Без грамматики не выучишь и
математики.
(Эпиграф записан на доске)
Цель урока. Обобщение и систематизация знаний имени числительного и нумерационной системы счисления.
Задачи урока.
Создать условия для развития познавательной деятельности.
Способствовать:
- грамотному усвоению имени числительного;
- формированию практических математических умений и знаний.
Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при совмещении знаний по двум предметам.
Ход урока
I. “Организационный момент. Постановка проблемы.
Однажды двум приятелям в библиотеке попалась на глаза увлекательная игра “Морской бой”. Они так увлеклись, что не заметили, как прозвенел звонок на урок. Приложение 1
Когда ребята сложили буквы в слова у них получились РУССКИЙ ЯЗЫК и МАТЕМАТИКА. Они задумались, а какой предмет важнее – математика или русский язык? “Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, – утверждает один из них. “А язык мой – друг мой. Так что русский язык главнее математики”, – отвечает другой. Ребята, а вы как считаете?
(Дети высказывают мнения, отстаивая свои позиции).
Обобщающее слово учителя.
Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих учеников, которые вы поддержали, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В.Ломоносов: “Все науки в грамматике нужды имеют”. Вот и мы с вами сегодня на уроке проверим можно ли в математике обойтись без знаний русского языка.
II. Подготовка учащихся к обобщающей деятельности.
1. Исследовательская беседа.
– Как называются символы для обозначения результатов счета? (Цифры)
– Продолжите фразу: “Цифры составляют …” (Число)
– Составьте слово
ЧИСЛО – О + И + ТЕЛО – О + Ь + НОС – С + Е (Числительное)
– Найдите “лишнее слово”: СЧЕТ, КНИГА, РАЗРЯД, НУМЕРАЦИЯ, ЧИСЛО. (Книга)
– Из оставшихся слов выделите одно, которое объединяет три других слова. Ответ обоснуйте. (Нумерация)
– Проверьте – подходят ли по смыслу слова числительное и нумерация?
– Где изучается числительное?
– Где изучается нумерация?
– Можем ли мы объединить эти две темы в одну? Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.
– Итак, тема нашего урока “Имя числительное в теме “Нумерация”.
2. Поиск решения проблемы
– Можете ли вы сказать про себя так, как сказал С.Данилов:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому что я владею
Русским всеохватным языком.
– Итак, большинство из вас сказали “нет”. Ну а стремиться к этому нужно! Поэтому сегодня на уроке мы повторим правописание числительных и их употребление в речи на основе знаний нумерационной системы счисления.
– Перечислите те действия, которые приведут нас к достижению цели.
(Заслушиваются ответы детей)
Обобщающее слово учителя.
– Молодцы ребята! Вы сумели объединить свои учебные действия по двум предметам и выделить главное: знать правила правописания числительных и правильно употреблять их в речи; знать состав чисел, уметь их правильно читать и записывать.
– Какие задания помогут вам в овладении необходимыми знаниями и умениями? (Тренировочные задания)
– К кому при необходимости каждый из вас может обратиться за помощью? (К учителю, товарищу)
III. Воспроизведение знаний учащихся.
1. Теоретическая разминка.
– Хлопни, если услышишь числительное. Топни, если услышишь другую часть речи
Девять, сороконожка, удвоить, семиэтажный, десятый, троечник, пятачок, пятьсот, одноклассник, восьмидесятый.
2. Игра “Веришь ли ты?” Приложение 2.
3. Обобщение.
– Какие действия вы использовали при выполнении этих заданий?
– Какие правила?
IV. Комплексное применение знаний, умений. Тренировочные упражнения.
1. Фронтальная работа с классом.
Читаем стихотворение А.Барто “Звонки” Приложение 3.
- Назовите числительные в данном тексте. К каждому задавайте вопрос.
2. Диктант. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
– Запишите, пожалуйста, числительные, полученные в результате следующих вычислений.
– Найти сумму чисел 42 и 48. (Девяносто)
– Продолжи ряд чисел 298, 299, … (Триста)
– Запиши число, в котором четыре сотни. (Четыреста)
– Укажи число, которое получится, если 900 уменьшить на 500. (Четыреста)
– Сколько десятков в числе 990? (Девять)
– Сколько единиц в числе 11? (Одна)
– Сколько получится, если из тысячи вычесть 100? (Девятьсот)
– Какое число больше числа 699 на 1?(Семьсот)
3. Проверка.
– Сравни свои результаты с записями на доске. (Дети осуществляют совместную проверку задания)
4. Работа в парах. Дети работают самостоятельно по карточкам. Карточки раздаются с учетом способностей детей и их темпом работы.
- Расшифруйте слово и вспомните пословицу с полученными числительными.
5. Проверка.
– Давайте послушаем, какие пословицы получились у вас. А также объясните смысл этих пословиц.
– Двое пашут, а семеро руками машут.
- Один с сошкой, а семеро с ложкой.
- Одна мудрая голова ста голов стоит.
– Сто голов – сто умов.
– Два горя вместе, третье пополам.
-Одна книга тысячу людей учит.
6. Фронтальная работа с классом.
– “Сочини” загадку.
Выполнив математическое задание, впишите полученное числительное в загадку.
– (345800 – 345700) одежек и все без застежек. (Капуста). <Рисунок 1>
– (699 + 1) ворот, да (100000 – 99999) выход. (Невод). <Рисунок 2>
– Выходили (50012 – 50000) молодцев, выносили (4552 – 4500) сокола, выпускали (300 + 60 +5) лебедей. (Месяцы, недели, дни). <Рисунок 3>
- У (2014 – 2012) матерей по (44990-44985) , а имя (100 – 99) всем. (Руки, пальцы.) <Рисунок 4>
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
– А теперь запишите, пожалуйста, в тетрадях числительные с существительными, которые вы запомнили из загадок.
8. ФЗМ. Приложение 5
9. Самостоятельная работа.
– Применяя правило согласования числительных с существительными, составьте словосочетания.
10 (дециметры), 24 (час), 100 (сантиметры), 365 (дни),
1000 (килограммы), 60 (мин)
10. Проверка.
– Замените эти словосочетания одним словом, чаще всего употребляемым в речи при обозначении этого понятия:
10 дециметров – 1 метр, 24 часа – сутки, 100 сантиметров – 1 метр, 365 дней – год; 1000 килограммов – 1 тонна; 60 минут – 1 час.
V. Домашнее задание.
Составьте кроссворд по теме “Имя числительное”.
Найти пословицы, поговорки, загадки, в которых есть имена числительные (для слабых учащихся).
VI. Итог урока.
1. Рефлексия. Ребята отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке в соответствии с поставленной целью и способами учебных действий.
– Что нового ты узнал на уроке?
– Есть ли ошибки, которых ты мог избежать? Что для этого нужно сделать?
– Доволен ли ты результатом своей работы на уроке?
2. Выставление оценок.
3. Обобщение.
– Ребята, какую проблему мы пытались решить сегодня на уроке? (Что важнее – математика или русский язык?)
– Опишите те ситуации, в которых вы использовали знания русского языка и математики.
– О важности математики и русского языка говорили многие ученые. И их высказывания вполне убедительны.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
“Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает”. Винер Н. |
+
Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас. Куприн А. И. |
Я добрый знак соединенья
И в том моё предназначенье.
Я для сложения гожусь,
И этим очень я горжусь.
Ребята, а какой вывод можно сделать в конце нашего урока?
– Без грамматики не выучишь и математики!
– Всем спасибо за урок