Пояснительная записка.
Семилетний ребенок, поступивший в школу, испытывает серьезные жизненные перемены: возрастают психические, физические, эмоциональные нагрузки, меняется распорядок дня, появляется ряд новых забот и обязанностей.
Многим детям особенно трудно бывает пережить несколько первых месяцев после поступления в школу. Родители могут приходить на помощь ребенку, но при этом не должны проявлять фанатизма. Они должны понимать, что в семь-восемь лет у него проявляются естественные желания обходиться без посторонней помощи.
Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для здоровья детей. Взаимоотношения в семье играют важную роль в воспитательном процессе, и их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. Сегодня, как никогда прежде, родители все чаще обращаются за помощью к психологам по вопросам воспитания своих детей, хотят знать, каким образом можно повысить самооценку ребенка, как научиться чувствовать и понимать его, открыто и честно строить детско-родительские отношения.
Таким образом, возникает необходимость обучения взрослых конструктивному взаимодействию со своими детьми в условиях занятий с родителями , где в атмосфере сотрудничества и доверия они получают не только ответы на свои вопросы, но и квалифицированную психолого-педагогическую помощь и поддержку.
Программа актуальна в настоящее время. Она представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и школы при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения. Направленность программы “Родительский университет” – социально-педагогическая. Научная новизна программы заключается в обобщении теоретико-практического материала и формировании методики психологического консультирования родителей младших школьников.
Программа рассчитана на родителей детей 6–8 лет. Данный возраст весьма значим в жизни каждого ребенка. Начало обучения в школе сопровождается адаптационными трудностями первоклассника, появлением нового статуса “школьник” и связанных с этим обязанностей, оцениванием результатов учебной деятельности – появлением отметок.
Занятия по данной программе являются педагогически целесообразными, поскольку переживания младшего школьника, его успешность или неудачность на начальном этапе обучения влияют на его отношения в семье, вызывают различные реакции близких людей (от тревоги, беспокойства до раздражительности, жестокости, усталого равнодушия). Именно организация специальных занятий для родителей в неформальной обстановке способствует оптимизации семейных отношений, является своеобразной профилактикой трудностей в преддверии школьного адаптационного периода.
Данная программа влияет на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Помогает родителям детей младшего школьного возраста создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами. Целью “Родительского университета” является проведение психологического консультирования родителей младших школьников, гармонизация детско-родительских отношений.
Освоение программы предполагает решение следующих задач:
- развивать навыки конструктивного взаимодействия первоклассников с родителями и окружающими людьми;
- совершенствовать умения понимать, выражать и контролировать свои эмоции и чувства, развивать навыки саморегуляции;
- формировать адекватную самооценку у детей;
- воспитывать уважение к членам семьи, побуждать к возрождению межпоколенческих семейных связей, к изучению истории и традиций своей семьи;
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- помочь (содействовать) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально– волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- развивать психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.
Отличительными особенностями программы являются ведение работы не только в психолого-родительской паре, а и с семейными группами “папа – мама”.
Родительские встречи в привлекательной форме позволяют ненавязчиво утверждать ценности семейного очага, личной свободы, ценности другого человека. Набор участников “Родительского университета” производится по желанию родителей. Группа комплектуется из мам и пап, что способствует быстрому установлению доверительной, эмоционально-благоприятной атмосферы сотрудничества.
Педагог и психолог изначально стремятся не управлять участниками “университета”, их развитием, а создавать условия для их самореализации, самоопределения, саморазвития, оказывать поддержку родителям.
“Родительский университет” является местом, где всегда есть возможность его членам развивать свои творческие способности, быть интересными друг для друга в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества.
Работа в “университете” подразумевает: учет интересов родителей; отсутствие жесткой регламентации; вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведении занятий.
В “Родительском университете” всё подчиняется общению, все участники – союзники, равные и самостоятельные. Организуя занятия в родительском пространстве, важно помнить о частой смене деятельности, удобном режиме работы для всех участников.
У “Родительского университета” есть эмблема (Приложение 1).
По окончанию программы родители получают звание Почетного участника “университета” и оставляют за собой право присутствовать на общих праздниках, принимать участие в работе с вновь прибывшими родителями.
Занятия обязательно проводятся с педагогом-психологом, т.к. данная деятельность относится к разряду коррекционно-развивающей работы и требует навыка психологического семейного консультирования.
Форма и режим занятий. Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения и содержит 10 занятий. Основная форма образовательной деятельности – занятие, в процессе которого используются коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с родителями.
Занятия проводятся как мини-тренинги, на которых используются разнообразные виды деятельности: индивидуальные консультации; круглые столы; беседы; обучающие тренинги; родительский капустник; обмен мнениями; оформление памяток для родителей, игровые упражнения и подвижные игры; урокотерапия; арт-терапия; элементы телесно-ориентированной терапии; кинезиологические упражнения; психогимнастика; танцевальные упражнения.
Работа по программе “Родительский университет” реализуется поэтапно:
1-й этап – начальный – происходит сплочение группы и раскрепощение участников, появление эмоциональной открытости и начало рефлексивных процессов, формирование доверия друг к другу (март-апрель).
2-й этап – основной – характеризуется самопознанием, переходом к углубленной рефлексии и свободному самораскрытию, усилением межличностной динамики в группе, повышением эффективности общения, активным заявлением родителей (семей) об имеющихся трудностях в воспитании и свободным их обсуждением (сентябрь-декабрь).
Все занятия имеют определенную структуру. (Приложение 1)
В “университете” традиционно проводится итоговое занятие в конце каждого этапа обучения, проводится итоговая диагностика.
В заключении курса(декабрь) проводится праздник “Семейная гостиная”. Пожелавшая семья знакомит со своими традициями, любимыми занятиями и играми. Подготовка к проведению финального занятия идёт под руководством педагога .
Прогнозируемые результаты.
По прохождению программы обучения участники должны:
– уметь контактировать с близкими людьми, считаться с их мнением,
договариваться с ними, позитивно воспринимать их;
– уметь понимать чувства и эмоции близких родственников;
– знать свою родословную;
– уметь оценивать себя, свои возможности позитивно;
– знать способы конструктивного взаимодействия;
– уметь налаживать контакт с окружающими, прислушиваться к их мнению,
договариваться, работать сообща;
– понимать эмоции и чувства окружающих;
– учить ребёнка уметь контролировать своё эмоциональное состояние с помощью
взрослых;
– знать простые приемы саморегуляции;
– уметь адекватно оценивать своего ребёнка (его способности, возможности,
качества, поведение).
При обучении в “Родительском университете” проводится контроль усвоения знаний, умений, навыков. Контроль проводится входящий, текущий (тематический), итоговый.
Какие результаты контролируются | Формы контроля | Сроки контроля |
Начальный этап. |
||
Знание различных средств общения и понимание “языка тела” человека. | – Беседа, педагогическое наблюдение. | В течение года. |
Умение вступать в контакт с близкими людьми, считаться с их мнением, договариваться с ними, позитивно воспринимать их. | – Педагогическое наблюдение; – тест “Кинетический рисунок семьи” (Р. Бернс, С.Кауфман); – тест “Семейная социограмма” (Э. Эйдемиллер, О. Черемисин); – опросник для родителей “Семейные роли” (модификация А. Черникова). |
– апрель |
Умение понимать чувства и эмоции близких родственников. | Мини-анкета “Общение детей и родителей” (Н. Дереклеева) . | – апрель |
Умение оценивать себя, свои возможности позитивно. | – Методика исследования самооценки (В.Щур, С.Якобсон, в
модификации В. Ветровой); – работа с бланками “Мои цели” (Е.Коблик); – анкета обратной связи. |
– апрель – в течение года |
Основной период. |
||
Знание способов конструктивного взаимодействия | – Беседа. | – в течение года |
Умение налаживать контакт с окружающими, прислушиваться к их мнению, договариваться, работать сообща. | – Проективная методика “Динамический рисунок семьи”; – педагогическое наблюдение. |
– сентябрь – в течение года |
Понимание эмоций и чувств окружающих. | – Разыгрывание психологических этюдов; – педагогическое наблюдение. |
– октябрь |
Умение выражать эмоции и чувства в мимике, жестах, пантомимике словами. | – Упражнение “Словарь чувств” (Р. Мухаметова); – игра “Мимика в рисунках” (Н.Яковлева); – педагогическое наблюдение; – разыгрывание психологических этюдов. |
– ноябрь – в течение года |
Умение контролировать свое эмоциональное состояние с помощью взрослых. | – Педагогическое наблюдение. | – ноябрь |
Знание простых приемов саморегуляции. | – Беседа. | – в течение года |
Умение адекватно оценивать себя (свои способности, возможности, качества, поведение) при помощи взрослых. | – Методика исследования самооценки (В.Щур, С.Якобсон, в
модификации В. Ветровой); – работа с бланками “Мои цели” (Е.Коблик); – анкета обратной связи; – игра-тест для взрослых “Какой вы родитель?” |
– сентябрь, – сентябрь-декабрь, – в течение года |
Умение применять на практике способы конструктивного взаимодействия, отстаивая без ссор и конфликтов свои взгляды, адекватно воспринимать окружающих людей. | – Педагогическое наблюдение; – решение проблемных ситуаций; – рисуночный тест “Семья животных”. |
– ноябрь |
Умение понимать и принимать эмоции и чувства окружающих. | – Диагностическая игра “Угадай настроение” (В. Ветровой). | – октябрь-ноябрь |
Умение самостоятельно контролировать свои эмоции и чувства. | – Педагогическое наблюдение; – решение проблемных ситуаций. |
– в течение года |
Владение простейшими приемами саморегуляции. | – Педагогическое наблюдение. | – в течение года |
Умение самостоятельно адекватно оценивать свои поступки, качества, способности, возможности. | – Методика исследования самооценки (модификация
методики Дембо -Рубенштейна); – работа с бланками “Мои цели” (Е.Коблик); – анкета обратной связи. |
– сентябрь – в течение года |
Формами подведения итогов реализации программы являются:
– итоговые занятия в конце каждого периода обучения ,где проводится
анкетирование всех членов клуба, позволяющее выявить личную результативность и
отношение к занятиям, работа с бланками “Мои цели”;
– оформление выставки “Наши творческие достижения” из лучших рисунков, поделок,
фотографий, сборников сказок, сочиненных участниками;
– создание портфолио каждой желающей семьи в течение всего периода обучения,
куда складываются рисунки, сочиненные сказки, фото с занятия в форме “Семейной
гостиной”, бланки “Мои цели”, грамоты и благодарности за участие всей семьи в
конкурсах, выставках, результаты диагностик.
2. Содержание изучаемого курса.
В зависимости от количества участников, их индивидуальных особенностей, потребностей, тематика занятий и их методическая насыщенность могут и должны варьироваться внутри каждого раздела программы.
Раздел “Я и моя семья”
Тема № 1. “Давайте познакомимся”.
Теория: Особенности тренинговой работы; положение “Родительского университета”, права и обязанности его участников, цели и задачи, план работы и режим; выбор ритуалов приветствия и прощания на занятиях, знакомство со структурой занятий.
Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”; упражнения “Клубочек”, “Какая рука у соседа”, “Знакомство”, “Молекулы”, “Глаза в глаза”, “Баржа”; работа со сказкой “Репка” (рассказывание сказки от имени разных героев); работы с бланками “Мои цели”, ритуал прощания “Кулачки”.
Диагностика: Педагогическое наблюдение, тест “Кинетический рисунок семьи”, анкета обратной связи (рефлексия занятия), методика исследования самооценки (Щур В., Якобсон С.)
Тема № 2. “Семья. Атмосфера жизни в семье”.
Теория: Семья, члены семьи и их взаимосвязь. Благополучие в семье и как его сохранить. Домашнее задание для родителей (опросник “Семейные роли”).
Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, упражнения “Клубочек”, “Ассоциации к слову “семья”, “Баржа”, “Укрась слово”, игра “Путаница”, “Реши примеры”, решение проблемных ситуаций из жизни членов клуба; “Глаза в глаза”, “Игра без правил”, работа со сказкой Т. Зинкевич-Евстигнеевой “Сказка про медвежонка” (чтение, обсуждение, рисование), работа со сказкой Л.Коротковой “Поминальный блинок” (чтение, обсуждение, рисование важных эпизодов); упражнение “Я – ты”, рефлексия, ритуал “Кулачки”.
Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, тест “Семейная социограмма” (Э.Г.Эйдемиллер, О.В. Черемисин), опросник для родителей “Семейные роли” (модификация Черникова Д.).
Тема № 3. “Как здорово любимым быть!”
Теория: Индивидуальность. Физическое и духовное “Я” человека. Как сохранить индивидуальность. Самооценка.
Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, “Связующая нить”, “Комплименты”, “Ласковое имя”, танец “Цветок”, упражнение “Паравозик”, “Мы тебя любим”, “Волшебный стул”, “Массаж по кругу”, “Баржа”; работа со сказкой И. Стишёнок “Колючка” (чтение, обсуждение, рисование), “Налаживание отношений” (в паре), “Укрась слово “любовь”, “Баржа”, работа со сказкой Т. Зинкевич-Евстигнеевой “Золотой шар” (чтение, медитация, рисование); “Налаживание взаимоотношений”, “Аплодисменты”; “Игра без правил”; рефлексия; ритуал “Кулачки”.
Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи.
Тема № 4. Итоговое занятие “Вместе”.
Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, “Клубочек”, “Какая рука у соседа”, “Фруктовая корзина”, упражнение “Давай поиграем”, 2-3 игры по желанию участников, “Общий рисунок”, “Ковер дружбы”, работа со сказкой “Бременские музыканты” (обсуждение, разыгрывание), рассматривание портфолио семей, работа с бланками “Мои цели”, “Цвет – предмет”; “Глаза в глаза”; рефлексия; ритуал “Кулачки”.
Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, бланк “Мои цели”.
Раздел “Время перемен”.
Тема № 5. “Адаптация ребёнка в школе”.
Теория: Ребёнок-школьник, изменяется его тело, ум, душа. Самопознание. Саморегуляция. Будущее начинается в настоящем. Понятие “Жизненный выбор”.
Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, “Маленькое имя”, “Я подарок для человечества”, медитационное упражнение “Полет птицы”, упражнение “Могущество”, упражнение “Два стула”, “Надувная кукла”, “Встреча взглядами”, “Ветер дует на тех, кто…”, кинезиологический тренировочный комплекс №3; “дирижер оркестра”, “Змея”, работа со сказкой Черняевой С.А. “Сказка о забывчивой фее” (чтение, обсуждение, рисование); сочиняем сказку про себя по элементам (чтение, обсуждение). Домашнее задание “Позитивный опросник для родителей по семейному воспитанию”. Рефлексия. Ритуал “Кулачки”.
Диагностика: Методика исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн, модифицированный); “Позитивный опросник для родителей”, педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, методика исследования самооценки (модифицированный вариант Дембо-Рубинштейн)
Раздел “В мире человеческих отношений”.
Тема № 6. “О конфликтах и примирении”.
Теория: Конфликты. Причины их проявления и пути разрешения. Примирение. Взаимопонимание. Правила эффективного общения.
Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, “Я хочу пожелать соседу”, “Упрямая сороконожка”, “Лягушка на кочках”, задание “Научить подвижной игре” разыгрывание психологических этюдов “Тигр вышел на охоту”, “2 барана”, “Драка”, “Плакса”; работа с памяткой “Конфликтуйте конструктивно”, работа со сказкой Е. Клюева “По законам живой природы” (чтение, обсуждение, рисование); решение проблемных ситуаций, письменное упражнение “Сам и вместе”; работа со сказкой Н. Никитиной “Слоненок с шариками” (чтение, обсуждение, решение проблемы); упражнение “Давай помиримся”; “Толкалки без слов”, “Прости меня за то, что я…”, кинезиологический тренировочный комплекс №1; “Баржа”. Рефлексия. Ритуал “Кулачки”.
Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, психологические этюды, проблемные ситуации.
Раздел “Я познаю себя”.
Тема № 7. “Ум. Фантазии”.
Теория: Ум, его значение в жизни человека. Как развивать ум. Почему одни люди умнее других. Фантазии и мечты, их ценность для человека и опасность.
Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, упражнения “Клубочек”, “Небылицы”, “Кто это?”, “Мысленные картинки”, “Печатная машинка”, “Свяжи 3 слова”; кинезиологический тренировочный комплекс №3; игры с мячом “Неожиданный предмет”, “Хорошо – плохо”, “Перевертыши”; упражнения “Ипподром”, “Домики-жители”; “Дружный круг”; “Работа со сказками” О. Васильева “Цветик-семицветик” и Амбросьевой Н. “Сказка про гусеничку Дусю” (чтение, обсуждение, рисование), медитативное упражнение “Облака в небе”; “Глаза в глаза, пантомима “Угадай животное”, “Мы с тобой…”. Рефлексия. Ритуал “Кулачки”.
Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи.
Раздел “В мире эмоций и чувств”.
Тема № 8. “Море наших чувств и эмоций”.
Теория: Разнообразные эмоции и чувства. Способы выражения эмоций. Значимость “языка тела” в общении. Раздражение, злость, гнев. Их польза и вред. Взаимосвязь с другими эмоциями. Обидчивость и капризность.
Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, упражнения “Клубочек”, “Ворота”, “Жмурки”, игра “Жучок”, “Тропинка”, тест -игра “Определи выражение лица”, “Где мы были вам не скажем, а что делали – покажем”, упражнение “Танец в образах”, игра “Пантомима”, упражнение “Самый внимательный”, “Баржа”, игра “Разведчик зоркий”; разыгрывание психологических этюдов “Трусишка”, “Провинившийся”, “Стыдно”, Король Боровик не в духе”, “Соленый чай”, “Гадкий утенок”, упражнение “Словарь чувств”, игра “Море волнуется…”, работа со сказкой “Котенок” И. Стешонок и рассказом Л.Толстого “Косточка” (чтение, обсуждение, драматизация); арт-упражнение “Палитра чувств”; упражнение “Я и мама”, “Игра без правил” “Я умею лучше тебя…”. Рефлексия. Ритуал “Кулачки”.
Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, упражнение “Словарь чувств”.
Тема № 9. “Индивидуальность”.
Теория: Индивидуальность. Физическое и духовное “Я” человека. Как сохранить индивидуальность. Самооценка.
Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, упражнения “Я люблю себя за…”, “Мы с тобой отличаемся…”, “Я могу…”, “Расскажи мне обо мне”, игра “Дракон, принцесса, самурай”, упражнение на внимание “Раз ромашка, два ромашка…”, “Слушай хлопки”, работа со сказкой Хухлаевой О. “Сказка о Маше и ее человечках” (чтение, обсуждение, рисование), работа со сказкой Амбросьевой Н. “Спасение” (чтение, упражнение медитация, рисуем деревья и сочиняем историю, чтение рассказов о деревьях, психологический этюд “Могучее дерево”), “Падающий листок”, “Глаза в глаза”, “Памятные даты нашей жизни”, психологический этюд “Чудо-дерево”; чтение стихотворения А.Усачева “У речки стоял удивительный домик” (обсуждение), упражнение “10 моих Я”. Рефлексия. Ритуал прощания “Кулачки”.
Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, методика исследования самооценки (модифицированный вариант Дембо-Рубинштейна).
Тема № 10. Праздник “Семейная гостиная”.
Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, презентация семей. Выставка рисунков, поделок, достижений участников “Родительского университета”. Вручение памятных дипломов. Рефлексия. Ритуал “Кулачки”.
Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи.
Используемая литература (Приложение 2).