Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению и развивать речь.
Используемые приемы: групповая мозговая атака, составление списка известной информации при помощи приема “Кластеры”; чтение текста с использованием технологического приема “Инсерт”.
Оборудование: листы формата А4, А3, ватман, маркеры, фломастеры, тексты.
Ход урока
(Дети сидят по группам. На столах листы формата А4 для составления кластера, инсертной таблицы, фломастеры, ручки, карандаши тексты)
На доске в центре написано название темы занятия.
№ | Стадия (фаза) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Возможные приемы и методы |
1. | Вызов (мозговая атака)
Стадия вызова завершена - теперь необходимо проверить свои предположения. Для этого обратимся к тексту. |
Учитель предлагает детям
вспомнить и написать всё, что они знают по
предложенной теме: “Дельфины” Учитель предлагает сначала выделить смысловые блоки – крупные смысловые единицы. Например: 1) место обитания животных, 2) чем питаются дельфины, 3) внешний вид, 4) чем занимаются в свободное от поиска пищи и сна время, 5) виды дельфинов, кол-во видов.
Учитель предлагает составить кластер, на доске опираясь на уже составленные кластеры в группах. (Учитель записывает все, что говорят дети, не комментируя ничего) |
Ученики вспоминают все, что они
знают по данной теме (делают предположения) и
записывают, работая в группах, уже имеющиеся
знания, используя технологический прием
“Кластер”. Работа ведется по строго ограниченному времени. (5 минут) (Чем больше идей вспомнят и запишут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. Мотивация может проявиться в самых разных формах: от поиска ответов на свои вопросы до расширения знаний по данной теме в целом.) Ученики по очереди от каждой группы зачитывают все, что они вспомнили и записали, составляя кластер в группах. (5 минут) (Пока ученик из одной группы зачитывает составленную информацию, учитель записывает на доске, а дети в остальных группах помечают то, что уже сказали ученики из других групп, чтобы не повторить уже сказанное) |
Систематизация материала - составление кластера по группам. |
Информация, полученная на стадии ВЫЗОВА, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется в группах. | ||||
2. | Осмысление содержания | После составления кластера на
доске учитель указывает на противоречия и
ошибки, появившиеся, во время составления
кластера. Учитель спрашивает, что нужно сделать, чтобы выяснить, чей вариант верный, правильный. (Проблемная ситуация)
После вариантов детей, учитель предлагает прочитать текст, который лежит на партах в перевернутом виде, используя прием “ИНСЕРТ” т.е. маркируя текст значками по мере чтения. (Этот прием обеспечивает вдумчивое, внимательное чтение и зримый процесс накопления информации, путь от старого к новому.) |
Дети предлагают варианты: найти в интернете, прочитать в книге, в энциклопедии.
Ученики читают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях. (10 минут) (Время соблюдается строго!) (Методы активного чтения позволяют сохранить интерес к теме, сделать процесс чтения увлекательным.) |
Прием “ИНСЕРТ” Методы активного чтения: маркировка с использованием значков “v”, “+”, “-”, “?” (по мере чтения их ставят на полях справа) “v” - уже знал(а) “+” - новое для меня “-” - думал(а) иначе “?” - не понял(а), есть вопросы. |
На стадии осмысления
содержания осуществляется непосредственный
контакт с новой информацией (текст). Работа ведется индивидуально. |
||||
3. | Рефлексия. | Учитель говорит, что во время
чтения текста дети смотрели на общий кластер.
Что-то нужно добавить, убрать или исправить? Учитель дописывает или исправляет маркером (мелом) ДРУГОГО цвета данные в кластере. Учитель предлагает заполнить инсертную таблицу на доске по графам (“v”, “+”, “-”, “?”). - Заполним графу (“v”) с тем, что вы уже знали. - Заполним графу (“+”) с тем, что стало для вас новым (открытие). - Заполним графу (“-”) с тем, о чем вы думали иначе. - Последней, заполняем графу (“?”) с тем, что вы не поняли, что стало более интересным, где возникли вопросы. Учитель спрашивает о том, что может, возникли еще вопросы по ходу работы над темой. Давайте добавим их в последнюю графу. Учитель спрашивает о том, где можно найти ответы на возникшие вопросы. Затем учитель предлагает всем детям переписать себе вопросы и говорит, что это будет домашней работой, а на следующем занятии мы вместе на них ответим. (Если вопросов получится много, можно вопросы разбить по группам для домашней работы, чтобы не перегружать детей.) В конце урока на стадии рефлексии учитель предлагает детям закончить предложение (Мне было легко… Мне было интересно… Мне было трудно… Я узнал (а) …) |
Дети говорят, что добавить, что
исправить. (2-3 минуты) После прочтения текста с пометками дети в группах заполняют инсертную таблицу. (5-7 минут) Ученики по очереди от каждой группы зачитывают все, что они записали, составляя инсертную таблицу в группах. (5-8 минут) (Пока ученик из одной группы зачитывает составленную информацию, учитель записывает на доске, а дети в остальных группах помечают то, что уже сказали ученики из других групп, чтобы не повторитьуже сказанное)
Дети диктуют вопросы.
Варианты: книги, энциклопедии, интернет и т.д.
Дети по желанию вслух, а невольно про себя продолжают предложения. |
|
На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально и в группах. |
Приложение (в редакции автора)
Дельфины
Каждый, кому довелось путешествовать по морю, наверняка видел небольших дельфинов, весело резвящихся в струях воды под самым носом судна. Это, скорее всего, были дельфины-белобочки. Эти обитатели теплых и умеренных вод всех океанов и морей кочуют большими косяками за стаями сельди, сардины, сайры. Глубоко под воду белобочки обычно не ныряют, их сфера активности – 10-15 метров от поверхности. Эти дельфины постоянно посвистывают, скрипят, потрескивают, а иногда “кричат”: издают необычно мощные звуки, подобные выстрелу или грохоту барабана.
Похожа на белобочку, но чуть больше и не так стройна афалина. У нее очень крупный мозг, по объему даже больше, чем у человека, с большим количеством извилин. Афалины очень дружелюбны, при затруднениях оказывают друг другу посильную помощь.
Если кто-то из стаи попадает в сеть или в загон, все остальные кружатся рядом, подбадривают и пытаются освободить пленника. Оглушённого дельфина товарищи подхватывают снизу и выносят наверх, чтобы дать ему глотнуть воздуха.
У афалин очень богатый вокальный репертуар. Когда животные чем-то возбуждены, они издают резкий свист; во время кормёжки от них можно услышать что-то похожее на мяуканье и лай; при конфликтах с себе подобными они щелкают челюстями.
Подвижность, общительный нрав и высокий интеллект делают афалину желанным гостем в океанариумах – цирках с морскими зверями. Она довольно легко переносит неволю, очень хорошо поддается дрессировке, обучается всяческим трюкам: по сигналу вылетает из воды, находит и приносит предметы, берет рыбу из рук.