"Дисперсные системы". 11-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цель:

  • Познакомить учащихся с многообразием дисперсных систем, их классификациями, значением в природе и жизни человека.
  • Привлечь внимание учащихся к дисперсным системам большой практической значимости: суспензиям, эмульсиям, коллоидным растворам, истинным растворам, аэрозолям, пенам;

Учебные задачи

  • Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль; сотрудничать; использовать компьютер, ноутбук, интерактивную доску).
  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета.
  • Формирование умений внимательно изучать состав и правила использования веществ, используемых в повседневной жизни человека, экологическую грамотность.

Воспитательные задачи:

  • Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
  • Воспитывать культуру речи, трудолюбие.
  • Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду;

Развивающие задачи:

  • Расширение представлений учащихся о веществах, их формах существования и специфических свойствах.
  • Развивать умение использовать химическую терминологию;
  • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
  • Развивать интересы, способности личности;
  • Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
  • Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно - познавательную компетентность учащихся.

Предварительная подготовка к уроку:

  • Постановка проблемы
  • Задания группам для самостоятельной работы
  • Организация самостоятельной групповой деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время;
  • Создание слайдовой презентации;
  • Выступления учащихся на конференции

Оборудование

  • образцы различных дисперсных систем: различные аэрозоли, водоэмульсионные краски, вода, растительное масло, молоко, сметана, кремы, зубные пасты, майонез, газированные напитки и др.

Урок №1. Понятие дисперсных систем, их виды

В природе очень редко встречаются чистые вещества. Смеси различных веществ в разных агрегатных состояниях образуют гетерогенные и гомогенные системы, которые называются дисперсными.

Ставим цель: Познакомиться с таким состоянием вещества как дисперсная система , выяснить как классифицируются дисперсные системы и каково их значение в природе и жизни человека.

Даем определение дисперсной фазы, дисперсной среды (слайды №2, 3)

Существуют классификации д. с. по разным признакам:

1. сочетание агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы;

2. величина частиц веществ, составляющих дисперсную фазу

(слайд 4 )

Для того, чтобы понять, как многообразны дисперсные системы и каково из значение, мы заслушиваем результаты работы групп, подготовивших проекты о разных видах дисперсных систем.

Слово 1 группе. Аэрозоли.

Первая группа рассказывает об эмульсиях, их особенностях, классификациях, устойчивости, эмульгаторах, способах их разрушения, значении. (слайды 5-16).

Затем первая группа проводит повторение по вопросам (слайд №17)

Вторая группа выступает с рассказом о суспензиях (слайды18-33).

Затем обсуждаем вопросы, подготовленные второй группой (слайд № 34).

Третья группа рассказывает о пенах, их структуре, видах, свойствах, применении (слайды36-48). После чего, обсуждаем вопросы (слайд 49).

Урок №2

Четвертая группа выступает с сообщением об аэрозолях (слайды 50-70). Сначала рассказ о классификациях (52-58), областях применения (60-65), особое внимание обращаем на то, что бывают токсичные аэрозоли (60), значение биологических аэрозолей (59), на экологические проблемы связанные с использованием аэрозолей (65-69).

Затем обсуждаем вопросы по этому разделу (слайд 71)

Пятая группа характеризует коллоидные системы, их отличия от грубодисперсных систем (74-76), демонстрируют Эффект Тиндаля, значение этих систем(78-80).

Вопросы представлены на слайде 81.

Шестая группа кратко характеризует истинные растворы (слайды 4, 82-90)

На следующем уроке планируется более детальное знакомство с истинными растворами и способами выражения концентрации растворенных в них веществ.

Презентацию можно использовать и на уроках, построенных по другому принципу

Домашнее задание: параграф 10, упр 10-14 стр.41-41