Свойства, определяющие внешний вид древесины

Разделы: Технология


Разделы: преподавание технологии.

Цели и задачи урока:

Обучающая: Ознакомить учащихся с основными свойствами древесины.

Развивающая: Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. Развивать интерес к своей будущей профессии.

Воспитательная: Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности учащихся. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Оборудование: раздаточный материал, схемы, задания.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация деятельности.
  3. Повторение пройденного материала.
  4. Основная часть.
  5. Физкультминутка.
  6. Заключительная часть.
  7. Рефлексия.

Конспект урока

Организационный момент.

Приветствие учащимся. Проверка наличия учащихся на уроке. Назвать тему и цель урока.

В училище прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки в линию красиво.
На меня вы посмотрите
И немного улыбнитесь!

А также установка на позитив: “У меня хорошее настроение. Я могу быть терпеливым. Я успею сделать всё”.

Мотивация деятельности.

Сегодня мы начинаем изучать новую тему “Физические свойства древесины”. Тема сегодняшнего урока “Свойства, определяющие внешний вид древесины”. Наша основная цель: ознакомиться с основными свойствами древесины.

Повторение пройденного материала.

Урок начнем с повторения. Мы с вами уже изучили строение дерева и древесины.

1. Вспомним и назовем части растущего дерева, а так же их назначение.

Корни ствол  крона
Удерживают дерево
в вертикальном
положении,
снабжает дерево
водой и минер.
солями.
удерживает тяжелую
крону, является
проводником питательных
веществ, поступающих от
корней, из листвы и хвои.
 
листья и хвоя усваивают углерод
из углекислого газа воздуха,
воду и минер. соли, которыми их
снабжают корни; на солнце образуют
сложные органические вещества,
идущие на построение растущего дерева.

 2. Вспомните и запишите названия слоев древесины (задание 1 на столах).

Пробковый слой.
Луб.
Камбий.
Заболонь.
Ядро.
Сердцевина.

3. Вспомните и напишите разрезы ствола (задание 2 на столах)

1. – торцовый (или поперечный – проходит перпендикулярно к продольной оси ствола);
2. – радиальный (проходит перпендикулярно к поперечному через сердцевину ствола);
3. – тангенциальный (проходит на некотором расстоянии от радиального).

Основная часть.

Хорошо. Теперь открываем тетради и записываем определение:

Свойства древесины, которые можно определить путем осмотра, взвешивания, измерения, высушивания – называются физическими свойствами древесины.

К ним относятся: внешний вид и запах, влажность и связанные с ее колебаниями изменения – усушка, разбухание, коробление и растрескивание. А так же показатели макроструктуры и электро-, звуко-, теплопроводность (рисунок 1).

Внешний вид древесины определяется ее цветом, блеском, текстурой и макроструктурой (рисунок 2).

Цвет древесины определяется наличием в ней дубильных, смолистых и красящих веществ, находящихся в полостях клеток (рисунок 3).

Под цветом древесины понимают определённое зрительное ощущение, которое зависит, в основном, от спектрального состава отражённого ею светового потока. Цвет – одна из важнейших характеристик внешнего вида древесины.

Окраска древесины зависит от породы, возраста дерева, климата района произрастания. Древесина может изменять цвет при выдержке под влиянием воздуха и света, при поражении грибами, а так же при длительном нахождении под водой. Тем не менее, цвет многих пород настолько характерен, что может служить одним из признаков при их распознавании.

Древесина пород, растущих в разных климатических зонах, сильно отличаются по цвету: от белого (липа, ель, осина) до черного (черное дерево). Древесина пород, растущих в жарких и южных странах, имеет более яркую и разнообразную окраску по сравнению с древесиной, растущей в зоне умеренного климата. В пределах одного климатического пояса каждой породе древесины присущ свойственный только ей цвет, по которому можно распознать породу древесины. Например, древесина дуба и ясеня имеет бурый цвет, граба – светло-серый, грецкого ореха – коричневый.

Под влиянием света и кислорода древесина многих пород теряет свою яркость и приобретает на открытом воздухе однотонную сероватую окраску. Древесина дуба, пролежавшая долгое время в воде, приобретает темно-коричневый и даже черный цвет и называется мореным дубом.

Окраска древесины зависит от возраста дерева. Окраска древесины молодых деревьев, как правило, светлее, чем у более старых. Не меняется цвет древесины с возрастом у белой акации, дуба, каштана и самшита.

Цвет древесины имеет очень важное значение при производстве мебели, музыкальных инструментов, столярных и художественных изделий. Благородный, насыщенный богатством оттенков цвет древесины придает изделиям красивый внешний вид. Цвет древесины некоторых пород можно усилить или изменить, используя различные методы обработки: протравливание (каштан, дуб), пропаривание (бук) или окрашивание различными химическими веществами. Цвет древесины даже умеренной зоны богат оттенками и его обычно определяют как: красный, розовый, белый, светло-розовый и т. д.

Цвет способен указать на качество. Например, синеватая окраска хвойной древесины свидетельствует о начальной стадии загнивания (цвет здоровой сосны – от коричневато-желтого в зонах, насыщенных смолой, до светло-желтого; цвет ели – от светло-желтого до белого); черные и темно-коричневые пятна на буковой древесине – признак загнивания (цвет здорового бука – от желто-бежевого до розовато-бежевого).

Способность направленно отражать световой поток называется блеском (рисунок 4).

Блеск зависит от плотности древесины и от количества, размеров и расположения сердцевидных лучей. Сердцевидные лучи обладают способностью направленно отражать световые лучи и создают блеск древесины в радиальном разрезе.

Блестящие поверхности получаются из древесины дуба, белой акации, бука, клена – для них характерно наличие сердцевидных лучей. Очень узкие сердцевидные лучи и сравнительно тонкие стенки клеток тканей у древесины тополя, осины, липы, поэтому поверхности изделий из древесины этих пород не имеют блеска (матовые).

Блеск придает древесине красивый вид и подчеркивает ее текстуру и может быть усилен за счет полирования, лакирования, вощения или оклеивания прозрачными пленками из полимерных материалов.

Блеск – это ценное декоративное свойство древесины, который сильнее выявляется в процессе дальнейшей ее обработки и отделки. Но и в естественном состоянии поблескивают на свету отдельные частицы древесины видимости от плоскости разреза. Шелковистый блеск характерен для клена, черемухи, вяза, кедра, чинары. Золотистый блеск присущ черешне, бархатному дереву. Поверхность неодинаково отражает свет, что можно наблюдать на паркетном полу “в елочку”, или “в шашку”, если смотреть с разных точек.

При перерезывании волокон древесины, годовых слоев и сердцевидных лучей на поверхностях разрезов получается рисунок, который называется текстурой (рисунок 5)

Для каждой породы древесины характерна своя текстура. Она зависит от особенностей анатомического строения различных пород и направления разреза (торцовый, радиальный, тангенциальный). Текстура определяется шириной годовых слоев, различием в окраске ранней и поздней древесины; наличием крупных сосудов, сердцевидных лучей, а так же направлением волокон (прямолинейное, волнистое, путанное). Резкое различие в окраске ранней и поздней древесины у хвойных пород дает красивую текстуру в тангенциальном разрезе. Лиственные породы, у которых ярко выражены годовые слои и развиты сердцевидные лучи (бук, карагач, клен, дуб, ильм, платан), обладают очень красивой текстурой и в радиальном, и в тангенциальном разрезах. Самый красивый рисунок имеют поверхности из древесины с неправильным и путанным расположением волокон (наросты, капы).

Текстурой характеризуется декоративная ценность изделия из древесины. Прозрачные лаковые покрытия усиливают контраст текстуры, придают ей глубину и выразительность.

Существуют способы особой обработки древесины, целью которых является получение интересной текстуры: радиальное строгание, лущение фанерных кряжей под углом к направлению волокон, прессование или замена простой текстуры искусственной, например оклеивание текстурной бумагой или разрисовывание с помощью аэрографа под текстуру древесины ценных пород.

Декоративная ценность древесины при их изготовлении различных поделок, художественной мебели и музыкальных инструментов определяется текстурой.

Каждая древесная порода имеет свой запах. У одних запах сильный и стойкий, у других слабый, едва различимый. Запах древесины зависит от присутствия в ней пахучих и ароматических веществ эфирных масел, смол, дубильных веществ (рисунок 6).

Показатели макроструктуры: ширина годовых слоев, процентное содержание поздней древесины, степень равнослойности и величина структурных неровностей (рисунок 7).

Для характеристики древесины иногда достаточно определить следующие показатели макроструктуры. Ширина годичных слоев определяется числом слоев, приходящихся на 1 см отрезка, отмеренного в радиальном направлении на торцовом срезе. Ширина годичных слоев оказывает влияние на свойства древесины. Для древесины хвойных пород отмечается улучшение свойств, если в 1 см насчитывается не менее 3 и не более 25 слоев.

Один из важных показателей макроструктуры – содержание поздней древесины (в %). Чем выше содержание поздней древесины, тем больше ее плотность и лучше механические свойства.

А теперь проведем физкультминутку:

Расслабьтесь, слушайте и делайте:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед, тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и расслаблена.

Физкультминутка для глаз.

– Движение зрачков влево, вправо, вверх, вниз.
– Крепко зажмурить глаза на 10–20 секунд.

Подведем итог нашему уроку:

Зачем знать свойства древесины?

Для того, чтобы эффективно использовать древесину необходимо знать ее свойства. Чтобы качественно изготовить изделия и выполнить работу столяру, плотнику требуются хорошие знания свойств древесины.

Рефлексия.

Ребята, у вас на столе лежат по три круга.

– Кто считает, что сегодня на уроке мало узнал о свойствах древесины? Поднимите синий круг.
– Кто считает, что достаточно узнал о свойствах древесины? Поднимите зеленый круг.
– Кто считает, что все знает о свойствах древесины? Поднимите оранжевый круг.

До свидания.