Тип урока: интегрированный.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока: изучение нового материала об инструменте фортепиано, истории его создания и совершенствования.
Задачи урока:
- познакомить с музыкальным инструментом фортепиано, дать представление о предшественниках фортепиано, раскрыть их типичные черты;
- воспитывать любовь к фортепианному и художественному наследию, формировать музыкальную культуру и эстетическое воспитание;
- развивать творческое воображение и образное мышление, умение анализировать и самостоятельно работать.
Методы и приёмы: словесные, игровые, наглядные, практические.
Оборудование:
Для преподавателя: мультимедийный проектор, экран, натянутая на деревянную доску струна, нотный материал, фортепиано, школьная доска, материал для игры.
Для детей: принадлежности для творческой работы на уроке ИЗО.
Используемый материал:
- Музыкальный – Ж. Рамо «Тамбурин», И.С. Бах «Прелюдия» Cdur, В. Гаврилин «Каприччио», Л. Бетховен Сонатина» G dur, Н. Иванов – Радкевич «Марш».
- Художественный: фотографии музыкальных инструментов, портреты композиторов, фотографии учеников.
- Литературный: стихотворения о музыке.
План урока:
I часть
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Подведение итогов.
II часть
- Творческая работа обучающихся на уроке ИЗО.
- Домашнее задание.
Ход урока
I часть
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
На экране презентации первый слайд
Преподаватель: Сегодня мы хотим вместе с вами отправиться в путешествие по времени и рассказать о своём любимом музыкальном инструменте – фортепиано. Мы - это Романова Ольга, ученица 2 класса образовательной программы «инструментального музицирования», и я, преподаватель по классу фортепиано – Ольга Павловна.
Преподаватель: Ребята, посмотрите знаком ли вам этот инструмент, который стоит у нас в классе? Как он называется?
Дети: Это – пианино, фортепиано.
Преподаватель: Конечно, этот инструмент знаком вам ещё со времён пребывания в детском саду: все музыкальные занятия, утренники, праздники проходили под сопровождение фортепиано. Возможно, у кого-то из вас или ваших друзей такой инструмент есть дома и кто-либо из ваших родственников умеет музицировать.
Думаю, что вы со мной согласитесь в том, что с фортепиано приходится встречаться гораздо чаще, чем с другими музыкальными инструментами, например, флейтой, саксофоном, арфой.
Преподаватель: Фортепиано вам хорошо известно, а что вы можете о нём рассказать?
Дети: На нём можно играть. У него белые и чёрные клавиши.
Преподаватель: Фортепиано всегда было очень популярно. Те, кто хочет научиться играть на этом инструменте, приходят в школу искусств и поступают на отделение инструментального музицирования или на отделение общего эстетического образования (инструмент фортепиано). О том, как проходят занятия по фортепиано, расскажет моя ученица Ольга.
Рассказ ученицы: Наши уроки необычные: мы не сидим за партой, и у нас нет доски, на которой решают примеры. На уроке есть только один ученик. У каждого – свои задачи и своя программа. Каждый ученик играет произведения, подобранные специально для него. Только ему одному преподаватель объясняет новый материал, проверяет его домашнее задание, помогает исправить недочёты, хвалит за удачи и радуется его успехам. На таком уроке невозможно отвлекаться, шалить, бегать по классу. Преподаватель сидит рядом с учеником и делает всё для того, чтобы ученик подружился с клавиатурой. Клавиатура необходима не только для работы за компьютером. Клавиатура – набор белых и чёрных клавиш – это важная часть таких инструментов, как рояль и пианино.
На экране презентации второй слайд
Рассказ ученицы: Рояль можно увидеть в концертном зале, во дворце культуры, в музыкальной школе, на экране телевизора. Он большой и важный, стоит на почётном месте – на сцене. В торжественных случаях у него поднимают верхнюю крышку и, тогда рояль принимает королевский вид.
На экране презентации третий слайд
Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника. Оно занимает меньше места, да и звук у него слабее, чем у рояля. Но и на рояле, и на пианино играют совершенно одинаково. Для них написаны одни и те же произведения - «Пьесы для фортепиано».
Преподаватель знакомит детей с несколькими сборниками фортепианной литературы для обучения в младших классах.
Преподаватель: Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда такое странное название?
Дети: Фортепиано – значит форте – громко, а тихо – это какое-то другое слово.
Преподаватель: Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем отправиться в путешествие в далёкое прошлое…
Очень – очень давно в Древней Греции жил учёный Пифагор. С тех пор прошло много столетий, а теорему Пифагора до сих пор изучают в школе на уроках математики.
Известно, что Пифагор был не только великим математиком, но и блестящим музыкантом. Проводя опыты со струной, Пифагор заметил, что если её сильно натянуть, то струна начинает звучать.
Преподаватель демонстрирует, как звучит струна.
Преподаватель: Для своих исследований Пифагор построил полуинструмент – полуприбор – монохорд. Это был продолговатый ящик с натянутой поверх него струной. Было замечено, что если струну зажимать в разных местах, то происходит изменение звука.
Преподаватель показывает, как звучит струна, если её зажимать в разных местах.
Преподаватель: Шло время…Другие музыканты пробовали добавлять к одной струне дополнительные струны—сначала две, затем три, четыре…
Изменился и внешний вид монохорда – ящик стал плоским, чтобы во время игры его было удобно ставить на колени.
На экране презентации четвёртый слайд
Преподаватель: Исполнять музыку на монохорде можно было разными способами:
- защипывать струну пальцем;
- надевать на палец металлическое полукольцо, чтоб усилить звук;
- ударять по струне деревянными палочками или молоточками, обтянутыми кожей (подобно игре на металлофоне).
Преподаватель: Скажите, дети, у вас есть родственники?
Дети: Да. Мама, папа, сестра, бабушки.
Преподаватель: Будем считать, что монохорд – самый дальний «родственник» нашего инструмента. Прошло немало лет, пока неизвестный мастер не пристроил к монохорду клавиатуру. Таким образом, получился новый инструмент клавикорд. Перевести дословно это название можно так – клавишеструнник. Это ещё один из «родственников» нашего фортепиано. Его история началась почти 900 лет назад. Прошло несколько столетий, прежде чем мастера не придали клавикорду такой вид:
На экране презентации пятый слайд
Преподаватель: В отличие от монохорда, который во время игры находился на коленях, новый инструмент ставили на стол или подставку. Позднее к корпусу прямоугольной формы приладили ножки. Размеры клавикорда – от малых, имеющих форму книги, до сравнительно больших, с корпусом длиной полтора метра. Звук на клавикорде получался так: в конце клавиши укреплялась металлическая пластина – тангет, который при нажатии клавиши касался струны. Играли на клавикорде осторожным, как бы вкрадывающимся прикосновением к клавише; отсюда тёплое, нежное и выразительное звучание. Чтобы хоть немного усилить громкость, достаточно было чуть – чуть раскачивать клавишу. Клавикорд был дорогим инструментом: корпус изготовлен из ценных пород древесины, украшен резьбой и золочёными узорами.
Преподаватель: Ребята, вы заметили, чем клавиатура клавикорда отличается от клавиатуры фортепиано?
Дети: Чёрные клавиши встали на место белых, а белые на место чёрных.
Преподаватель: И это было не случайно - на тёмной клавиатуре изящнее смотрелись руки музыкантов, обычно это были знатные дамы.
Дети смотрят видеозапись. «Прелюдия» И. С. Баха Cdur, исполняемая на клавикордее.
Преподаватель: Посмотрите, как работают тангеты. Для больших концертных залов такой инструмент не годился – не хватало силы звука. Играли на клавикорде, в основном, в домашнем кругу.
Познакомимся с ещё одним «родственником» фортепиано-клавесином.
На экране презентации шестой слайд
Преподаватель: Клавесин появился позже клавикорда. Первые инструменты были четырёхугольной формы и напоминали по внешнему виду клавикорд. Гораздо позже клавесин приобрёл треугольную форму. Звук получался при защипывании струны пёрышком, находившимся на брусочке – толкачике, который, в свою очередь, был расположен в заднем конце клавиши. Звучание клавесина звонкое и блестящее, но мало певучее и менее выразительное, чем у клавикорда. Громкость звука не зависела от силы удара по клавише.
Для того, чтобы разнообразить звук, мастера изготовляли инструменты с двумя, а иногда с тремя клавиатурами, у которых была разная громкость.
На экране презентации седьмой слайд с аудиозаписью
«Тамбурин» Ж. Рамо на клавесине
Преподаватель: Согласитесь , что играть на нескольких клавиатурах было неудобно.
Само время подсказывало: необходим такой инструмент, на котором можно исполнять музыку от тихой и трепетной до громкой и торжественной.
И такой инструмент был сконструирован итальянцем Бартоломео Кристофори.
Для нас кажется привычным то, что на одном инструменте одновременно можно исполнять громкую и тихую музыку, а в то время это было новшеством. Такие инструменты называли фортепиано (по-итальянски форте — громко, пиано — тихо). Казалось, что все музыканты сразу начнут осваивать новый инструмент. Однако, первые конструкции не понравились исполнителям: звучание было грубым, неуклюжим, звуки, хоть и разной громкости, плохо складывались в мелодию.
Музыкальным мастерам на протяжении следующих ста лет пришлось дорабатывать механику фортепиано, пока оно не превратилось в такой инструмент, какой мы имеем сейчас.
На экране презентации восьмой слайд
Преподаватель: Опишите, какое оно - пианино?
Дети: У пианино много клавиш, педали…
Преподаватель: Современный инструмент имеет три регистра –низкий, средний, высокий, а педали изменяют характер и долготу звучания.
На нём можно сыграть любые по настроению мелодии: и ласковые, и нежные, и озорные, и задорные, а так же бодрые и решительные.
Такова история фортепиано.
А теперь я хочу рассказать вам свою историю, связанную с фортепиано.
В то время, когда я была маленькой девочкой, ещё не было компьютеров, магнитофонов, мобильных телефонов и даже телевизоров. В нашем доме было только радио, и я всегда слушала детские передачи. Особенно мне нравились музыкальные программы. Когда меня привели в детский сад, самое яркое впечатление осталось от музыкального занятия. Я впервые увидела пианино и вживую услышала, как оно звучит! Этот инструмент покорил меня.
Музыка — это не только лишь звук,
Музыка — это движенье.
И вылетает, как птица, из рук
Нот беспокойных круженье.
Мир музыки - это мир волшебный.
Кажется, он сделан из лучей и бликов
Серебристо-звёздных…
Из дождинок тонких, из метелей белых,
Из капели звонкой, кажется, он сделан.
Научиться играть на пианино – это была моя детская мечта. Со временем эта мечта сбылась — я стала преподавателем музыки.
На экране презентации девятый слайд
В моём классе есть ученики разного возраста: младшие и старшие. А вот две первоклассницы – мама и её дочь, они обе учились в первом классе, помогая друг другу, только Даша училась на отделении для детей, а её мама – на отделении для взрослых.
Для Ольги Романовой фортепиано так же стал любимым инструментом.
Рассказ ученицы: Когда я была маленькой, мы часто бывали в гостях у родственников. У них было пианино, а моя старшая двоюродная сестра училась в музыкальной школе. Приходя в их дом, я любила слушать, как она играет, и пробовала сама что-то сыграть. Когда я стала взрослее, то просила маму отдать меня в музыкальную школу. Сейчас я учусь во втором классе фортепианного отделения. Мне нравится заниматься музыкой: разучивать новые пьесы, участвовать в конкурсах, петь и сочинять.
На экране презентации десятый слайд
На фотографиях я на уроке фортепиано, а так же на конкурсах в гг. Кандалакше и Санкт-Петербурге.
Преподаватель: Сейчас Ольга для вас сыграет свою пьесу «Весёлое настроение», которую она сочинила сама.
Преподаватель: В школе искусств дети изучают произведения композиторов – классиков.
На экране презентации одиннадцатый слайд
Преподаватель: Посмотрите – перед вами портрет композитора Людвига Ван Бетховена, известного немецкого музыканта.
Дети слушают отрывок из «Детской сонатины» Бетховена в исполнении ученицы Романовой О.
На конкурсе Ольга исполняла пьесу В. Гаврилина «Каприччио».
На экране презентации двенадцатый слайд
Дети слушают пьесу В. Гаврилина «Каприччио» в исполнении ученицы Романовой О.
Преподаватель: В заключение небольшого концерта мы исполним в ансамбле «Марш»
Н. Иванова – Радкевича.
На экране презентации тринадцатый слайд
Дети слушают «Марш» Н. Иванова – Радкевича в исполнении ученицы Романовой Ольги и преподавателя Филушкиной О. П.
3. Подведение итогов.
Преподаватель: Ребята, я думаю, что вы сегодня узнали много нового о музыкальном инструменте – фортепиано? Предлагаю вам немного поиграть, а заодно и проверить ваши знания.
Игра «Путаница». На доске размещены рисунки различных музыкальных инструментов. Детям необходимо отобрать только те инструменты, с которыми они познакомились на сегодняшнем уроке.
Преподаватель: Молодцы! Все вы очень хорошо справились с заданием! А теперь у каждого из вас есть возможность выразить своё настроение, полученное на нашем уроке, в изобразительной деятельности.
II часть
1. Творческая работа на уроке ИЗО «Моё впечатление».
2. Домашнее задание: Закончить рисунок.
Список использованных источников:
- Л. Михеева. Музыкальный словарь. М., «Советский композитор», 1988.
- С. Газарян. В мире музыкальных инструментов. М., «Просвещение», 1985.
- Музыкальная энциклопедия, том 2. М., «Советский энциклопедия», 1974.
- Интернет-ресурсы: www.liveinternet.ru, www/Wikipedia/org,krugosvet.ru, сlassic-music.ru.