Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков

Разделы: Начальная школа


Цель:

- познакомить со случаями расхождения написания и произношения безударных гласных и способами их проверки;

- развивать навык в определении различий в написании и произношении безударных гласных;

- способствовать овладению учащимися орфоэпическими нормами в наиболее употребительных словах;

- активизировать учебно-познавательную деятельность по предмету.

Планируемые результаты.

Предметные:

- Научатся различать написание и произношение безударных гласных, выделять ударные и безударные гласные, применять на практике правило о проверке слов с безударной гласной, соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- Формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД:

- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД:

- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

- Формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

- Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Тип урока. Закрепление изученного материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, работа в парах.

Методы: фронтальная беседа, проблемный, частично-поисковый.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого “Русский язык”. 2 класс.

Ход урока

Этапы урока

1. Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот тетрадки
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.

- Что ждёте от сегодняшнего урока?

2. Актуализация знаний.

Словарная работа (замените одним словом предложение).

- Небольшой сочный плод кустарников и трав. (Ягода)

- Столовая посуда круглой формы с плоским дном и приподнятыми краями. (Тарелка)

- Зимой белый, летом серый. (Заяц)

- Предметы комнатной обстановки. (Мебель)

- Ребёнок мужского пола. (Мальчик)

Проверь себя. На экран выводится слайд со словарными словами. (Приложение 1)

- Кто доволен собой?

- Кто огорчился?

- Какие гласные вызвали сомнение? Почему?

- Как они называются?

- А как называются остальные гласные?

- Как же проверить написание безударных гласных в этих словах?

- Найдите лишнее слово, подчеркните, докажите.

Чистописание.

- Безударные непроверяемые гласные составили цепочку буквосочетания для чистописания, назовите её.

оаяеи аяеио яеиоа

- Какую закономерность заметили? Продолжите цепочку, выдерживая закономерность.

3. Самоопределение к деятельности.

Сегодняшний урок пройдёт под девизом: “Мудрым никто не р . дился, а научился.”

- Как понимаете значение слова мудрый?

- Объясните пословицу.

- Можно ли сразу стать мудрым?

- Надеюсь, что сегодняшняя работа на уроке обогатит вас знаниями.

- Спишите, вставьте пропущенную букву.

(У доски 2 ученика вставляют пропущенную гласную.)

Мудрым никто не родился, научился.
Мудрым никто не радился, научился.

- Почему получились разные гласные?

- Обозначьте в слове ударение. Что скажете про гласную, которая вызвала сомнение?

- Предположите тему сегодняшнего урока. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.)

- Какие цели поставим перед собой?

- Продолжим учиться определять ударную и безударную гласную

- Будем учиться видеть орфограмму в слове

- Закрепим умение проверять безударную гласную в корне слова

- А какие личные цели хотели бы поставить? (Узнать есть ли другие способы проверки безударной гласной в корне слова)

- Какими средствами будем добиваться?

4. Работа над темой.

А) Вернёмся к нашей ситуации.

- Как же нам разрешить проблему? (Проверить)

Если гласная у вас вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.

- А с каким способом проверки познакомились вчера? (Поставить во множественное число – изменить форму слова)

- Ставим (родились).

- Встал ли гласный в сильную позицию? (Нет)

- Как же быть? Попробуем другой путь.

- А от какого слова произошло слово родился? (Род, родненький, родственники)

- Какой гласный звук услышали? (О)

- А какие слова мы подобрали? (Родственные, а в дальнейшем мы будем называть их однокоренными)

- Давайте сделаем вывод: мы узнали ещё один способ проверки безударного гласного в слове.

- Подобрать родственное слово.

- Какой цели достигли?

- Какими средствами?

Физминутка.

Б) Комментированная работа по учебнику.

Учебник упр. 126 стр. 94.

- Прочитайте.

- Как поняли задание?

- Что будете делать?

- Выполните с комментированием по алгоритму:

1) назвать предмет

2) выделить безударный гласный

3) проверить

4) назвать способ проверки

В) Работа в парах “Помогите гномам”. На экран выводится слайд из электронного приложения к учебнику В.П.Канакиной и В.Г. Горецкого “Русский язык 2 класс”, тема “Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова”.

(Приложение 2)

- Прочитайте слова.

- Есть ли непонятные слова?

Задание: записать слова, устно подбирая проверочное слово, точкой обозначить безударную гласную. Определить способ проверки.

Проверка.

- Какой гласный проверяли?

- Какой способ использовали?

- Какой цели достигли?

- Какими средствами?

- Как поработала ваша пара?

Г) Работа в группах.

1 группа

А) Вставить безударную гласную, подобрать проверочное слово.

М. лыши – мал

Д. ревья – дерево

С. лач – сила

Л. нейка – линия

2 группа.

Б) Вставить безударную гласную и разбить на 2 группы.

Зв . зда, р . чной, сл . нёнок, д . ма, цв . ты, ст . на, п . ляна, м . рской

3 группа.

В) Вставить безударную гласную и найти лишнее слово.

В . да, к . за, н . га, тр . ва, к . льцо, р . са, с . ва, н . ра.

- Какой цели достигли?

- Какими средствами?

- Оцените работу группы.

5. Рефлексия.

- С какой темой работали?

- Все ли поставленные цели выполнили?

- Где можно применить новые знания?

- Закончите фразу:

На сегодняшнем уроке я узнал….

Сегодня я сумел….

На этом уроке я похвалил бы себя за ….

- Оцените свою работу смайликом.

Спасибо за урок!

Этапы урока – Формирование универсальных действий (Приложение)

Литература

1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 2 класс. М: Просвещение. 2012 г.

2. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по русскому языку для 2 класса. М: “Экзамен”. 2012 г.

3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. М: Просвещение 2012 г.

4. Мукашева И.В. Нестандартные уроки по русскому языку. Волгоград. 2004 г.