Возраст: средняя группа (4-5 лет).
Интеграция областей: познание, художественная литература, художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд.
Цель: создать условия для аппликативной мозаики (морковки).
Задачи.
Обучающая: познакомить детей с техникой аппликативной мозаики.
Воспитательная: воспитывать.
Развивающая: развивать самостоятельность, уверенность, интерес к экспериментированию с художественными материалами, мелкую моторику, согласованность движений обеих рук.
Средства деятельности
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические.
Предварительная работа. Рассматривание моркови.
Материалы, инструменты, оборудование. Узкие полоски бумаги зеленого, оранжевого цвета – для модульной аппликации; силуэты моркови; ножницы клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. Аппликация-мозаика “овощи”, выполненная воспитателем.
Формы организации:
детей – групповые;
пространства – организовать свободный доступ ко всем видам детской деятельности.
Воспитатель приглашает детей на ковёр.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то у нас тут спрятался за стульчиком?
Дети выносят из-за стула зайчонка.
Воспитатель: Бедный зайчонок, интересно, почему он оказался у нас в группе? Как вы думаете, что с ним случилось?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ребята, а почему у зайчика шубка белого цвета?
Дети отвечают: потому что зима, что бы лучше прятаться в снегу и т.д.
Воспитатель: Какие ушки у зайки?
Дети: Длинные ушки.
Воспитатель: Где у зайки носик? хвостик? глазки?
Дети показывают на игрушке.
Воспитатель: Ой, ребята, я потрогала у зайчонка носик – он такой холодный, наверное, он у него замёрз. Надо зайчика согреть, вы согласны мне помочь?
Я прочитаю вам стихотворение, а вы вместе с зайчиком выполняйте упражнения.
Воспитатель читает стихотворение В. Хорола “Зайчик”.
Жил-был зайчик –
Длинные ушки.
Дети шевелят над головой руками, имитируя ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Трут носик ладошками.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик,
Показывают, где у них находится “хвостик”.
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Имитируют езду на машине или поезде.
Там тепло и славно, волка нет.
Прыгают на двух ногах.
И дают морковку на обед.
Соединяя ладошки изображают тарелочку.
Воспитатель: Куда поехал греться зайчонок?
Дети: Поехал к ребятам греться.
Воспитатель: Чем они его угостили?
Дети: Морковкой.
Воспитатель: Давайте и мы с вами угостим нашего зайчонка морковкой?
Дети сообщают, что её нет.
Воспитатель: Что же нам делать, как угостить зайчонка морковкой?
Дети предлагают свои варианты (если вариант сделать морковку не прозвучал, то педагог подсказывает).
Воспитатель: Я покажу вам, как можно сделать морковку из бумаги с помощью аппликации. (Выкладывает силуэты разных овощей).
Воспитатель: Как сделаны эти необычные овощи. (Снова показывает детям силуэт аппликации - мозаики).
Дети высказывают свои догадки.
Воспитатель: (уточняет и поясняет новый способ):
- берем две полоски бумаги зеленого и оранжевого цвета;
- одну полоску разрезаем на мелкие кусочки;
- вторую полоску разрываем на кусочки;
- все кусочки складываем отдельными кучками или перемешиваем все вместе;
- берем морковь, покрываем клеем часть силуэта и быстро, пока клей не подсох, выкладываем бумажные кусочки (если кусочки лежат отдельными кучками, приклеиваю сначала кусочки одного цвета, потом другого); потом покрываем клеем еще часть силуэта и опять быстро выкладываем бумажки.
Воспитатель: Что бы морковки получились красивые, давайте пошлем своим глазкам, добро, ласку, заботу, любовь.
Дети встают в рассыпную на ковре, выполняют гимнастику для глаз “Подарим тепло”. Выполняем следующие упражнения:
Воспитатель:
Ежедневно каждый час, глаза Растираем ладоши
и прикладываем их к глазам.
Мы думаем о вас.
Ладони ручек разотру,
Глазкам ласку подарю.
Ладони ручек разотру,
Любовь и отдых подарю.
Упражнение для аккомодации.
Посмотреть на палец (или предмет), расположенный на расстоянии 20 см на уровне глаз (2-3 сек.), а затем перевести взгляд на предмет вдаль (2-3 сек.) Перевод фокусировки выполняется 6-8 раз.
Посмотрим друг другу в глаза и скажем - Будьте Здоровы!
Воспитатель приглашает детей за столы.
Воспитатель: Посмотрите, у меня имеется (показывает) несколько вариантов силуэтного изображения моркови. Я предлагаю вам выбрать силуэты по своему желанию и оформить их мозаикой. Детям, которые не владеют ножницами, я предлагаю взять готовый материал, мелкие кусочки бумаги разного цвета или конфетти, или предлагаю не резать, а разрывать полоски на кусочки.
Дети выбирают все необходимое для своего творчества и садятся за столы.
Дети приступают к работе, оформляют силуэты овощей в технике мозаики.
Педагог напоминает последовательность работы и уточняет, что дети по желанию могут только резать или только рвать полоски на кусочки.
Воспитатель: Рассмотрите работы своих товарищей, какие морковки у нас получились.
Воспитатель: Зайка, посмотри, сколько много разной моркови сделали ребята!
Педагог вместе с зайчонком обходит работы и хвалит детей.
Воспитатель: Ребята, зайчонок мне на ушко сказал, что ему очень понравились ваши морковки. Молодцы все очень постарались!
Дети угощают зайчонка. Зайчонок благодарит детей, говорит, что ему у ребят очень понравилось в гостях, и он хочет еще погостить у них.
Рефлексия.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кому мы сегодня помогли?
Дети: Зайчонку.
Воспитатель: Как мы сумели ему помочь?
Дети: Погрели от холода, сделали морковку.
Воспитатель: Как мы с вами это делали?
Дети: Рассказывают.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть с нашим зайкой, который остался у нас в гостях.
Подвижная игра “Зайка беленький”
Зайка беленький скакал,
Он от волка убегал.
Прыг-скок за кусток,
По дорожке под мосток.
Дети прыгают, в конце игры приседают. (Проводится 1-2 раза)