Учебник.
Тема раздела. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Тема урока. Сумма n первых членов арифметической прогрессии.
Тип урока: комбинированный (урок-практикум и ознакомление с новым материалом).
Форма организации обучения: индивидуальная, парная.
Методы обучения: контрольный опрос, коммуникативный, познавательный, стимулирующий и частично-поисковый, преобразовательный.
На сегодняшний день:
- знают: понятие последовательности, определение арифметической прогрессии, способы ее задания, формулы n-го члена, свойства арифметической прогрессии;
- умеют: выделять арифметическую прогрессию среди других последовательностей, применять определение, свойства, формулу n-го члена при решении задач.
Цели урока.
- Образовательные : продолжить формирование умений выделять арифметическую прогрессию из множества последовательностей, применять определение, свойства и формулы арифметической прогрессии при решении различных заданий, добиться понимания формулы Sn и ее первичного верного применения, корректировать ошибки.
- Развивающие : продолжить формирование логического мышления посредством логических операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез), находить рациональные приемы решения, осмысливать, выделять область применения различных типов заданий, осуществлять перенос знаний в новых ситуациях, выявлять закономерности, формировать математическую речь.
- Воспитательные : воспитывать ответственность за полученный результат, навыки адекватной самооценки и оценки деятельности товарища, уважительное отношение к сверстникам, культуру речи, общения.
Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, классная доска, раздаточный материал.
Ход урока
(На партах – рабочая карта ученика, листок с тестом, опережающие задания)
1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей
Учитель проверяет готовность класса к уроку, озвучивает цель урока. Свою деятельность на уроке учащиеся оценивают сами, занося оценки в рабочую карту.
Рабочая карта ученика Ф.И. | |
Теория (тест) | |
Домашняя работа | |
Самостоятельная работа | |
Оценка учителя | |
Опережающее задание |
2. Проверка домашнего задания
Ученики проверяют домашнюю работу соседа по парте по образцу на экране, ставят первую оценку в рабочую карту. В это время у доски работает ученик, который находит и исправляет ошибки в решении примеров, написанных заранее на доске (ошибки взяты из самостоятельной работы предыдущего урока)
Вопросы к отвечающему и учащимся : чего не знает ученик или что путает?
3. Систематизация знаний по пройденному материалу (тест)
Сопоставить номер вопроса с номером верного утверждения
Утверждения:
- Последовательность, каждый член которой равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией.
- Последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с определенным числом, называется арифметической прогрессией.
- Последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией.
- an=d*(n - 1)+a1; n=1, 2, 3…
- an=an – 1+d; n=2, 3, 4…
- an=; n=2, 3, 4…
- d=an+1 – an - 1; n=2, 3, 4…
- an=an+1 – d; n=1, 2, 3…
- d=an – an - 1; n=2, 3, 4…
Вопросы к тесту
1 вариант | 2 вариант |
1) Указать формулу n-го члена арифметической прогрессии | 1) Указать предложение, которое является верным определением арифметической прогрессии |
2) Указать характеристическое свойство арифметической прогрессии | 2) Указать формулу для нахождения разности арифметической прогрессии |
3) Указать формулу для нахождения следующего члена за данным | 3) Указать формулу n-го члена арифметической прогрессии |
4) Указать формулу для нахождения разности арифметической прогрессии | 4) Указать формулу для нахождения члена, предыдущего данному |
5) Указать предложение, которое является верным определением арифметической прогрессии | 5) Указать характеристическое свойство арифметической прогрессии |
Ответ: 46593 | 39486 |
4. Подготовка к основному этапу урока (таблица, исторические задачи)
Во время проведения теста у доски работают два ученика. Первый отвечает на вопросы по данным в таблице:
a1 | a2 | a3 | a4 | a5 | a6 | a7 | a8 | ||
1 | -5 | 0 | d=? | ||||||
2 | 12 | 6 | a5=? | ||||||
3 | 3 | 8 | a1+a8=? | ||||||
4 | 2 | 10 | a3+a6=? |
Второй ученик решает № 16.30.
Решить систему
Учитель и весь класс проверяют таблицу, затем учитель обращает внимание на два последних задания.
Ученики делают вывод.
Учитель подводит итог: “Сумма двух членов арифметической прогрессии, равноотстоящих от ее концов, есть величина постоянная”.
1a1+an=a2+an - 1=a3+an – 2=… |
Запись в тетради:
Проверить № 16.30.(можно только начало) и выяснить, как проще решать систему с учетом изученного свойства.
Решить задачу Гаусса: найти сумму 1+2+3+… 100 (ученики решают в тетрадях).
Вывод: S100=(1+100)*50. В общем виде: Sn=(a1+an)*
Историческая справка
Потребность в этой формуле возникла еще в глубокой древности и связана она была с запросами хозяйственной жизни и общественной практики, например распределение продуктов, деление наследства и т.д.
Так в Египетских папирусах две тысячи лет до н. э. встречается такая задача:
“Пусть тебе сказано: раздели 10 метров ячменя между 10 человеками, разность же между каждым человеком и его соседом равняется 1/8 меры”.
Задача Пифагора (580–500 л. до н. э.):
“Найти сумму n первых нечетных натуральных чисел”
К тому времени не было выведена формула Sn. Правило для нахождения Sn произвольной арифметической прогрессии впервые встречается в “Книге абака” (1202г). Монарда Пизанского.
Выведем формулу. Вывод формулы ученики смотрят по мульти проектору.
Sn= |
Учитель комментирует.
Запись в тетрадях:
5. Первичное закрепление изученного
1) № 16.34.(а), № 16.35.(а) – решаем вместе.
Sn= |
Обсуждение № 16.35(а). Как найти Sn, не вычисляя an - ? (Подставить an=a1+d(n-1) в формулу Sn=)
Получим новую формулу :
2) Подготовка к самостоятельной работе.
Обсуждение вопроса: “Какую формулу целесообразнее использовать при решении заданий:
3) Самостоятельная работа № 16.36(а), № 16.37(а)
(2 ученика решают на доске)
Применяется самопроверка.
6. Постановка домашнего задания
Записать доказательство формулы Sn в тетради, № 16.34-16.37(б), 16.41.
*При наличии оставшегося времени разобрать решение (или наметить план действий) опережающих заданий.
1) Дана арифметическая прогрессия 20, 21, …120
Найти сумму всех членов.
2) Решить уравнение
3+7+11+…+х=300
3) Сколько раз в сутки прокукует кукушка на часах?
7. Подведение итогов урока