Урок 63 (2 урока.). Тема: Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Обучение списыванию с печатного текста.
Урок 1. Тема: Упражнения в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Обучение чтению по ролям.
Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
– формируем умение анализировать текст;
– формируем умение наблюдать над значением слова.
Оборудование: карточки со слогами.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Повторение
1. Повторение.
1) Скороговорка: “Актер театра”. (Проговаривание)
2) Чтение слогов.
На доске – карточки со слогами.
– Разделите слоги на группы: ви, ли, ра, не, ко, ты, ми, да, но, сы, па.
1-й вариант: Ви, ли, не, ми – с мягкими согласными.
Ра, ко, ты, да, но, сы, па – с твёрдыми согласными.
– Что указывает на мягкость и твёрдость согласного?
2-й вариант: Ви, ли, ра, не, ми, да, но – со звонкими согласными.
Ко, ты, сы, па – с глухими согласными.
3) – В каких словах можно встретить эти слоги?
(придумывают слова)
2. Работа в “Букваре”.
1) – Рассмотрите “Букварь” на с. 102. Будет ли сегодня на уроке знакомство с новой буквой?
– Как вы думаете, почему? Какая была тема предыдущего урока?
Значит, тема урока сегодня? (Формулируют)
Чтение столбиков слов.
– Сколько столбиков?
– Прочитайте все три столбика про себя и подумайте, по какому признаку объединили слова?
(1-й столбик – слова из двух слогов;
2-й столбик – слова из области искусства;
3-й столбик – названия животных.)
– Прочитайте слова 1-го столбика так, как будто мы играем в мяч.
– Перечитайте слова 1-го столбика, найдите мягкие согласные, которые слышим перед Е, и поставьте под ними точку зелёным карандашом. (На отдельном листочке)
– Назовите мягкие согласные, которые выделили.
– Какая буква стоит после буквы мягкого согласного? (Е.)
– А какой звук слышим? ([э].)
2) Звуко-буквенный анализ (схема) слова песок.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
3) – Прочитайте слово, называющее городскую подземную электрическую дорогу. (Метро)
– В каких городах есть такой транспорт?
– Прочитайте слово, в котором две одинаковые буквы гласного звука. (Клевер)
– А что это?
4) 2-й столбик:
– Прочитайте слова. Объясните значение этих слов.
Театр – помещение, где идёт представление на сцене.
Опера – музыкальное произведение, предназначенное для исполнения в театре, где действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Оперетта – спектакль, где пение чередуется с разговорами и танцами. Песни – стихотворные произведения для пения.
– Назовите в этих словах мягкие согласные перед Е.
5) 3-й столбик:
– Прочитайте слова, объясните их значение.
Енот Леопард Гиена Медведь
Разделить на слоги слова 3-го столбика.
– Назовите безударные слоги в словах.
– Есть ли в этих словах буква, которая присутствует в каждом слове? (Да, это буква Е)
(Какова роль буквы Е в этих словах?)
6) Прочитать слова на доске: если, ел, ем. А в этих словах?
Вывод: буква Е обозначает 2 звука и 1 звук.
А в слове гиена? (обсудить в паре)
Вывод: буква Е в середине слова может обозначать 2 звука, если стоит после гласной.
3. Чтение и работа с группами однокоренных слов
(С. 102).
1-я строчка:
– Прочитайте слова серьёзно, деловито.
– А что значит дело? (Работа, занятие, деятельность)
– А что значит деловой, деловые? (Знающий своё дело, толковый, дельный)
– Что выделено в словах синим цветом?
– Почему?
– Выделите корень во всех словах этой строчки.
– Какие это слова? (Однокоренные)
– Прочтите на этой строчке слово с приставкой. (Поделки)
– Назовите корни с безударным гласным.
– Какие гласные звуки в этих слогах?
– А буква?
– Почему? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
– В каких словах эти гласные ударные? (Дело, поделки)
2-я строчка:
– Прочитайте слова.
– Что значит вести? (Сообщения)
– А как называют того, кто приносит известие? (Вестник)
– Произнесите это слово. Какой звук не произносится? ([т].)
– Значит, произносится и пишется слово по-разному. Обратите на это внимание!
– А как называют тех, кто сигналит, подаёт вести? (Вестовые)
– Что значит оповестил? (Всем рассказал, принёс всем весть)
– Какой корень во всех словах?
– Объединены ли они общим смыслом?
– От какого из них образовались все слова?
– Поставьте ударение.
– Найдите слова с безударным гласным в корне.
– Почему в корне пишется буква Е?
– А в слове вестник – буква т? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково)
4. Чтение текста “Лиса и сорока” (с. 102). 5
1) Подготовка к чтению текста: чтение слов в рамке, объяснение понятий.
Диалог Монолог
Вступление Герой
Роль Реплики
2) Работа с текстом.
а) Чтение заглавия и рассматривание иллюстрации.
– Понятно ли по картинке, что произошло?
б) Чтение текста (про себя).
в) Чтение вслух по предложению, диалог с автором.
Лиса и сорока.
На лесной опушке лиса встретила сороку. (О чём могут разговаривать лиса и сорока?)
– Какие вести, сорока? (Чья эта реплика? Как догадались? С какой интонацией надо прочитать?)
– Мышки новые кладовые вырыли, колоски несут.
– А медведи?
– Медведи малину поели, все кусты поломали. А как твои дела, кумушка-лиса? (Какое слово подсказало, в каких отношениях лиса и сорока?)
– Спешу в село. Там у деда Ивана мно-о-го кур!
И лиса деловито в село поспешила, а сорока полетела по своим делам. (Какие же дела у сороки?)
г) Вопросы после чтения.
– Догадались, зачем лиса поспешила в село?
– Можете ли сказать, в какое время года встретились сорока и лиса?
– Какое предложение подтверждает это?
д) Выборочное чтение.
– Какие роли в этом сюжете могут быть для актёров?
– Прочитайте вступление; диалог; реплики лисы, сороки.
3) Работа с текстом после чтения.
а) Творческий пересказ: расскажите об этой встрече, если бы вы были лисой.
(У вас получится монолог.)
б) – Распределим роли и инсценируем это произведение.
– Какое предложение можно подписать под картинкой?
в) – Какие новые слова узнали?
II. Домашнее задание (по желанию)
Рассказать монолог от лица лисы, от лица сороки.
III. Итог
– О какой трудности в написании слов узнали сегодня?
– С какими звуками и буквами может быть связана эта трудность?
– Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?
– Что повторили?
– Что нового узнали?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
Приложение (Этапы – УДД)