Цель:
- познакомить со случаями расхождения написания и произношения безударных гласных и способами их проверки;
- развивать навык в определении различий в написании и произношении безударных гласных;
- способствовать овладению учащимися орфоэпическими нормами в наиболее употребительных словах;
- активизировать учебно-познавательную деятельность по предмету.
Планируемые результаты.
Предметные:
- Научатся различать написание и произношение безударных гласных, выделять ударные и безударные гласные, применять на практике правило о проверке слов с безударной гласной, соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные УУД:
- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
- Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
Тип урока. Закрепление изученного материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, работа в парах.
Методы: фронтальная беседа, проблемный, частично-поисковый.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого “Русский язык”. 2 класс.
Ход урока
Этапы урока
1. Организационный момент
Вот книжки на столе, а вот тетрадки
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.
- Что ждёте от сегодняшнего урока?
2. Актуализация знаний.
Словарная работа (замените одним словом предложение).
- Небольшой сочный плод кустарников и трав. (Ягода)
- Столовая посуда круглой формы с плоским дном и приподнятыми краями. (Тарелка)
- Зимой белый, летом серый. (Заяц)
- Предметы комнатной обстановки. (Мебель)
- Ребёнок мужского пола. (Мальчик)
Проверь себя. На экран выводится слайд со словарными словами. (Приложение 1)
- Кто доволен собой?
- Кто огорчился?
- Какие гласные вызвали сомнение? Почему?
- Как они называются?
- А как называются остальные гласные?
- Как же проверить написание безударных гласных в этих словах?
- Найдите лишнее слово, подчеркните, докажите.
Чистописание.
- Безударные непроверяемые гласные составили цепочку буквосочетания для чистописания, назовите её.
оаяеи аяеио яеиоа
- Какую закономерность заметили? Продолжите цепочку, выдерживая закономерность.
3. Самоопределение к деятельности.
Сегодняшний урок пройдёт под девизом: “Мудрым никто не р . дился, а научился.”
- Как понимаете значение слова мудрый?
- Объясните пословицу.
- Можно ли сразу стать мудрым?
- Надеюсь, что сегодняшняя работа на уроке обогатит вас знаниями.
- Спишите, вставьте пропущенную букву.
(У доски 2 ученика вставляют пропущенную гласную.)
Мудрым никто не родился, научился.
Мудрым никто не радился, научился.
- Почему получились разные гласные?
- Обозначьте в слове ударение. Что скажете про гласную, которая вызвала сомнение?
- Предположите тему сегодняшнего урока. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.)
- Какие цели поставим перед собой?
- Продолжим учиться определять ударную и безударную гласную
- Будем учиться видеть орфограмму в слове
- Закрепим умение проверять безударную гласную в корне слова
- А какие личные цели хотели бы поставить? (Узнать есть ли другие способы проверки безударной гласной в корне слова)
- Какими средствами будем добиваться?
4. Работа над темой.
А) Вернёмся к нашей ситуации.
- Как же нам разрешить проблему? (Проверить)
Если гласная у вас вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
- А с каким способом проверки познакомились вчера? (Поставить во множественное число – изменить форму слова)
- Ставим (родились).
- Встал ли гласный в сильную позицию? (Нет)
- Как же быть? Попробуем другой путь.
- А от какого слова произошло слово родился? (Род, родненький, родственники)
- Какой гласный звук услышали? (О)
- А какие слова мы подобрали? (Родственные, а в дальнейшем мы будем называть их однокоренными)
- Давайте сделаем вывод: мы узнали ещё один способ проверки безударного гласного в слове.
- Подобрать родственное слово.
- Какой цели достигли?
- Какими средствами?
Физминутка.
Б) Комментированная работа по учебнику.
Учебник упр. 126 стр. 94.
- Прочитайте.
- Как поняли задание?
- Что будете делать?
- Выполните с комментированием по алгоритму:
1) назвать предмет
2) выделить безударный гласный
3) проверить
4) назвать способ проверки
В) Работа в парах “Помогите гномам”. На экран выводится слайд из электронного приложения к учебнику В.П.Канакиной и В.Г. Горецкого “Русский язык 2 класс”, тема “Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова”.
- Прочитайте слова.
- Есть ли непонятные слова?
Задание: записать слова, устно подбирая проверочное слово, точкой обозначить безударную гласную. Определить способ проверки.
Проверка.
- Какой гласный проверяли?
- Какой способ использовали?
- Какой цели достигли?
- Какими средствами?
- Как поработала ваша пара?
Г) Работа в группах.
1 группа
А) Вставить безударную гласную, подобрать проверочное слово.
М. лыши – мал
Д. ревья – дерево
С. лач – сила
Л. нейка – линия
2 группа.
Б) Вставить безударную гласную и разбить на 2 группы.
Зв . зда, р . чной, сл . нёнок, д . ма, цв . ты, ст . на, п . ляна, м . рской
3 группа.
В) Вставить безударную гласную и найти лишнее слово.
В . да, к . за, н . га, тр . ва, к . льцо, р . са, с . ва, н . ра.
- Какой цели достигли?
- Какими средствами?
- Оцените работу группы.
5. Рефлексия.
- С какой темой работали?
- Все ли поставленные цели выполнили?
- Где можно применить новые знания?
- Закончите фразу:
На сегодняшнем уроке я узнал….
Сегодня я сумел….
На этом уроке я похвалил бы себя за ….
- Оцените свою работу смайликом.
Спасибо за урок!
Этапы урока – Формирование универсальных действий (Приложение)
Литература
1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 2 класс. М: Просвещение. 2012 г.
2. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по русскому языку для 2 класса. М: “Экзамен”. 2012 г.
3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. М: Просвещение 2012 г.
4. Мукашева И.В. Нестандартные уроки по русскому языку. Волгоград. 2004 г.