Сумма первых членов арифметической прогрессии

Разделы: Математика


Учебник.

  1. Мордкович А.Г. Алгебра 9 класс в 2 ч. Ч.1: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Мнемозина, 2011.
  2. Мордкович А.Г. Алгебра 9 класс в 2 ч. Ч.2: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Мнемозина, 2011.

Тема раздела. Арифметическая и геометрическая прогрессии.

Тема урока. Сумма n первых членов арифметической прогрессии.

Тип урока: комбинированный (урок-практикум и ознакомление с новым материалом).

Форма организации обучения: индивидуальная, парная.

Методы обучения: контрольный опрос, коммуникативный, познавательный, стимулирующий и частично-поисковый, преобразовательный.

На сегодняшний день:

  • знают: понятие последовательности, определение арифметической прогрессии, способы ее задания, формулы n-го члена, свойства арифметической прогрессии;
  • умеют: выделять арифметическую прогрессию среди других последовательностей, применять определение, свойства, формулу n-го члена при решении задач.

Цели урока.

  • Образовательные: продолжить формирование умений выделять арифметическую прогрессию из множества последовательностей, применять определение, свойства и формулы арифметической прогрессии при решении различных заданий, добиться понимания формулы Sn и ее первичного верного применения, корректировать ошибки.
  • Развивающие: продолжить формирование логического мышления посредством логических операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез), находить рациональные приемы решения, осмысливать, выделять область применения различных типов заданий, осуществлять перенос знаний в новых ситуациях, выявлять закономерности, формировать математическую речь.
  • Воспитательные: воспитывать ответственность за полученный результат, навыки адекватной самооценки и оценки деятельности товарища, уважительное отношение к сверстникам, культуру речи, общения.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, классная доска, раздаточный материал.

Ход урока

(На партах – рабочая карта ученика, листок с тестом, опережающие задания)

1. Ознакомление с темой урока, постановка его целей

Учитель проверяет готовность класса к уроку, озвучивает цель урока. Свою деятельность на уроке учащиеся оценивают сами, занося оценки в рабочую карту.

Рабочая карта ученика Ф.И.  
Теория (тест)  
Домашняя работа  
Самостоятельная работа  
Оценка учителя  
Опережающее задание  

2. Проверка домашнего задания

Ученики проверяют домашнюю работу соседа по парте по образцу на экране, ставят первую оценку в рабочую карту. В это время у доски работает ученик, который находит и исправляет ошибки в решении примеров, написанных заранее на доске (ошибки взяты из самостоятельной работы предыдущего урока)

Вопросы к отвечающему и учащимся : чего не знает ученик или что путает?

3. Систематизация знаний по пройденному материалу (тест)

Сопоставить номер вопроса с номером верного утверждения

Утверждения:

  1. Последовательность, каждый член которой равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией.
  2. Последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с определенным числом, называется арифметической прогрессией.
  3. Последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией.
  4. an=d*(n - 1)+a1; n=1, 2, 3…
  5. an=an – 1+d; n=2, 3, 4…
  6. an=; n=2, 3, 4…
  7. d=an+1 – an - 1; n=2, 3, 4…
  8. an=an+1 – d; n=1, 2, 3…
  9. d=an – an - 1; n=2, 3, 4…

Вопросы к тесту

1 вариант 2 вариант
1) Указать формулу n-го члена арифметической прогрессии 1) Указать предложение, которое является верным определением арифметической прогрессии
2) Указать характеристическое свойство арифметической прогрессии 2) Указать формулу для нахождения разности арифметической прогрессии
3) Указать формулу для нахождения следующего члена за данным 3) Указать формулу n-го члена арифметической прогрессии
4) Указать формулу для нахождения разности арифметической прогрессии 4) Указать формулу для нахождения члена, предыдущего данному
5) Указать предложение, которое является верным определением арифметической прогрессии 5) Указать характеристическое свойство арифметической прогрессии
Ответ: 46593 39486

4. Подготовка к основному этапу урока (таблица, исторические задачи)

Во время проведения теста у доски работают два ученика. Первый отвечает на вопросы по данным в таблице:

  a1 a2 a3 a4 a5 a6 a7 a8  
1     -5 0         d=?
2       12   6     a5=?
3   3         8   a1+a8=?
4 2             10 a3+a6=?

Второй ученик решает № 16.30.

Решить систему

Учитель и весь класс проверяют таблицу, затем учитель обращает внимание на два последних задания.

Ученики делают вывод.

Учитель подводит итог: “Сумма двух членов арифметической прогрессии, равноотстоящих от ее концов, есть величина постоянная”.

1a1+an=a2+an - 1=a3+an – 2=…

Запись в тетради:

Проверить № 16.30.(можно только начало) и выяснить, как проще решать систему с учетом изученного свойства.

Решить задачу Гаусса: найти сумму 1+2+3+… 100 (ученики решают в тетрадях).

Вывод: S100=(1+100)*50. В общем виде: Sn=(a1+an)*

Историческая справка

Потребность в этой формуле возникла еще в глубокой древности и связана она была с запросами хозяйственной жизни и общественной практики, например распределение продуктов, деление наследства и т.д.

Так в Египетских папирусах две тысячи лет до н. э. встречается такая задача:

“Пусть тебе сказано: раздели 10 метров ячменя между 10 человеками, разность же между каждым человеком и его соседом равняется 1/8 меры”.

Задача Пифагора (580–500 л. до н. э.):

“Найти сумму n первых нечетных натуральных чисел”

К тому времени не было выведена формула Sn. Правило для нахождения Sn произвольной арифметической прогрессии впервые встречается в “Книге абака” (1202г). Монарда Пизанского.

Выведем формулу. Вывод формулы ученики смотрят по мульти проектору.

Sn=

Учитель комментирует.

Запись в тетрадях:

5. Первичное закрепление изученного

1) № 16.34.(а), № 16.35.(а) – решаем вместе.

Sn=

Обсуждение № 16.35(а). Как найти Sn, не вычисляя an - ? (Подставить an=a1+d(n-1) в формулу Sn=)

Получим новую формулу :

2) Подготовка к самостоятельной работе.

Обсуждение вопроса: “Какую формулу целесообразнее использовать при решении заданий:

3) Самостоятельная работа № 16.36(а), № 16.37(а)

(2 ученика решают на доске)

Применяется самопроверка.

6. Постановка домашнего задания

Записать доказательство формулы Sn в тетради, № 16.34-16.37(б), 16.41.

*При наличии оставшегося времени разобрать решение (или наметить план действий) опережающих заданий.

1) Дана арифметическая прогрессия 20, 21, …120

Найти сумму всех членов.

2) Решить уравнение

3+7+11+…+х=300

3) Сколько раз в сутки прокукует кукушка на часах?

7. Подведение итогов урока