Портфолио по дисциплине "Экономика". 10–11-е классы

Разделы: Экономика


В современной педагогической литературе, особенно касающейся оценки качества образования, большое внимание уделяется портфолио, которое рассматривается как соотношение цели и результата, меры достижения цели и средств ее достижения. Для эффективного результата образовательного процесса по конкретной дисциплине необходимо создать такие условия, чтобы целью каждого учащегося было максимально полное освоение всех дидактических единиц дисциплины.

Портфолио является инновационной технологий в оценивании знаний, умений и навыков учащихся. Основной целью его создания является обучение учащихся самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную исследовательскую деятельность, формирование рефлексивных умений, осуществления адекватной самооценки собственной деятельности и ее результатов.

Целью разработки портфолио по дисциплине Экономика (10–11 кл.) является стимулирование учащихся к такой организации своей деятельности при изучении дисциплины, чтобы сумма набранных баллов была максимально возможной для данного учащегося.

Основными задачами разработки портфолио по дисциплине Экономика являются:

– обеспечить высокую мотивацию учащихся, в том числе мотивации достижения успеха;
– развивать рефлексивную культуру и самооценку собственной деятельности;
– развивать умение учащихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать собственный опыт;
– совершенствовать систему оценивания учебно-познавательных достижений в условиях реализации компетентностного подхода.

Профильное изучение экономики в 10–11 классах предполагает, что в дальнейшем эти полученные знания будут основой (базой) для усвоения специальных дисциплин как в средних, так и в высших учебных заведениях. Тем более что образовательный стандарт предъявляет следующие требования к результатам освоения углубленного курса экономики:

1) сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;

2) владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

3) владение приёмами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

4) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

5) сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.

В основу разработки портфолио по дисциплине Экономика легли требования образовательного стандарта, системно-деятельностный подход к преподаванию данной дисциплины, календарно-тематический план изучения дисциплины с учетом разработанной системы самостоятельной работы студентов и контроля ее выполнения.

В портфолио нашли отражение следующие компетенции:

– информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем) – используется при выполнении сообщений, исследовательских работ, рефератов;
– коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми) – оценивается при проведении деловой игры и выявлении лучших игроков;
– самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к срокам выполнения работ, полноценно использовать личностные ресурсы) – стремление к победе в конкурсе на лучшее портфолио, на лучшее эссе, реферат и пр.;
– самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность) – стремление не только к участию в очных и заочных конкурсах и конференциях, но и основная ориентация на будущую профессию и реализацию себя в ней.

Портфолио по дисциплине “Экономика” (10–11 кл.) состоит из следующих разделов:

  1. Первый раздел называется “Знакомьтесь: Я будущий бухгалтер”;
  2. Второй раздел – “Мой экономический портрет”;
  3. Третий – “Моя экономическая копилка”;
  4. Четвёртый – “Лист самооценки”.

В первом разделе студенты описывают не только свои личные данные: фамилия, имя, отчество, сведения о школе и увлечениях, формулируют свое жизненное кредо, но и должны к концу учебного года процитировать свои любимые (понравившиеся) изречения экономистов.

Второй раздел “Мой экономический портрет” предназначен для самоанализа подготовки и понимания отдельных разделов и тем дисциплины. Этот раздел заполняется студентами в конце изучения дисциплины, перед заполнением листа самооценки. Заполнение этого раздела позволяет студенту реально оценить свои знания.

Третий раздел портфтлио “Моя экономическая копилка” самый значимый и объемный, ведь он включает как работы обязательные для выполнения всеми учащимися учебной группы, так и работы, выполненные по желанию учащегося самостоятельно.

Раздел 3.1 “Рефераты и сообщения по дисциплине” в этом подразделе указывается тематика и оценка выполненных обязательных и необязательных работ в соответствии с разработанной системой самостоятельной работы учащихся.

Раздел 3.2 “Результаты контрольной работы”.

Раздел 3.3 “Исследовательские работы по дисциплине” заполняется только теми учащимися, которые выполняли соответствующие работы (исследование конкуренции, рынка труда и пр.).

Раздел 3.4 “Участие в очных и заочных конкурсах, олимпиадах, конференциях по экономическому профилю”.

Раздел 3.5 “Комплекс зачетных мероприятий по дисциплине” представлен в виде таблицы, которая заполняется на каждого учащегося. По этой таблице можно отследить успехи и неудачи учащихся по конкретным темам и разделам. Здесь представлена информация по выполнению домашних заданий, решению задач, оценки по тестовому контролю и эссе по темам.

В раздел “Моя экономическая копилка” могут быть включены различные категории учебно-познавательной деятельности учащегося:

  • самостоятельные и домашние работы;
  • выполнение сложных занимательных учебных заданий по конкретной теме (по выбору учащегося);
  • выполнение заданий самостоятельно сверх учебной программы;
  • рефераты различной направленности и сложности;
  • эссе или резюме о прочитанных книгах по дисциплине;
  • дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по дисциплине.

Лист самооценки заставит каждого студента самостоятельно оценить свою подготовленность по дисциплине, задуматься о систематизации собственных знаний. Возможно, это поможет студентам правильно расставить приоритеты при дальнейшем изучении дисциплины Экономика организации (предприятия), базирующейся на знаниях Экономики (10–11 кл.)

Систематическая работа с портфолио помогает решить важные задачи следующего характера:

  • своевременно отмечать успехи учащегося;
  • диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося;
  • поддерживать интерес к получению качественного образования и освоению им, в полной мере, универсальных учебных действий;
  • способствовать формированию умения добиваться решения поставленных целей;
  • поддерживать интерес к получению дополнительной информации по конкретной дисциплине;
  • формировать самооценку в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Для бальной оценки портфолио разработана шкала соответствия оценок баллам.

Таблица 1 – Шкала оценки работ студентов.

Наименование работ оценка балл
Рефераты, сообщения, результаты контрольной работы, домашние работы, тесты, решение задач, эссе. 5
4
3
3
2
1
Исследовательские работы по дисциплине. 5
Участие в очных и заочных конкурсах, олимпиадах, конференциях. 5
Победа в очных и заочных конкурсах, олимпиадах, конференциях. 10

Минимальная сумма баллов (если все обязательные задания выполнены на тройки) составляет 32 балла. При выполнении всех обязательных элементов на “отлично”, но без выполнения исследовательских работ и участия в мероприятиях по Экономике студент может набрать 96 баллов. Поэтому отличную оценку и освобождение от экзамена получает студент, набравший 100 и более баллов.

В будущем думаю включить баллы за присуждение звания “лучшего игрока”, т.к. по дисциплине разработаны и проводятся две деловые игры, где каждая команда называет лучшего игрока.

Результатом представления портфолио по дисциплине “Экономика” является оценка за год. Она определяется суммой баллов по всем представленным разделам. Разработка портфолио по дисциплине “Экономика” является результатом сложившейся системы аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, а также учебной исследовательской деятельности по дисциплине.

Приложение.