Цель:
- Познакомить учащихся с многообразием дисперсных систем, их классификациями, значением в природе и жизни человека.
- Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;
Учебные задачи
- Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль; сотрудничать; использовать компьютер, ноутбук, интерактивную доску).
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета.
- Формирование умений внимательно изучать состав и правила использования веществ, используемых в повседневной жизни человека, экологическую грамотность.
Воспитательные задачи:
- Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
- Воспитывать культуру речи, трудолюбие.
- Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду;
Развивающие задачи:
- Расширение представлений учащихся о веществах, их формах существования и специфических свойствах.
- Развивать умение использовать химическую терминологию;
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
- Развивать интересы, способности личности;
- Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
- Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно - познавательную компетентность учащихся.
Предварительная подготовка к уроку:
- Постановка проблемы
- Задания группам для самостоятельной работы
- Организация самостоятельной групповой деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время;
- Создание слайдовой презентации;
- Выступления учащихся на конференции
Оборудование
- образцы различных дисперсных систем: различные аэрозоли, водоэмульсионные краски, вода, растительное масло, молоко, сметана, кремы, зубные пасты, майонез, газированные напитки и др.
Урок №1. Понятие дисперсных систем, их виды
В природе очень редко встречаются чистые вещества. Смеси различных веществ в разных агрегатных состояниях образуют гетерогенные и гомогенные системы, которые называются дисперсными.
Ставим цель: Познакомиться с таким состоянием вещества как дисперсная система , выяснить как классифицируются дисперсные системы и каково их значение в природе и жизни человека.
Даем определение дисперсной фазы, дисперсной среды (слайды №2, 3)
Существуют классификации д. с. по разным признакам:
1. сочетание агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы;
2. величина частиц веществ, составляющих дисперсную фазу
(слайд 4 )
Для того, чтобы понять, как многообразны дисперсные системы и каково из значение, мы заслушиваем результаты работы групп, подготовивших проекты о разных видах дисперсных систем.
Слово 1 группе. Аэрозоли.
Первая группа рассказывает об эмульсиях, их особенностях, классификациях, устойчивости, эмульгаторах, способах их разрушения, значении. (слайды 5-16).
Затем первая группа проводит повторение по вопросам (слайд №17)
Вторая группа выступает с рассказом о суспензиях (слайды18-33).
Затем обсуждаем вопросы, подготовленные второй группой (слайд № 34).
Третья группа рассказывает о пенах, их структуре, видах, свойствах, применении (слайды36-48). После чего, обсуждаем вопросы (слайд 49).
Урок №2Четвертая группа выступает с сообщением об аэрозолях (слайды 50-70). Сначала рассказ о классификациях (52-58), областях применения (60-65), особое внимание обращаем на то, что бывают токсичные аэрозоли (60), значение биологических аэрозолей (59), на экологические проблемы связанные с использованием аэрозолей (65-69).
Затем обсуждаем вопросы по этому разделу (слайд 71)
Пятая группа характеризует коллоидные системы, их отличия от грубодисперсных систем (74-76), демонстрируют Эффект Тиндаля, значение этих систем(78-80).
Вопросы представлены на слайде 81.
Шестая группа кратко характеризует истинные растворы (слайды 4, 82-90)
На следующем уроке планируется более детальное знакомство с истинными растворами и способами выражения концентрации растворенных в них веществ.
Презентацию можно использовать и на уроках, построенных по другому принципу
Домашнее задание: параграф 10, упр 10-14 стр.41-41