Урок обучения грамоте "Различение однокоренных слов в тексте. Обучение чтению по ролям". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Урок 63 (2 урока.). Тема: Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Обучение списыванию с печатного текста.

Урок 1. Тема: Упражнения в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Обучение чтению по ролям.

Цели:

– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

– формируем умение анализировать текст;

– формируем умение наблюдать над значением слова.

Оборудование: карточки со слогами.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Повторение

1. Повторение.

1) Скороговорка: “Актер театра”. (Проговаривание)

2) Чтение слогов.

На доске – карточки со слогами.

– Разделите слоги на группы: ви, ли, ра, не, ко, ты, ми, да, но, сы, па.

1-й вариант: Ви, ли, не, ми – с мягкими согласными.

Ра, ко, ты, да, но, сы, па – с твёрдыми согласными.

– Что указывает на мягкость и твёрдость согласного?

2-й вариант: Ви, ли, ра, не, ми, да, но – со звонкими согласными.

Ко, ты, сы, па – с глухими согласными.

3) – В каких словах можно встретить эти слоги?

(придумывают слова)

2. Работа в “Букваре”.

1) – Рассмотрите “Букварь” на с. 102. Будет ли сегодня на уроке знакомство с новой буквой?

– Как вы думаете, почему? Какая была тема предыдущего урока?

Значит, тема урока сегодня? (Формулируют)

Чтение столбиков слов.

– Сколько столбиков?

– Прочитайте все три столбика про себя и подумайте, по какому признаку объединили слова?

(1-й столбик – слова из двух слогов;

2-й столбик – слова из области искусства;

3-й столбик – названия животных.)

– Прочитайте слова 1-го столбика так, как будто мы играем в мяч.

– Перечитайте слова 1-го столбика, найдите мягкие согласные, которые слышим перед Е, и поставьте под ними точку зелёным карандашом. (На отдельном листочке)

– Назовите мягкие согласные, которые выделили.

– Какая буква стоит после буквы мягкого согласного? (Е.)

– А какой звук слышим? ([э].)

2) Звуко-буквенный анализ (схема) слова песок.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

3) – Прочитайте слово, называющее городскую подземную электрическую дорогу. (Метро)

– В каких городах есть такой транспорт?

– Прочитайте слово, в котором две одинаковые буквы гласного звука. (Клевер)

– А что это?

4) 2-й столбик:

– Прочитайте слова. Объясните значение этих слов.

Театр – помещение, где идёт представление на сцене.

Опера – музыкальное произведение, предназначенное для исполнения в театре, где действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Оперетта – спектакль, где пение чередуется с разговорами и танцами. Песни – стихотворные произведения для пения.

– Назовите в этих словах мягкие согласные перед Е.

5) 3-й столбик:

– Прочитайте слова, объясните их значение.

Енот Леопард Гиена Медведь

Разделить на слоги слова 3-го столбика.

– Назовите безударные слоги в словах.

– Есть ли в этих словах буква, которая присутствует в каждом слове? (Да, это буква Е)

(Какова роль буквы Е в этих словах?)

6) Прочитать слова на доске: если, ел, ем. А в этих словах?

Вывод: буква Е обозначает 2 звука и 1 звук.

А в слове гиена? (обсудить в паре)

Вывод: буква Е в середине слова может обозначать 2 звука, если стоит после гласной.

3. Чтение и работа с группами однокоренных слов

(С. 102).

1-я строчка:

– Прочитайте слова серьёзно, деловито.

– А что значит дело? (Работа, занятие, деятельность)

– А что значит деловой, деловые? (Знающий своё дело, толковый, дельный)

– Что выделено в словах синим цветом?

– Почему?

– Выделите корень во всех словах этой строчки.

– Какие это слова? (Однокоренные)

– Прочтите на этой строчке слово с приставкой. (Поделки)

– Назовите корни с безударным гласным.

– Какие гласные звуки в этих слогах?

– А буква?

– Почему? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково)

– В каких словах эти гласные ударные? (Дело, поделки)

2-я строчка:

– Прочитайте слова.

– Что значит вести? (Сообщения)

– А как называют того, кто приносит известие? (Вестник)

– Произнесите это слово. Какой звук не произносится? ([т].)

– Значит, произносится и пишется слово по-разному. Обратите на это внимание!

– А как называют тех, кто сигналит, подаёт вести? (Вестовые)

– Что значит оповестил? (Всем рассказал, принёс всем весть)

– Какой корень во всех словах?

– Объединены ли они общим смыслом?

– От какого из них образовались все слова?

– Поставьте ударение.

– Найдите слова с безударным гласным в корне.

– Почему в корне пишется буква Е?

– А в слове вестник – буква т? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково)

4. Чтение текста “Лиса и сорока” (с. 102). 5

1) Подготовка к чтению текста: чтение слов в рамке, объяснение понятий.

Диалог          Монолог

Вступление Герой

Роль              Реплики

2) Работа с текстом.

а) Чтение заглавия и рассматривание иллюстрации.

– Понятно ли по картинке, что произошло?

б) Чтение текста (про себя).

в) Чтение вслух по предложению, диалог с автором.

Лиса и сорока.

На лесной опушке лиса встретила сороку. (О чём могут разговаривать лиса и сорока?)

– Какие вести, сорока? (Чья эта реплика? Как догадались? С какой интонацией надо прочитать?)

– Мышки новые кладовые вырыли, колоски несут.

– А медведи?

– Медведи малину поели, все кусты поломали. А как твои дела, кумушка-лиса? (Какое слово подсказало, в каких отношениях лиса и сорока?)

– Спешу в село. Там у деда Ивана мно-о-го кур!

И лиса деловито в село поспешила, а сорока полетела по своим делам. (Какие же дела у сороки?)

г) Вопросы после чтения.

– Догадались, зачем лиса поспешила в село?

– Можете ли сказать, в какое время года встретились сорока и лиса?

– Какое предложение подтверждает это?

д) Выборочное чтение.

– Какие роли в этом сюжете могут быть для актёров?

– Прочитайте вступление; диалог; реплики лисы, сороки.

3) Работа с текстом после чтения.

а) Творческий пересказ: расскажите об этой встрече, если бы вы были лисой.

(У вас получится монолог.)

б) – Распределим роли и инсценируем это произведение.

– Какое предложение можно подписать под картинкой?

в) – Какие новые слова узнали?

II. Домашнее задание (по желанию)

Рассказать монолог от лица лисы, от лица сороки.

III. Итог

– О какой трудности в написании слов узнали сегодня?

– С какими звуками и буквами может быть связана эта трудность?

– Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?

– Что повторили?

– Что нового узнали?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

Приложение (Этапы – УДД)