угрожает какая-нибудь опасность, он без всяких усилий уходит под воду. Кто он? (Водомерка)

Класс Насекомые

  1. В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного телёнка. А как зовём его мы? (Божья коровка)
  2. Этим маленьким букашкам К. Линней дал название , которое в переводе с латинского звучит как “муравьиные коровы”. А как их называем мы? (Тли)
  3. Их называют белыми мурвьями. Однако, ничего общего с муравьями эти насекомые не имеют, хотя живут колониями. Издревле они были известны у нас как вредители: портили всевозможные деревянные строения. А вот для африканцев и южноамериканцев они являются настоящим лакомством. Кто же это? (Термиты)
  4. Древние египтяне обожествляли этого жука, катающего шары из навоза, считали его символом солнца. Его изображение можно увидеть на амулетах и украшениях. Как он называется? (Скарабей)
  5. Нашествие этих насекомых издавна считалось одним из самых страшных бедствий- наряду с чумой и холерой, наводнениями и войнами. В 125 г. н.э. в римских колониях после нашествия этих насекомых от голода умерло 200 тыс. человек. Кто они? (Саранча)
  6. Личинки этих насекомых, называемые наядами, живут в водоёмах от 1 года до 3 лет. Взрослым же насекомым отведено на жизнь всего несколько часов или даже минут. Отложив яйца в воду, они сразу погибают. Как они называются? (Подёнки