Цели
- приучать детей слушать произведения различного жанра: рассказы, стихотворения, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям;
- пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о домашних животных; совершенствовать навыки ведения диалога, интонационную выразительность;
- обогащать сенсорный опыт детей путем активного использования всех органов чувств, продолжать формировать умение подбирать части целого по нескольким качествам (цвет, форма, размер, материал); совершенствовать представления и поддерживать интерес к разным материалам, используемым в художественно-продуктивной деятельности;
- приобщать детей к миру художественных образов в изобразительной, музыкальной, двигательной деятельности; продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, художественно-творческие способности; обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию музыкальной культуры.
Материал: композиция “Деревенский дворик”, персонажи настольного театра к рассказу К.Д.Ушинского “Петушок с семьей”, настольные фигуры домашних животных; “пальчиковые бассейны”, д/и “Сложи яйцо”, игрушка-свистулька “Петушок”, иллюстрации к русским народным сказкам “Заюшкина избушка”, “Кот, петух и лиса”, о породах петухов; шапочки “цыплята”; листы с заранее отпечатанными ладошками детей; заготовки из цветной бумаги в технике “квиллинг”; запись голосов домашних животных, клей, кисточки, салфетки, фломастеры.
Предварительная работа. Чтение народных сказок; изготовление творческих работ к Дню Матери, новогодних подарков различными нетрадиционными способами изобразительной деятельности; сюжетные игры “В гости к бабушке”, “Дом для друзей”, д/и “Что за сказка”, “Каша-сила наша”, “Геометрическая мозаика”; звукоимитационная игра “Кто как кричит?”; пальчиковые игры; музыкальная игра “Курочка и петушок”.
Словарная работа: Загадушка, Рукодельница, гребешок, пух, перо, пастух, курятник, вылупится, карлик, великаны, семя, урожай, зерна, шершавый.
В зале создается композиция “Деревенский дворик”. Звучит фольклорная мелодия.
Ребенок: Ребята, пойдем быстрее, я вам что-то интересное покажу.
(Заходят дети, ведущий ребенок рассаживает всех)
Никита М. Вы садитесь рядком
Да послушайте ладком.
Приготовьте глазки, ушки,
Вам, мои друзья-подружки,
Расскажу один секрет:
На опушке лесной стоит домик, весь резной,
и живет в нем бабушка –
Бубушка-Загадушка!
(Звучит запись голосов домашних животных)
Голос бабушки из далека
Иду, иду, сейчас, мои хорошие!
Несу Буренушке сена,
Мурке – молока!
(Увидев ребят) – Ой-ой-ой, да у меня гости!
Здравствуйте, ребятки!
Здравствуйте, мои золотые!
Ребенок: Бабушка, а почему тебя Загадушкой зовут?
Бабушка: Да потому, милый, что я знаю так много загадок, как звезд на небе! Вот послушайте загадку о моем первом помощнике:
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
Кричит он звонко-звонко,
Хлопает крылами громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (Петух)
Какие слова подсказали вам отгадку? (Ответы детей). А почему же в загадке петух назван пастухом?
Кто такой пастух? (Ответы детей)
Пастух – это человек, который пасет, присматривает, следит за кем-то. Петух всегда присматривает, следит за порядком в своём семействе.
Сейчас я прочитаю вам рассказ “Петушок с семьей”, но прежде, расскажите мне, что вам известно о семье петушка. (Если дети затрудняются с ответом, задать наводящие вопросы: “Как называют деток петушка” и т.п.). В семье бывает один петух, десять кур и много цыплят.
Петух и курица – домашние птицы. А что значит – домашние птицы? Птицы, которые живут возле дома человека. За которыми человек ухаживает, называются домашними птицами. А для чего люди разводят и ухаживают за домашними птицами? (Ответы детей). Мясо и яйца домашней птицы человек употребляет в пищу, пух и перо использует для подушек.
А кто из вас знает, как называется помещение, домик, в котором живут петухи, куры и цыплята? (Ответы детей). Курятник или птичник.
Бабушка: А вот еще загадка. Узнайте, кто кричит.
Звуко-дидактическое упражнение “Кто так кричит?”
Бабушка: Посмотрите-ка, ребятки, мои помощники все головами кивают, это они с вами здороваются! А вы умеете с ними здороваться?
Динамическое упражнение! Здравствуйте!”
Дети: Да!
Я здороваюсь везде -
Дома и на улице,
Даже “Здравствуй!” говорю
Петушку и курице.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, котик и щенок!
Здравствуй, Утро!
Здравствуй, День!
Нам здороваться не лень!
Бабушка: Ох, ребятки, Буренушку я угостила, Мурку напоила, а про Петушка забыла! Помогите мне, мои милые, петушиную семью покормить. Как надо подзывать петушка с семьей для того, чтобы покормить их?
Дети: Цып-цып-цып!
Упражнение в пальчиковом бассейне
Мы зерно перебираем, (водят пальцами по дну,
“перебирают”)
Бабушке помочь хотим
И с закрытыми глазами
Рис от гречки отличим.
(Двумя пальцами одной руки дети перебирают рисинку, другой–гречневую крупинку)
Покатаем мы в руках
Круглые горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки!
Мы берем чуть-чуть горошка
Сыплем на дорожку.
Петушок и курочка,
Клюйте понемножку! (Набирают щепоть крупы и
постепенно высыпают)
А, знаете ли вы, как появляются на свет цыплята?
Курица сначала должна снести яйца, затем высидеть их. Ведь если яйца останутся на холодном воздухе, цыплята внутри яиц замерзнут и погибнут. Вот и сидит курица на яйцах. Греет их. Придет время, треснет яйцо и появится из него цыпленок.
Дидактическая игра “Сложи яйцо”
Дети складывают из частей разрезную картинку “Яйцо”
Динамическая пауза?
Ну, а сейчас пора послушать рассказ о петушке и его семье, который написал для детей Константин Дмитриевич Ушинский.
Рассказывание детям рассказа К.Д.Ушинского “Петушок с семьей” с использованием настольного театра.
“Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-ребенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!
Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.
Петя-петушок беспорядков не любит – сейчас семью покормил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло закричал: “Ку-ка-ре-ку!”.
В русских сказках петух имеет героический характер и приходит на помощь слабым. Вспомните такие сказки. (Ответы детей). “Кот и петух”, “Заюшкина избушка”.
В давние времена детям делали игрушки и свистульки в виде петуха. Вот такие. (Показ).
В старину в деревне по петушиному пению люди определяли время. Вставать с петухами – значит вставать очень рано.
В мире очень много разных видов петухов. Есть совсем малюсенькие – карликовые петухи, есть петухи довольно крупные и много пород петухов с однотонной окраской – белые, черные или красные, великаны.
Бабушка: Сколько добрых слов сказано о моем помощнике – Петушке. А моя дочка (Рукодельница) умеет делать Петушка своими руками.
Рукодельница: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, мой Петушок так радуется новым друзьям! Только вы скоро вернетесь в свой любимый детский сад, а он заскучает. Как же помочь Петушку?
Дети: Сделать ему друзей.
Рукодельница: Верно, сделаем Петушку вот таких друзей. (показывает образец)
Мой Петушок появился из ладошки. И вы возьмите приготовленные ладошки. Для начала нарисуем Петушку глазки и лапки. Для этого возьмем фломастеры.
А что еще должно быть у Петушка на голове?
Дети: Гребешок и бородка.
Рукодельница: Совершенно верно. Для того, чтобы появились гребешок и борода, мы возьмем наши яркие заготовки. Как вы думаете, ребята, какого цвета?
Дети: Красного.
Рукодельница: Конечно. Возьмите заготовку красного цвета в виде капельки обмакните в клей, не глубоко, чтобы в клею оказался только край заготовки. Далее наклеиваем капельку заостренным концом к головке Петушка. Таким образом наклеиваем три капельки.
Гребешок у петушка получился словно корона!
Скажите, ребята, чем Петушок клюет зерна?
Дети: Клювом.
Рукодельница: Верно. Приступим к наклеиванию клюва. Только сначала изобразим пальчиками клюв Петушка.
Воспитатель вместе с детьми изображает клюв, соединив концы пальцев вместе.
Рукодельница: Ребята, клюв на конце какой?
Дети: Острый?
Рукодельница: Правильно. Поэтому мы повернем капельку Петушку так, чтобы он мог клевать зернышки. Приклеиваем капельку круглой стороной к петушку.
Воспитатель у доски показывает, как приклеить заготовку. К работе приступают дети.
Рукодельница: Чего же еще не хватает у Петушка на голове?
Дети: Бородки. Ребята, кто хочет показать, как приклеить бородку?
Ребенок у доски приклеивает бородку.
Рукодельница: Конечно, берем капельку так же красного цвета и приклеиваем ее под клювом так, как будто она свисает: круглой стороной вниз.
Дети выполняют задания.
Рукодельница: Голова у Петушка готова. Когда Петушок кричит “Ку-ка-ре-ку!”. Чем он размахивает?
Дети: Крыльями.
Рукодельница: Верно. Изобразим нашему Петушку крыло. А почему одно? Наш Петушок стоит боком, поэтому мы видим только одно крыло.
Воспитатель показывает куриное перо и говорит:
Крыло состоит из перьев.
Возьмем три “капельки”, и друг за другом, вот в таком порядке, выкладываем на середину ладошки. Получилось крыло?
Дети: Да!
Рукодельница: Значит, можно приклеивать. Обмакиваем край “капельки” в клею и аккуратно приклеиваем, сильно не прижимаем.
Крик петуха: “Ку-ка-ре-ку!” - аудиозапись
Рукодельница: Ребята, кажется, Петушок зовет поиграть.
Дети выходят в круг и строятся “паровозиком”, друг за другом. Выполняются взаимомассаж “Петушок”.
Рукодельница: Наш Петушок готов?
Дети: Нет. Осталось украсить хвост.
Рукодельница: Я согласна. Каждый пальчик на отпечатке ладошки – это перо. Украсим концы перьев капельками. Берем “капельку” обмакиваем в клей и приклеиваем ее на конце пера.
Готовые работы дети прикрепляют к макету “Лужайка” - “Петушки пошли гулять”.
Рукодельница: Вы трудились от души:
Петушки то хороши!
Вы старались, вы творили
Петушков своих любили.
Петушки благодарят,
Всем “спасибо” говорят.
И курочки благодарят!
Бабушка: Ранним-рано солнце встало,
Вдруг яичко к нам упало
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
(Показывает “яйцо в корзине”)
Покатилось, покатилось,
К нам в корзиночку свалилось,
Кто увидел, не дремли,
(“Яйцо раскалывается”)
Поскорей его бери.
Кто поймал, тот молодец!
Нашей встрече тут конец!
(Дети берут угощение)
Ребенок: Бабушка Загадушка и Рукодельница, а мы приглашаем вас в гости в детский сад.