В основе данной программы – “Программа физического воспитания учащихся 1–11 классов” под редакцией В.И. Ляха. Программа модифицирована, внесены занятия подвижными играми с элементами спортивных игр, направленные на развитие ловкости, быстроты, координации движений.
Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, формируя у учащихся целенаправленное представление о спорте, её возможностях о повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное – воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Исследователи игровой деятельности подчеркивают нё уникальные возможности не только для физического, но и для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувств коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:
- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своём здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- приобретение знаний в области гигиены и медицины;
- в двигательной деятельности;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утреней гимнастики, подвижных игр на переменах), воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях игровой и соревновательной деятельности;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
Актуальность этой программы в том, что реализация дает возможность не только физического и нравственно воспитания детей.
Особое внимание уделяется развитию ловкости, быстроты, координации движений. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–8 лет, т.е. 1 классы. Срок реализации программы. 1 год (68 ч). Продолжительность занятий 45 мин.
Формы проведения занятий:
- фронтальная деятельность;
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- поточные занятия;
- соревнования;
- конкурсы;
- игровые.
Особое внимание уделяется общеразвивающим упражнениям /ОРУ/ (на все группы мышц поурочно):
- ОРУ без предмета;
- ОРУ с предметом:
с малыми мячами;
с большими мячами;
с гимнастической палкой.
- ОРУ, взявшись за руки в кругу.
- ОРУ в парах (на развитие гибкости).
- ОРУ в движении.
- ОРУ игровым способом (развитие внимания, скоростных качеств, координации движений).
Мониторинг результативности ведется через организацию соревнований, зачеты.
Подведение итогов подразумевает награждение медалями:
- “Я самый меткий”;
- “Я самый сильный”;
- “Я самый быстрый”;
- “Я дружу с мячом”;
- “Я самый выносливый”;
- “Я лучше всех прыгаю через скакалку”.
Подведение итогов, анализирование, награждение в младшем школьном возрасте применяются для того, чтобы стимулировать стремление ребят к совершенствованию и самоопределению, к повышению активности на занятиях физическими упражнениями.
Младший школьный возраст – благоприятный период для развития всех координационных способностей.
Игра – непременный спутник детства. Игра заменяет детям труд; вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающим миром, природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Она, как и трудовая деятельность имеет ЦЕЛЬ.
Вывод: в подвижных играх развиваются и совершенствуются многие умения, двигательные навыки, а также развиваются такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость.
Тематический план (Приложение 1)
Программа (содержание)
1. Теоретическая подготовка.
Физическая культура, как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укрепления здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползанье как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
2. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
Измерение массы тела. Приемы измерения пульса (частота сердечных сокращений “до”, “во время” и “после” нагрузки). Тестирование физических (двигательных) способностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости.
- гигиенически требования к местам проведения занятий;
- режим дня и питания с учетом занятий спортом;
- гигиенические требования к спортивной одежде и обуви, инвентарю;
- понятие о травмах и х понятие и профилактика;
- подбор упражнений для самостоятельных занятий.
3. Упражнения и подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств (быстроты и ловкости).
Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. Выполнение команд: “На старт!”, “Внимание!”, “Марш!” с пробеганием отрезка длиной до 20 м.
бег:
- бег на скорость 30 м;
- челночный бег 3 х 10 м с высокого старта;
выносливость:
- бег до 1000 м. без учета времени;
- 6-минутный бег;
- прыжки через скакалку.
Прыжки на месте (на одной ноге с поворотом влево и вправо), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и в высоту с места; с запрыгиванием на горку из матов и спрыгивание с нее.
Подвижные игры на материале раздела “Гимнастика с основами аэробики”:
“Гимнастика с основами акробатики: “У медведя во бору”, “Раки”, “Тройка”, “Бой петухов”, “Совушка”, “Салки-догонялки”, “Альпинисты”, “Змейка”, “Не урони мешочек”, “Петрушка на скамейке”, “Через холодный ручей”; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: “Становись - разойдись”, “Смена мест”.
4. Упражнения и подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств.
Броски большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену; метание теннисных мячей на дальность.
Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов с повышенной амплитудой движения.
Общеразвивающие упражнения без предметов, с набивными мячами (1 кг), гантелями (1-2 кг); прыжки.
Прыжки в длину с места, с разбега 2-5 шагов, прыжки в высоту с разбега.
5. Упражнения и подвижные игры на развитие ловкости.
Ловля, передача, броски ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге.
Метание малого мяча с места правой, затем левой рукой с расстояния 3-4 м. по горизонтальной линии, в цель, на заданное расстояние; набивного мяча (1 кг) на дальность двумя руками, броски и ловля большого мяча (в парах)
Жонглирование мяча.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись лежа сзади, сидя на пятках, углом; группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из сидя в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Гибкость.
Общеразвивающие упражнения в парах.
Общеразвивающие упражнения с предметами.
Упражнения с набивными мячами 1 кг.
Различные наклоны, прогибы из разных исходных положений, махи ногами.
6. Командные игры.
Подвижные игры на развитие физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, скоростно-силовых качеств).
7. Гимнастические упражнения прикладного характера.
Передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски, преодоление полосы препятствий с элементами лазания, перелезание поочередно перемахом левой и правой ногой, переползания; хождения по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, завесом одной и двумя ногами.
Контрольные упражнения.
Сдача контрольных нормативов по ОФП (общей физической подготовке).
Уровень физической подготовленности учащихся 7 лет (Приложение 2)
Литература
- М.В. Видякин “Внеклассные мероприятия”.
- А.П. Матвеев “физическая культура 1-4 кл.”.
- В.И. Ковалько “Поурочные разработки”.
- А.В. Хаткина “Играем круглый год”.
- Г.П. Богданов “Игры и развлечения в группах продленного дня”.
- Е.А.Чернова “Подвижные игры детей”.
- П.А. Чумакова “Подвижные игры”.
- В. Яковлев “Игры для детей!
- Г.Б. Мейксон.