Класс: 6
Список источников:
- С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин Арифметика 6 класс: учеб. для общеобразоват. В 4 ч. – 5-е изд. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники, 2007.
- Открытый банк заданий ГИА по математике http://mathgia.ru/
- Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова “География. Начальный курс.6 класс” – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2006
- Е.В. Баранчиков Сборник заданий и упражнений по географии 6 класс: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой “География. Начальный курс.6 класс” – М.: Издательство “Экзамен”, 2013.
Цели урока:
Образовательные
- обобщение и систематизация теоретического материала по теме “Положительные десятичные дроби” (математика) и “Атмосфера” (география);
- закрепление знаний, умений и навыков выполнения всех действий с десятичными дробями;
- подготовка к ГИА по математике.
Развивающие
- демонстрация учащимся значения математики в изучении других наук;
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных межпредметных знаниях;
- повышение любознательности детей, стремления к использованию приобретенных знаний в реальной жизни, за рамками учебного процесса
Воспитательные
- привитие аккуратности, навыков самостоятельной работы;
- развитие внимания;
- расширение словарного запаса.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 1
В тетрадях: “Записываем число. Классная работа”.
Сегодня у нас необычный урок. Мы просим вас работать активно. За каждый правильный на уроке ответ вы получите баллы, которые будут учтены при подведении итогов урока. Он посвящен сразу двум предметам: математике и географии.
Макс Планк говорил: “Наука представляет собой внутренне единое целое. Её разделение на отдельные области обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью человеческого познания”.
На уроке мы ходим продемонстрировать:
- взаимосвязь математики и географии;
- использование знаний математики в решении задач по географии.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку выбраны слова Галилео Галилея: “Математика – это язык, на котором написана книга природы”. А пройдет урок в форме киножурнала. Видео Киножурнал “Хочу все знать”. На каждой страничке журнала вам надо будет показать свои знания, находчивость, смекалку, узнать что-то новое, расширить свои знания.
2. Объявление темы и целей занятия.
Как Вы думаете ребята: “Где в географии можно использовать математические знания?” (определение масштаба; вычисление расстояний; измерение высоты гор; определение географических координат с помощью широты и долготы; нахождение средних значений и амплитуд; вычисление площади государств и городов; вычисление количества жителей населённых пунктов; вычисление плотности населения)
Какие числа встречаются во всех этих измерениях и вычислениях? (десятичные дроби)
Слайд 1 (анимация по щелчку)
Тема выпуска киножурнала “Хочу все знать”: “Десятичные дроби в географии”. (запись темы в тетрадь)
- Что нам необходимо вспомнить о десятичных дробях? (правило чтения десятичных дробей, разряды)
- Какие действия с положительными десятичными дробями необходимо уметь выполнять? (сложение и вычитание, умножение и деление, сравнение, запись обыкновенных дробей в десятичной форме и наоборот)
- В каких заданиях по математике встречаются десятичные дроби? (уравнения, упрощение выражений, выражение именованных величин, текстовые задачи, вычисление процентов)
Цели выпуска (раздел математика):
- совершенствование вычислительных навыков;
- развитие умения рассчитывать основные показатели атмосферы;
- развитие умения решать задачи, содержащие десятичные дроби (на примере заданий по географии).
Слайд 2
Страница 1 (История возникновения десятичных дробей)
Рассказ ученика: Математика – одна из древнейших наук. Она возникла в результате трудовой деятельности людей. Развиваясь, математика все точнее решала сложные задачи, которые ставила перед человеком сама жизнь. В 17 веке в трудное положение попала торговля, все производство, экономика стран. Для мореплавателей нужны были точные карты, для купцов быстрые и правильные расчеты без обмана, для строительства станков, кораблей, храмов и жилищ – выверенные до 1мм чертежи. Производство развивалось, а неумение быстро и с большей точностью производить расчеты буквально тормозило развитие науки и техники. Жизнь ставила перед учеными задачу упростить вычисления, увеличить их точность и скорость. Этим требованиям удовлетворяли десятичные дроби.
К десятичным дробям математики пришли в разные времена в Азии и в Европе.
Впервые система десятичных дробей и действий над ними была подробно описана в Азии самаркандским математиком и астрономом аль Коши.
В Европе десятичные дроби стали известны гораздо позже благодаря трудам фламандского инженера и ученого Симона Стевина.
В России учение о десятичных дробях впервые было изложено в “Арифметике” Л.Ф. Магницкого – первом русском печатном учебнике по математике.
Десятичные дроби благодаря простой записи и сходными с целыми числами правилами действий получили широкое распространение в практических расчетах.
(Приложение 2) В каком году десятичные дроби стали применять в Азии, в Европе и в России, вы узнаете выполнив:
Задание №1 Вычислите:
1 вариант | (3,8·0,15 -1,04:2,6+1,257)·1000 | 1) 0,57 2) 0,4 3)0,17 4)1,427 | в Азии – 1427 год |
2 вариант | (0,81:2,7+4,5·0,12+14,93)·100 | 1) 0,3 2) 0,54 3) 0,84 4) 15,77 | в Европе – 1577 год |
3 вариант | (170,4 -1,4·(28,5:19) + 2)·10 | 1) 1,5 2) 2,1 3) 168,3 4) 170,3 | в России – 1703 год |
География – интересный предмет, но немыслимый без математики. Если бы математика тесно не сотрудничала с географией, география вообще как наука не смогла бы развиваться.
Доказательствами к этому являются такие факты:
- в математике и географии используются одинаковые термины (например, градус, координата, масштаб, диаграмма, процент и дополняют учащиеся)
- в географии используются простейшие основы математики
- все законы физики и химии сформировались в какой-то мере благодаря математике, а эти законы помогают развиваться географии.
Мы переходим к следующему разделу нашего журнала. Какой теме будет посвящена страничка, вы узнаете, выполнив задание №2. (Учащиеся должны назвать букву правильного ответа, Учитель записывает эти буквы на доске и предлагает составить учащимся из них слово - Атмосфера)
Задание №2. (Приложение 2)
Вариант 1
№1 Укажите выражение, значение которого является наименьшим. Варианты ответа
А.
Б.
В.
Г.
№2 Расположите в порядке убывания числа 0,1327; 0,014; 0,13. Варианты ответа
П. 0,1327; 0,014; 0,13
Р. 0,014; 0,13; 0,1327
С. 0,1327; 0,13; 0,014
Т. 0,13; 0,014; 0,1327
№3 Укажите наибольшее из следующих чисел. Варианты ответа
Д.
Е.
Ж. 0,55
З. 0,5
Вариант 2
№1 Укажите выражение, значение которого является наименьшим. Варианты ответа
К.
Л.
М.
Н.
№2 Расположите в порядке убывания числа 0,1528; 0,014; 0,15.Варианты ответа
Ф. 0,1528; 0,15; 0,014
Х. 0,014; 0,15; 0,1528
Ц. 0,1528; 0,014; 0,15
Ч. 0,15; 0,014; 0,1528
№3 Укажите наибольшее из следующих чисел: Варианты ответа
М. 0,7
Н.
О.
П.
Вариант 3
№1 Укажите выражение, значение которого является наименьшим. Варианты ответа
П.
Р.
С.
Т.
№2 Расположите в порядке возрастания числа 0,1439; 1,3; 0,14. Варианты ответа
П. 1,3; 0,14; 0,1439
Р. 0,14; 0,1439; 1,3
С. 0,1439; 1,3; 0,14
Т. 0,1439; 0,14; 1,3
№3 Укажите наименьшее из следующих чисел. Варианты ответа
А.
Б.
В. 0,55
Г. 0,5
Страница 2 (Атмосфера)
Дайте определение атмосферы
Атмосфера имеет слоистое строение. Вспомните и ответьте на вопрос: из каких слоев состоит атмосфера? (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы)
Слайд 3
Какая часть атмосферы имеет наибольшее значение для жизни человек? (тропосфера)
Почему? (здесь содержится основная часть воздуха)
От состояния тропосферы зависит поведение и самочувствие людей, а для этого нам необходимо измерить основные показатели воздуха, к которым относятся ...(температура, давление, влажность).
Слайд 4
Страница 3 (Температура)
Первый показатель – температура.
Она измеряется прибором который называется ...(термометр).
Рассказ учащегося о термометре.
Подготовка к выполнению задания:
Основные показатели температуры: tmin, tmax, A, CC
Правило вычисления среднеарифметического
Сколько измерений за сутки было проведено: 1 вариант - 9 ; 2 вариант - 9; 3 вариант – 13.
Задание №3 (Приложение
2) На рисунке показано, как изменялась температура воздуха на протяжении одних суток. По горизонтали указано время суток, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия. Найдите разность между наибольшим значением температуры и наименьшим. Найдите амплитуду. Ответ дайте в градусах Цельсия. |
|
Вариант 1 | Ответ: 4 21 17 |
Вариант 2 | Ответ: 8 24 16 |
Вариант 3 | Ответ: 17 28 11 |
После выполнения задания, представитель от каждого варианта выходит к доске показывает на графике наименьшее и наибольшее значение температуры, объявляет ответ (слайды 8-10)
Слайд 5
Страница 4 (Давление)
Второй показатель – давление.
Давление измеряется ...(барометром).
Рассказ учащегося о приборе.
Какое явление в природе возникает из-за разницы давления на разных территориях? (ветер)
Подготовка к выполнению задания:
Как конкретно изменяется давление с изменением высоты? (при подъеме на каждые 10,5м атмосферное давление понижается на 1мм рт. ст.) анимация по щелчку
Задание №4 (Приложение 2) | |
Вариант 1 Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 765 мм рт.ст., а на вершине 720 мм рт.ст.? |
Ответ: 765-720=45 мм рт. ст. 45·10,5= 472,5 м |
Вариант 2 На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм рт.ст., у поверхности земли 760 мм рт.ст. Найти глубину шахты. |
Ответ: 780-760=20 мм рт. ст. 20·10,5= 210 м |
Вариант 3 У подножья возвышенности атмосферное давление 760 мм рт.ст. Какова ее высота, если на вершине 735 мм рт.ст.? |
Ответ: 760-735=25 мм рт. ст. 25·10,5= 262,5 м |
После выполнения задания, учащиеся комментируют решения и сверяют ответ.
Слайд 6
Страница 5 (Влажность)
Третий показатель – влажность.
Влажность измеряется ...(гигрометром). Рассказ учащегося о приборе.
Какие понятия влажности мы знаем? (абсолютная и относительная)
Подготовка к выполнению задания:
Зависимость количества
водяного пара в воздухе от его температура (100% влажность) |
-20o С 1 г -10o С 2,5 г -0o С 5 г +10o С 9 г +20o С 17 г +30o С 30 г |
- Дайте определение процента
- С помощью чего удобнее решать задачи на проценты? (пропорции)
Задание №5 (Учащийся решает задачу у доски) (Приложение 2)
Определите относительную влажность, если при температуре +20°С в воздухе содержится 11,9 г воды.
Решение:
100% - 17 г
х % - 11,9 г
Ответ: 70%
Задание №6 (для самостоятельного решения) (Приложение 2)
Определите, сколько воды содержится в воздухе при температуре +10°С, если относительная влажность 80%.
Решение:
100% - 9 г
80 % - х г
Ответ: 7,2 г.
Слайд 7
Страница 6 (Подведение итогов. Викторина)
- Что называют процентом?
- Найдите 1% от метра.
- Вычислите 25% от 4,8
- Какую часть числа составляют 20%
- Представьте обыкновенную дробь ? в виде десятичной дроби
- Найдите среднее арифметическое чисел 5,3 и 2,7.
- Первый разряд после запятой называют ....
- В какую сторону и на сколько цифр нужно перенести запятую, чтобы увеличить десятичную дробь в 100 раз?
- Как измениться дробь, если в ее, десятичной записи запятую перенести вправо на 3 цифры?
- Выразите 6,2 м в сантиметрах
- Выразите 3, 2 м в метрах и дециметрах
- Вычислите 8·12,5
- Вычислите 0,7 2
- Как изменится дробь, если запятую в ее десятичной записи перенести сначала на 3 цифры вправо, а затем на 2 цифры влево7
- Уменьшите 12,5 в 10 раз
- Увеличьте число 50 на 10%
- Уменьшите число 90 на 50%
- Какое число больше и во сколько раз: 32,549 или 325,49?
- Вычислите 0,25·0,4
- Представьте обыкновенную дробь 1/8 в виде десятичной.
- Выразите в сантиметрах 5,21 м
- Выразите в дециметрах 4,84 м
- Выразите в в метрах 15,6 дм
- Выразите в километрах 10500 м
Вопросы по географии:
- Из каких газов в % состоит воздух? (азот – 78%, кислород – 21%, инертные газы – 1%)
- Где находится 80% воздуха? (тропосфера)
- В какой части атмосферы температура понижается на 6°С при подъеме на 1 км? (тропосфера)
- Как рассчитать среднегодовую температуру? (сложить среднемесячные температуры и разделить на 12 месяцев)
- Как можно определить высоту небоскреба с помощью барометра? (измерить давление на 1-м и последнем этажах, определить разницу и разделить ее на 10,5)
- Как называется отсутствие ветра в атмосфере? (штиль)
- Какое явление в природе влияет на увеличение влажности? (испарение с поверхности водоемов и земли)
- От чего зависит количество водяного пара в воздухе? (от температуры воздуха, чем выше температура, тем больше влаги он может содержать)
- Сколько граммов водяного пара может вместить 1 куб.м насыщенного воздуха при его нагревании от 0°С до 10°С? (9 – 5 = 4г)
- Куда днем девается роса? (при повышении температуры она испаряется)
- Какой воздух называется насыщенным (ненасыщенным)? (насыщенный – не может больше впитывать влагу, а ненасыщенный – может)
- От чего зависит сила и скорость ветра? (от разницы в давлении, чем больше разница, тем больше показатели)
- Объясните возникновение муссонов. (суша и вода нагреваются по- разному, образуется разница в давлении, образуется ветер)
- Какова причина образования тумана? (теплый воздух опускается на холодную земную поверхность, охлаждается, лишняя влага выпадает в виде тумана)
- Какова высота горы, если у ее подножья температура +26°С, а на вершине - 10С °. (26+10=36; 36:6=6км)
- Может ли вместить 1 куб.м воздуха, при температуре - 10°С, 3 гр. водяного пара? (нет, т.к. при - 10°С воздух может содержать только 2,5 гр. водяного пара)
Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.
На уроке географии будут подведены итоги: классная работа, активность на уроке, выполнение ДЗ. Будут выставлены оценки.
Домашнее задание: (прикреплено в электронном журнале) (Приложение 3)
- №1 Рассчитайте среднюю годовую температуру и годовую амплитуду температур для Москвы, если известны многолетние средние месячные температуры: январь -10? С, февраль -9o С, март -4o С, апрель 5o С, май 13o С, июнь 16o С, июль 18o С, август 17o С, сентябрь 11o С, октябрь 5o С, ноябрь -2o С, декабрь -8o С. Постройте график годового хода температуры.
- №2 По радио передали: при температуре 10o С относительная влажность воздуха 50%. Сколько граммов воды содержит 1м3 такого воздуха? (при температуре 10o С 1м3 воздуха может содержать 9 г водяного пара)
- №3 Чему равно атмосферное давление на вершине горы высотой 3500м, если у подножия оно составляет 750 мм рт.ст.? (давление понижается на 10,5мм на каждые 100м)
- №4* Проводя наблюдения на географической площадке, ученики записывали температуру ежедневно с 15 до 19 апреля включительно. Средняя температура за эти дни оказалась равной 17,5o. Какая температура была 19 и 15 апреля, если она ежедневно повышалась на 1,5o?
Комментарий: Задачу можно решать с помощью уравнения. Поищем иной путь решения. Температуру в первый и последний дни наблюдений можно было бы узнать, если бы знали, в какой день была средняя температура (при нечетном числе дней). В данном случае это сделать можно.
Конец Киножурнала. Звучит заключительная мелодия Киножурнала “Хочу все знать”