Пояснительная записка.
Современное общество требует от человека наличия таких качеств, как решительность и целеустремленность, которые в совокупности с другими навыками формируют в человеке лидера.
Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию “активная гражданская позиция” его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление “лидерских” качеств личности.
Секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха.
Каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успех. В подростковом возрасте у человека появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.
Общение с другими детьми занимает центральное положение в жизни подростка. Взаимоотношения оказывают огромное влияние на другие стороны жизни подростка – особенно, на его поведение и деятельность.
Подростковый возраст чрезвычайно важный период в становлении личности. В этот период происходит расширение жизненного пространства, социального окружения.
Развитие лидерских качеств у подростков ярко выражено: уже в школе видно, кто из детей раскрывает свой внутренний потенциал или хотя бы пытается, а кто и вовсе не видит в этом необходимости. Хорошо, если ребенок стремится быть лидером, быть первым в своей компании. Но как быть тем детям, которые по каким-либо причинам не могут раскрыть свои лидерские качества в полной мере?
Для воспитания лидеров была разработана программа “Лидерские качества”. Программа ориентирована на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Курс занятий сможет помочь им более полно и объективно осознавать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.
Цель программы: создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в коррекционно-практические занятия.
Задачи:
– выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского
потенциала;
– создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского
потенциала;
– организовать занятия по овладению подростками знаниями, методиками и формами
развития собственного лидерского и организаторского потенциала;
– определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации лидерского
потенциала.
Целевая группа: дети школьного возраста (13–15 лет).
Система занятий: ознакомительное занятие, 4 обучающих занятия, итоговое занятие (рабочая тетрадь Приложение 1).
Тематическое планирование (Приложение 2).
Занятие № 1 “Личность и индивидуальность”.
Цель занятия: помочь учащимся понять ценность каждой личности подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого человека, попытаться определить, что такое личность и индивидуальность.
Материалы для занятия: Презентация “Личность и индивидуальность”,заготовки для индивидуальной работы с упражнениями, бланки для самодиагностики, наглядный материал.
Ход занятия
1. Вступительное слово ведущего и упражнение “Я люблю... Я не люблю...”. Здравствуйте ! Сегодня на занятии мы поговорим о себе, и тема нашего занятия так и называется “Личность и индивидуальность”. Чтобы вы смогли активнее включиться в работу, предлагаю вам поиграть в игру “Я люблю... Я не люблю...”. Правила такие: мы будем бросать друг другу мяч; тот, кто его поймает, будет говорить “Я люблю...” и называть что-нибудь любимое. Можно называть действия, предметы, еду, напитки, и т.п. После этого он бросает мяч кому-нибудь другому (можно данное упражнение провести в другом порядке: по кругу передавать друг другу мяч).
2. Дискуссия “Что такое индивидуальность”. Итак, после игры мы увидели, какое большое разнообразие любимых и нелюбимых предметов, действий, явлений есть у каждого из нас. Но разве только этим мы отличаемся друг от друга? Посмотрите друг на друга. У нас разный цвет волос, глаз, разный рост, у каждого есть свое имя. Но то, что один человек отличается от другого, не означает, что кто-то хуже, а кто-то лучше. Все люди разные. Каждый из них уникален, неповторим по-своему. В этом-то и проявляется его индивидуальность. А теперь давайте проведем дискуссию на тему, что такое индивидуальность (вывешивается плакат с названием)? (Далее идет обсуждение по данной теме.). Хорошо. Вы высказали свое мнение, но стало понятно, что это достаточно сложная задача– объяснить понятие индивидуальность. Ее легче почувствовать. А для этого давайте выполним следующее упражнение.
З. Упражнение “Я –...”. В рабочих тетрадях уч-ся работают с таблицей “Я –...” в течение 5 минут. После выполнения задания, уч-ся работают в парах и зачитывают друг другу свои записи. После работы в парах ведущий продолжает. Итак, после упражнения мы еще раз убедились в том, что все мы разные, но все хорошие люди. каждый попытался заглянуть в свою индивидуальность и дать ей характеристику. Каждый из нас попытался обнаружить у себя какие-то качества, которые отличают его от других. Каждый человек подает себя другим, пытается обратить на себя внимание.
4. Упражнение “Желтая майка лидера”. Сейчас в течение 5 минут в тетрадях каждый из вас попытается сделать надписи для своих “футболок”. Эти надписи должны быть “говорящими”, т.е. надпись должна говорить что-нибудь о человеке сейчас – о его любимых занятиях, об отношениях к другим людям, о том, чего он хочет от других и пр. После выполнения задания уч-ся зачитывают свои надписи и проводится небольшая беседа. Итак, теперь мы можем сказать, что индивидуальность – это своеобразие человека, то, что делает его непохожим на окружающих, это оригинальность его личности (вывешивается плакат с данной надписью).
5. Дискуссия “Что такое личность?”. На сегодняшнем занятии мы не раз употребляли слово личность. А что оно означает? Что включает в себя это понятие, которое мы так часто слышим, о котором так часто говорим? (Далее вывешивается плакат “Составные части личности”.)
– Потребности – есть у каждого человека: потребность в еде, сне и т.п.
– Интересы – тесно связаны с потребностями, воплощаются в образе мыслей, в
наших занятиях, в избранных профессиях или увлечениях.
– Индивидуальные свойства личности.
– Возможности и способности– возможности говорить, писать есть у каждого. Однако
и здесь люди отличаются своими способностями: кто-то говорит вяло или
убедительно;кто-то схватывает на лету или учится медленно и т.п.
– Характер и темперамент – одни бурно выражают свои эмоции, другие сдержаны до
холодности. Кроме того, людей объединяют и различают привычки, способы
управления своим поведением. одни стараются все продумать до мелочей, другие
просто намечают свои действия в общих чертах и т.п. Конечно, это далеко не
полный перечень составных частей личности. Личность– это гораздо более сложная
структура. Мы говорим сейчас лишь о самых основных ее частях. Но как бы то ни
было, каждая личность уникальна и отличается от других внешне, своими
физическими особенностями, а также своими интересами, талантами, способностями и
т.п.
6. Упражнение “Что такое личность?”. Посмотрите на фото в ваших тетрадях. Казалось бы, изображенные здесь люди внешне очень похожи, однако каждый из них является личностью, обладающей своими индивидуальными чертами. Быть может, людям бывает интересно друг с другом именно потому, что они отличаются дуг от друга. Общаться постоянно только с абсолютно такими как, ты сам, человеку недостаточно. И мы должны очень ценить в каждом человеке уникальность его личности. Далее уч-ся работают в рабочей тетради.
7 .Самодиагностика. Уч-ся работают с тестами.
8. Упражнение “Похвала по кругу”. Давайте сейчас поиграем в игру, которая как раз подчеркивает индивидуальность каждого из вас. Правила такие: мы будем передавать по кругу мяч и говорить друг другу комплименты. Это просто игра, и над вами никто не посмеется. Зато как приятно получить похвалу! Я покажу как это делается.
9.Подведение итогов занятия. Большое вам спасибо. Вы очень старательно работали. А теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. а может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты или просто сказать несколько слов. Всем спасибо!
10. Домашнее задание Придумать и оформить обложку для своей тетради так, чтобы любой сразу мог понять, что это ваша. Имя и фамилию писать нельзя. Попробуйте проявить свою индивидуальность.
Занятие № 2 “Самоуважение”.
Цель: укрепить позитивную самооценку уч-ся, помочь им осознать возможность формирования позитивной самооценки, обучить методикам формирования позитивной самооценки.
Материалы для занятия: слайды (плакаты с основными идеями ), листы для индивидуальной работы.
Ход занятия
1. Приветствие ведущего и игра-активатор “Я умею...”. В начале занятия давайте проверим домашнее задание: покажите приготовленные вами обложки для ваших тетрадей. Поднимите их вверх, чтобы всем было видно и каждый мог запомнить, какая тетрадь – чья. На прошлом занятии мы говорили об уникальности, неповторимости нашей личности. Тема сегодняшнего занятия является логическим продолжением предыдущего. Она называется “Самоуважение”. Если по-честному отвечать на вопрос “Как у тебя дела? Все ли в порядке?” – то наверняка, рассказывая о своих удачах, вы скажете, что на самом деле не все у вас в жизни получается, и есть, кроме удач, еще и неудачи. Но ведь нельзя забывать, что даже при самых неприятных неудачах, когда все буквально валится из рук и ничего не получается, у каждого из нас хоть что-то получается, у каждого есть что-нибудь, что выходит просто замечательно, что мы умеем делать. Давайте попробуем вспомнить эти наши умения и поиграем в игру, которая так и называется: “Я умею...”. Игра простая. Сейчас по кругу все будут говорить о том, что они умеют. Это может быть любое действие, например, умение читать, дышать или играть в футбол. Но никому нельзя называть одно и то же умение дважды. Тот, кто ничего не назвал, выходит из круга. Кто останется– тот и победит (далее проводится сама игра и по окончании ведущий продолжает). Иногда кажется, что ничего не получается или ничего не умеешь, а на самом деле любой человек умеет очень многое. И вы, оказывается, многое умеете, владеете разнообразными навыками. Мне было очень приятно это от вас слышать. Невольно начинаешь испытывать к вам уважение. Да и вы сами наверняка уважаете себя зато, что у вас есть такие замечательные свойства, умения и способности. С проблемой самоуважения очень тесно связана тема лидерства. Кто такой лидер?
2. Мини-лекция “Кто такой лидер”. Лидер это авторитетный человек, которому доверяют в коллективе, с мнением которого считаются и позволяют принимать решения за весь коллектив. Лидера никто не назначает, не выбирает, он появляется в ходе развития отношений в коллективе. Лидер принимает решения, ведет за собой весь коллектив, чувствует настроение окружающих, участвует в решении конфликтов, несет большую ответственность за свои поступки, чем другие люди в коллективе. Коллектив доверяет ему. Быть лидером нелегко, почему же у некоторых это получается само собой? Можно ли добиться признания и повести за собой весь класс? Давайте порассуждаем, как стать лидером в коллективе. а для начала выясним, как вы понимаете, кто такой лидер (ответы уч-ся).В психологии принято различать следующие типы лидеров: (далее демонстрируется плакат).
- Эмоциональный лидер – умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе;
- Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны;
- Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи;
- Лидер-организатор – умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками;
- Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности;
Все это требует наличие определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклоняться от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственные силы, организаторские способности, сильная воля.
3. Упражнение “Лидер в моей жизни”.Я попрошу каждого из вас представить себе лидера – человека, который по своим личностным качествам для вас является лидером, авторитетом во многих отношениях, того, кого можно назвать образцом лидерства. Это может быть реальный человек, который живет рядом с вами, герой книги, кинофильма. Кто он? Как выглядит? Какими качествами обладает? Почему этот человек или герой является для вас настоящим лидером, образцом лидерства, авторитетом? (Уч-ся индивидуально работают в рабочих тетрадях в течение 5 минут отвечают на вопросы.) После выполнения работы уч-ся зачитывают свои варианты и проводится беседа, после чего ведущий делает вывод о том, кто такой лидер, о его основных качествах характера.
4. Упражнение “Лидерские качества”. Итак, с понятием лидер мы немного разобрались. Теперь давайте выясним, какими качествами должен обладать лидер и какими из названных вами качеств обладаете вы (уч-ся работают в тетрадях в течение 5–7 минут, после чего зачитывают результаты своей работы).Какие качества вы выделили? Есть ли отличия между первым и вторым списком? Теперь, после обсуждения давайте обратимся к результатам тестирования на прошлом занятии и посмотрим на свои способности быть лидером (уч-ся работают с результатами прошедшего тестирования ). За дополнительными объяснениями вы можете обратиться после окончания занятия.
5. Дискуссия “Умения и самоуважение”. Способности лидера, как и многие другие, бывают ярко выражены и выражены слабо. Быть лидером в коллективе нам порой мешает наша неуверенность или незнание себя. например, кто-то с ходу занимает ведущую позицию в группе, а кому-то никак не удается привлечь к себе внимание. Но любые способности можно развить до определенного уровня. Рисовать может научиться каждый, пусть не каждый может стать гениальным художником. Мы рассматриваем лидерство в небольшой группе, а не в целой стране, поэтому вполне допустимо, что стать лидером сможет тот, кто этого захочет. Но, с другой стороны, скажите пожалуйста: разве мы умеем все на свете? Разве у нас всегда все получается? Разве нет людей, которые что-то не умеют? Но если кто-то что-то не умеет, как же тогда быть с самоуважением? Верно ли, что отсутствие каких-либо способностей или неумение что-то делать будут всегда означать отсутствие у человека уважения к самому себе? (Ответы уч-ся.) Каждый человек не всегда что-то знает или умеет Но это не означает, что он плохой, а, следовательно, никаких причин не уважать себя у него нет. Ведь даже если есть что-то, что человек не знает или не умеет, он когда-нибудь сможет этому научиться. И уважать себя за это он сможет еще больше. А как вы думаете, за что, кроме умений и навыков, можно еще себя уважать? (Ответы уч-ся.) Правильно, можно и нужно уважать себя за свои качества, за то, какой ты, что собой представляешь. Наверняка такие качества, которые достойны уважения, есть у каждого из вас.
б. Упражнение “Пять качеств”. Чтобы лучше разобраться в своих качествах, за которые вы уважаете себя мы проведем следующее упражнение. В своих тетрадях обведите свою ладонь с растопыренными пальцами, а потом в контуре каждого пальца впишите по одному вашему качеству, которое вам нравится и за которое вы можете себя уважать (работа уч-ся). Очень хорошо ! Конечно не всегда человеку все в себе нравится. Есть такие качества, которые мы в себе не любим и за которые обычно уважать себя не хотим. Но я хочу сказать, что часто те качества и свойства, которые человек считает отрицательными, на деле, при другом угле зрения, получаются совсем не такими уж плохими и бесполезными, как сначала казалось. каждое нелюбимое качество может вдруг стать очень нужным необходимым его владельцу, и его наличие будет способно вызывать самоуважение. Посмотрите на этот плакат. Видите, справа и слева написаны свойства характера человека в зависимости от того, как к ним можно относиться в разных ситуациях.
7. Быстрый круг. Давайте для каждого свойства по кругу сначала придумаем ситуацию, когда свойство является негативным (написаны на темной бумаге), а потом – позитивным (написано на ярком фоне ). А теперь предлагаю вам сыграть в игру “Все наоборот”.
8. Игра “Все наоборот”. Сейчас по очереди мы будем называть те свойства, качества, которые вам не нравятся. Каждый называет одно свое свойство. После того как он это сделал, задача всех остальных – переоценить это качество и найти его позитивную сторону. Начинать нужно словами: “Все наоборот, просто ты...”. Например, если кто-то скажет: “Я ленивый”, можно возразить: “Все наоборот, просто ты здорово умеешь расслабляться и отдыхать” (ответы уч-ся).
Понравилась игра? Мы с вами потренировались в перемене угла зрения на свои нелюбимые качества, в умении находить хорошее и полезное в якобы ненужном и плохом. Оказывается, уважение к себе можно испытывать, даже когда есть что-то, что в себе не нравится. Потом это “что-то” не так уж плохо. Если человек осознает, что это плохое в нем имеется, что может помешать ему это изменить, от этого избавиться? Я думаю, уважения к себе это только добавит.
9. Итоговый круг “Интересное – полезное”. Большое всем спасибо. Вы очень старались. А теперь давайте все по очереди, скажем, что на этом занятии для нас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты – минуту или просто сказать несколько слов.
Занятие № З–4 “Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения”.
Цель: обсуждение способов поведения и признаков, характерных для уверенного в себе человека, отработка на практике некоторых способов уверенного поведения, показать необходимость формирования определенных жизненных навыков человека.
Материалы для занятия: плакаты с надписями, рабочая тетрадь.
Ход занятия
1. Приветствие ведущего и игра-активатор “Ж-ж-ж...”. Добрый день. Мы начинаем с вами новое занятие. И начнем с игры “Ж-ж-ж-...”.Лидер не просто время от времени анализирует свои отношения с группой, он научается существовать в этом как в постоянном изменчивом процессе. Сейчас каждому из желающих представится возможность попытаться всей кожей прочувствовать, что значит “чувствовать группу”.Все становятся в круг. Вы все– племя диких пчел. И вы не хотите оказаться трутнями. А чтобы не быть трутнями, вам надо найти себе пчелиную королеву. Отличить ее просто: она не жужжит и не стремиться найти себе королеву. Поскольку нас много, то королев у нас будет несколько. Начнем жужжать мы все, а потом я тайком покажу на того, кто перестанет жужжать и станет королевой. А еще нам понадобиться честность. Готовы не жульничать? Тогда закрываем глаза. И начинаем жужжать. Разговаривать запрещается. Заканчивается игра, когда все прекратили поиск и собрались в группы вокруг “королев”. Таким образом можно поделить класс на подгруппы, заранее выбрав “королеву” по результатам прошедших тестов.
2. Дискуссия “Признаки уверенного в себе человека и последствия неуверенного в себе”. Отлично поиграли. А теперь давайте поговорим. Случалось ли вам испытывать в жизни чувство уверенности или неуверенности в себе? (Ответы уч-ся.) Давайте сейчас вместе подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себе человека от неуверенного? Как он выглядит? Как и что он говорит? Как ведет себя при разговоре? (После ответов на вопросы ведущий в качестве итога предлагает обратиться к рабочей тетради.)
Неуверенность в себе может привести к крайне неблагоприятным последствиям. Каким? Для ответа на этот вопрос предлагаю плакат “Последствия неуверенности в себе” (Приложение 3).
Как на данном плакате изображены последствия неуверенности в себе? (Ответы уч-ся.)
Итак, по каким внешним признакам мы отличаем уверенное поведение от неуверенного и грубого?
(Ответы уч-ся. Ведущий обобщает ответы и вывешивает таблицу – Приложение 2.)
Совершенно верно по жестам, взгляду, позе, голосу мы можем отличить уверенного человека от неуверенного и грубого. Обратите внимание на таблицу, в которой приведены отличительные признаки данных типов. Сейчас мы попытаемся проиграть их в игре.
3. Упражнение “Сила языка”.Работа проводится в подгруппах. Каждая подгруппа должна произнести фразу агрессивно, уверенно, неуверенно. “Я знаю, что вам надо делать!”
4. Дискуссия “Жесты открытого общения”. Большинство людей судят об окружающих по их поведению: явному (слова, поступки) и неявному (поза, жесты, мимика, тембр голоса). Причем “неявное” поведение воспринимается сильнее: его сложнее контролировать, оно обращается непосредственно к чувствам людей. иногда человек говорит: “Я чувствую, что она волнуется”, хотя человек не сказал ни слова? Это “речь” поведения, или невербалика, она состоит из поз, жестов, мимики. Поскольку лидер – уверенный в себе человек, его позы открыты, тело расслаблено, жесты чёткие, значительные, мимика богата (далее работа в тетради с определением “открытые” и “закрытые” жесты на с.7–8)
5. Работа в тетради. Учащиеся работают в тетради на с.7–8.
6. Упражнение “Рисунок человека”. Все, что есть в человеке, имеет свое назначение. Каждая часть тела выполняет определенную функцию. Каждая часть тела может также символизировать определенное качество, способность человека. И сейчас мы попробуем это сделать. Данное упражнение мы будем выполнять в тетрадях. Вы обдумываете, зачем может быть нужна лидеру та или иная часть тела? После самостоятельной работы проводится групповое обсуждение.
7. Упражнение “Молчащий тренер”. Все наши предыдущие упражнения дали нам возможность понять еще раз, что любое сообщение, поведение становится более значимым, если оно дополняется невербальными знаками: жестами, позами и т.п. Сейчас мы попробуем оценить силу слова, а заодно проверить как вы усвоили невербальные знаки и насколько полно можете использовать их в своем общении. Представитель группы получает карточку с заданием организовать свою группу определенным образом, но делать это он должен только молча (группы получают карточки с заданием и работают в течение 5 минут над заданием, после чего его демонстрируют).
Карточка 1. “Пусть вся группа споет детскую песенку “В лесу родилась елочка”.
Карточка 2. “Поставьте финальную сцену сказки “Репка”.
Карточка 3. “Организуйте команду скорой помощи в действии”.
Проводится беседа с членами другой группы:
– Понятно ли, что хотела показать нам группа? Что помогло понять водящего? Какую разницу в стиле поведения водящих уловили участники группы?Какие сильные стороны водящих заметили участники, в каких ситуациях одна и та же черта личности играет сильную и слабую роль?
8. Упражнение “Метасообщение”. Сейчас мы поиграем в шарады метасообщениями. Нельзя напрямую говорить, какое вам загадали метасообщение. Если тот, кому загадали метасообщение, после всех попыток не сможет донести его до группы, то показывать вместо него будет тот, кто загадал. Выберите карточки с предложенными метасообщениями, обдумайте как вы будете его показывать и приступайте (далее участники группы по очереди демонстрируют свои метасообщения). Карточки для игры: Я счастлив, Я плохо себя чувствую, Я обижен, Я злюсь, Я тороплюсь, Я занят важным делом, Я – гений, Я удивлен, Я влюблен, Я чувствую желание ударить, Я такой же, как вы, Я тут главный.
9. Итоговый круг “Интересное – полезное”. В заключении сегодняшнего занятия хочется, чтобы с помощью вербальных средств (слова) и невербальных сообщений (жесты, мимика, поза ) открытого типа вы попытались высказать свое отношение к услышанному на занятии (ответы уч-ся). Было очень интересно выслушать вас. Большое всем спасибо и до следующего занятия.
Занятие № 5 “Как развивать в себе лидерские качества?”
Цель занятия: знакомство с качествами лидера, тренировка и отработка качеств.
Материалы: карточки с заданием, чистые листы бумаги.
Ход занятия
1. Упражнение “Тростинка на ветру”. Чтобы ощутить поддержку и сплоченность группы, проводится данное упражнение, в котором принимает участие тот, кто полностью доверяет группе и может положиться на ее поддержку. После выполнения упражнения проводится короткая беседа, где выясняются ощущения игроков и их чувства.
2 Мини-лекция “Как развивать в себе лидерские качества”. Как быть лидером в коллективе, мы рассмотрим по пунктам. Чтобы стать лидером необходимо раскрывать в себе и развивать лидерские качества.
1. Уверенность в себе. Уверенное поведение можно отработать. Вспомните, как проявляется уверенность в поведении человека? Правильно. Уверенность проявляется в голосе, взгляде, позе, поведении. Хорошо поставленный, твердый, но доброжелательный голос. Взгляд– прямой, в треугольник на лице собеседника, очерченный через точки “глаза – глаза – нос”. В психологии это называется “взгляд в зону доверия”. Если человек неуверен в себе, как это может проявляться в его поведении? Это проявляется в защитных позах и жестах – скрещенные на груди руки, руки в карманах, скрещенные ноги, сутулость, взгляд исподлобья.
3. Упражнение “Уверенный – неуверенный”. От имени двух персонажей “уверенный”, “неуверенный” участникам группы предлагается продемонстрировать поведение в нескольких ситуациях
Ситуация № 1. Тебя вызывают к доске, а ты не выучил урок, тогда ты учителю и говоришь. .. (уверенно).
Ситуация № 2. Твой приятель не вернул вовремя твою вещь, которая тебе очень нужна, и вот ты ему говоришь. ..(неуверенно).
4. Мини-лекция “Как развивать в себе лидерские качества”.
2. Общительность. Общительность должна исходить из искренней
заинтересованности людьми, их жизнью. В то же время нужно проявлять открытость,
умение поделиться собственным опытом. Это сложнее, т.к. у каждого человека есть
страх, что его не поймут, над ним посеются. Но тому, кто решил стать лидером в
коллективе, нужно быть смелым и уметь рисковать. Постепенно к такому человеку
потянутся за помощью, за советом, будут рассказывать друг другу о нем и таким
образом вырастет “кредит доверия группы к лидеру.
3. Кроме общительности, нужно уметь разрешать конфликты, возникающие в коллективе, не выбирая правого и виноватого, не становясь ни на одну из сторон, как судья, объективно оценивать ситуацию и привлечь внимание коллектива к проблеме.
5. Упражнение “Многоликий лидер”. Работа в тетради. Перед вами перечень возможных ролей лидера. Выберите два из них и приготовьте обоснование, т.е. ответ на вопрос: “Где и когда я бываю... (и далее название выбранных вами двух ролей).
Многоликий лидер: вожак, руководитель, глава, опора, специалист, вдохновитель, новатор, реформатор, проводник идей, инициатор, энтузиаст, организатор, учитель, советчик, наставник, консультант, образец.
Данное упражнение призвано помочь разобраться в себе, точнее и глубже понять природу своих лидерских качеств, определить, где и при каких обстоятельствах каждому из них следует быть лидером.
6.Упражнение “Рисунок страха”. Нарисуйте свой страх или что-то тревожащее Работа уч-ся в тетради. Затем проходит обсуждение рисунка, в ходе которого нужно осуществить выбор действий по преодолению страха.
7. Упражнение “Способы преодоление страха”. Предложите свои способы преодоления страха. В течение 5 минут уч-ся работают над способами и после работы зачитывают свои варианты. Далее подводится итог. Можно:
– уничтожить свой страх (разрезать, разорвать, сжечь, смыть водой) или
победить его, а можно с ним поговорить, подружиться (использую технику “два
стула” );
– вылепить свой страх (используя соленое тесто, пластилин), затем изменить его
(раскрасить, сломать, раздавить, расплавить);
– написать письмо своему страху;
– использовать воздушные шары (раздавить в парах,
прыгать);
– рисовать двумя руками: левой – страх, правой – позитив.
8. Упражнение “Формула успеха лидера”. Для того, чтобы достичь цели необходимо четко ее представлять, понимать к чему идешь. Именно над этим мы сейчас и займемся. У каждого из вас 10 минут для того, чтобы составить собственную рекомендацию “Как поддержать дружеские отношения”. После работы и обсуждения уч-ся раздаются приготовленные памятки на данную тематику (Приложение 2)
9. Подведение итогов “Что мне понравилось”. Участники по очереди говорят о том, что им запомнилось и понравилось на занятии. В заключении ведущий благодарит участников за работу на занятии. Дети заполняют анкету в тетради.
Список литературы
- Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно – методическое пособие/С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович.– 2-е изд., стереотип. – М.: Центр “Планетариум”, 2004.
- Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам Ю. Зарипова, М.: Чистые пруды. 2007.
- Тренинг тренеров: Развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия с малой группой. Н.Немчинова.– М.: Чистые пруды. 2008.
- А.С. Прутченков. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
- Приглашение в мир общения: Развивающие занятия по психологии для младших классов. Ч.1.– М.: УЦ “Перспектива”, 1999.
- Журнал “Школьный психолог” №17/2007 г. Элементы психологического тренинга развития лидерских качеств у старшеклассников “Школа лидерского искусства” А.Минаева.
- Журнал “Здоровье школьника” №5/2010 г. Комикс “Кем быть” Л.Чутка, П.Павлов.