Традиционная форма реализации образовательного процесса – урок. Каким хотят видеть современный урок наши пресыщенные информацией современные учащиеся? Простым, интересным, понятным, логичным, легко запоминающимся, проходящим в обстановке личностного успеха (по опросам учеников нашей школы). Таким ожиданиям соответствует интегрированный урок. На таком уроке всегда интересно, нет места скуке, зато есть место каждому ученику, каждый оказывается вовлеченным в процесс познания. Современные компьютерные технологии обеспечивают наглядность, информативность, добавляют занимательные элементы. У учеников появляется возможность применить теоретические знания на практике, увидеть разнообразные межпредметные и внутрипредметные связи, проявить свои личностные качества: сообразительность, знания в разных областях, лидерские качества. Чем необычней межпредметные и внутрипредметные взаимосвязи – тем интересней и занимательней урок. У учащихся повышается мотивация к обучению, активизируется мышление. Заинтересованность участников такого урока обеспечивает деловую, рабочую обстановку урока.
Основными параметрами такого урока являются: четкость, компактность, логичность, высокий темп, большая информационная емкость, приближенность обучения к реальной жизни.
Ученики учатся обобщать, делать выводы, строить логические цепочки, активизировать ранее полученные знания по разным предметам, применяет теоретические знания на практике.
Интегрированный урок заряжает учащихся положительными эмоциями, позитивизмом, уверенностью в своих силах. Однако у основной массы учеников через небольшой промежуток времени в памяти остается эмоциональная окраска урока и только некоторые факты. Высокий темп урока, занимательность, увлеченность учеников плохо способствуют ведению записей во время урока. А ведь отсутствие записей в тетрадях является очень серьезным недостатком таких уроков. Особенно это актуально при интегрированных с математикой уроках. Поэтому в таких ситуациях я применяю “ Книжки урока” - заранее заготовленные краткие конспекты урока - печатные листы, предусматривающие место для записей наиболее интересных и необычных фактов. А также раздаточный материал с основными заданиями для удобства работы учащихся во время урока и сокращения времени, отведенного на проведение данного задания. В конспекте урока предусмотрены места для вклейки таких карточек. Приведу пример такой “Книжки-урока”, использованной на уроке, посвященном зимним Олимпийским играм в Сочи. На титульном листе учащиеся вписывают свои имя и фамилию, тему урока (тема может быть впечатана заранее или после постановки задачи). В данном случае необходимо решить уравнения и расшифровать тему урока. ( Рис.1) На развороте записываются ответы к заданиям в заранее подготовленных местах (Рис. 2). Места для карточек выделяются рамкой, в которую впечатан номер карточки (рис. 3). Предусмотрено и место для черновых расчетов (на обратной стороне листа). Можно предложить учащимся дома раскрасить такую самодельную книжку, а также дополнить ее интересными фактами по теме. Такой способ фиксирования материала учащимися позволяет повышать эффективность урока.