Развивающие занятия психолога в школе

Разделы: Школьная психологическая служба


Одним из направлений работы школьного психолога является коррекционно-развивающая работа. Она проводится как индивидуально, так и в группах. Ученики в данные группы выбираются на основе диагностики в начале учебного года. Многолетние наблюдения за детьми и результаты диагностики мышления показали, что ученики, испытывающие трудности в обучении, плохо справляются с заданиями методики “Простые аналогии”. Важно отметить, что другие субтесты: “Исключение лишнего”, “Числовые закономерности”, “Осведомленность” - выполняются детьми хорошо. Возможно, во втором случае мы можем говорить об обученности детей выполнять данного рода задания и отвечать на вопросы.

Для коррекционно-развивающей работы были выбраны задания компьютерной программы “Суперинтеллект”. Данная программа используется на компьютере, можно также подключать смарт-доску. Вариативность создает дополнительную положительную мотивацию у учеников. Детям интересно работать, используя разные возможности тсо.

Данную программу можно использовать с детьми разного возраста в начальной школе.

Занятия стоятся таким образом, чтобы ученики продвигались от менее сложных заданий к более сложным. Подбираются эти задания в соответствии с уровнем развития той или иной группы детей.

Начинаем мы обычно с исключения лишнего. Успех в выполнении данного вида работы создает дополнительную мотивацию учения. Далее мы продвигаемся к заданиям “Невербальные аналогии”. Тут мы “открываем”, что существуют разные способы выполнения кажущихся одинаковыми заданий. Одни – выполняются отслеживанием постепенных изменений фигур, другие – анализом того, что случилось с первой фигурой (какой она стала) и перенесением этого способа изменения на третью фигуру. С этого момента работа на занятии делится на два блока: “я должен узнать, к какому виду работы относится данное задание” и “произвести необходимый выбор картинки”. Этот момент является очень сложным для детей, испытывающих трудности в выполнении анализа и синтеза материала, вычленения существенных признаков, по которым задание следует проанализировать.

С течением времени ученики присваивают данный способ работы. Тогда мы подключаем другой блок заданий. В нем уже надо открыть и сохранить три способа выполнения. И анализируя каждое следующее задание, ребенок должен отнести его к одному из трех способов выполнения. На данном этапе у детей это уже получается лучше. И снова, испытывая удовольствие от успеха, они радостно берутся за новую работу.

Важно отметить, что моделирование ситуации учения на занятиях с психологом в маленькой группе помогает ребенку по-новому ориентироваться в учебной работе. Так как совместная работа детей с психологом ведется по два года подряд, ученики присваивают новый для себя стиль учения, который заключается в восприятии материала, отнесении его к одному из способов работы и выполнении его по ранее сформулированной на уроках модели.

Одним из заключительных заданий, используемых на занятиях, является работа над игрой, в которой большое количество правил. Каждое правило можно использовать только в конкретной ситуации, на которую вышли дети. В данной игре им нужно делать выводы на основе анализа ситуации и правила к ней. Мы тренируем гибкость мышления, логику, умение верно анализировать и синтезировать информацию.

Таким образом можно организовать психологическое сопровождение детей в процессе присвоения ими одного из инструментов учения. Работа психолога помогает и ученикам, и учителям, работающим с ними, в успешном освоении школьной программы.