Внеклассное мероприятие из цикла "Качество". Ролевая игра -конференция "Производство пищевых продуктов, правильное питание и здоровый образ жизни"

Разделы: Внеклассная работа


Цели. Пробудить интерес к здоровому питанию и здоровому образу жизни. Подтверждение качества продуктов в результате их исследования.

В игре принимают участие:

1. Социологи.

2. Представители фирм, производящих пищевые продукты.

3. Химики-эксперты, контролирующие качество продукции.

4. Фермеры, производящие сельскохозяйственную продукцию.

5. Диетологи.

Конференция начинается оглашением повестки дня:

1. Социологический опрос еженедельного употребления продуктов питания.

2..Перечень исследуемой продукции.

2. Результаты исследования качества продуктов питания.

3. Дискуссия о правильном питании, предупреждении загрязнения продуктов питания.

4. Секреты правильного питания.

Конференция начинается с оглашением повестки дня:

1. Результат социологического опроса о частоте употребления продуктов питания среди учащихся 8-9 классов (таблица № 1-2).

Таблица № 1. Анкета социологического опроса учащихся 8-9 классов

Частота употребления пищи в день 5-6 раз 3-4 раз 1-2 раз 1 раз
       
Завтракаете регулярно? (Да или нет)

Да

Нет

   
Ежедневно ем первые блюда? (Да или нет)    
Ужинаете ли вы после 9 ч вечера? (Да или нет)    
Едите ли вы ежедневно сырые овощи? (Да или нет)    
Едите ли фрукты (Да или нет)    
Марки соков, нектаров каких производителей вы чаще употребляете?  
Марки молочной продукции каких производителей вы чаще употребляете?  
Марки мясной (колбасной) продукции каких производителей вы чаще употребляете?

 Таблица № 2. Анкета социологического опроса учащихся 5-9 классов: “Частота употребления некоторых продуктов”

Название
продукта
Несколько
раз в день
1 раз в день 2-3 раза в день 1 раз в неделю 2-3 раза в неделю 1 раз в месяц Реже 1 раза в месяц Не употр.
Молочные продукты:

Молоко

Кефир

Йогурт

творог

               
Мясо:

Куриное

Свиное

Говяжье

               
Колбасы:

Вареная

Копченая

Сало

               
Рыба                
Овощи:

Помидоры

Огурцы

Свекла

Морковь

Капуста

               
Фрукты:

Яблоки

Лимон

Другие

               
Соки                

По итогам анкетирования группа № 1 (социологи) сделали вывод: 70% учащихся питаются правильно, соблюдая режим питания, употребляя регулярно как мясо-молочную продукцию, так и овощи, фрукты.

Особой популярностью у учащихся СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района пользуется мясная продукция фирмы “Агрокомплекс”; молочная продукция марки “Коровка из Кореновки”. Среди соков и нектаров были выделены бренды “Лебедянского” - “Я”, “Тонус”, “Фруктовый сад”, “РерsiСо-Тrорicana. Среди безалкогольных напитков с содержанием натуральных соков и пектина, янтарной кислоты и йода был выделен напиток “Элита Гранат, Мандарин-апельсин” производителя Пальмира-Юг.

20% учащихся нарушают режим питания, не употребляют молоко и овощи едят крайне редко.

Поэтому группа № 2 (диетологи) выступила с докладом и презентацией о продуктах питания, имеющих полноценное белковое содержание.

1. Молоко является источником биоценных белков, легкоусваиваемых жиров, незаменимых жирных кислот, фосфатидов, витминов- А, В,С,РР; нормализует содержание холестерина в крови, используется в целях профилактики и лечения гастрита, язвы желудка, туберкулеза, сердечно -сосудистых заболеваний, стимулирует распад жира (липотрофный эффект) и синтез белков в организме; обеспечивает полное усвоение фосфора и кальция (таблица №3, 4).

Таблица № 3. Химический состав молока

Жиры Белки
(казеин, альбумин,
глобулин)
Лактоза
(молочный сахар)
Минеральные
соединения
Вода
3,7% 3,5% 4,9% 0,7% 87,2%

Таблица №4. Содержание витаминов в молоке и молочных продуктах (в 100 гр)

Название
продукта
Содержание витаминов
С Р А В1 В2 РР В6 В12 Вс К Н Д Е
Молоко 1   0,03 0,03 0,13 0,1 0,05 0,4     3,2 0,05  
Сметана 10% 0,5   0,09 0,03 0,01 0,15              
Кефир       0,03 0,2                
Творог 0,5   0.1 0,05 0,3 0,3 0,11 1       1  
Брынза 1   0,1 0,05 0,15 0,4              

2. Молочнокислые продукты

3. Яйца

4. Мясо

5. Рыба

6. Овощи и фрукты (сообщения и презентация по каждой группе)

Представители фирм (группа № 3), производящих пищевые продукты показали ассортимент Кубанской продукции и выступили с презентацией.

Житница России - так часто называют Кубанскую землю. На всю страну прославился Краснодарский край своей продукцией.

Кубань давно стали называть “житницей” России. Называть вполне заслуженно: бескрайние кубанские поля, колосящаяся золотая пшеница, каравай теплого душистого хлеба и, конечно же, упорный, не знающий перерывов труд земледельца – вот что включает в себя понятие “житница”. Таковой Кубань остается и сегодня. Кубань получает стабильно высокие урожаи. Иначе говоря, каждая десятая булка хлеба в России была изготовлена из высококачественной кубанской пшеницы. Ведущие позиции занимает край и по сбору овощей и фруктов. Кубань производит 10 процентов всего собранного в России зерна, в том числе 40 % кукурузы и 90 % риса. В рейтинг 300 лучших агропредприятий страны входят 66 хозяйств края.

Кубань производит 10 процентов разнообразной молочной продукцией. Покупателей радуют производители Кореновского, Калининского, Брюховецкого районов, Краснодара и Тимашевска. В производстве молока наши лучшие животноводы не уступают европейским коллегам.

Товары и услуги от кубанских производителей отличаются высоким качеством и способны удовлетворить самым строгим требованиям. Это обусловлено естественными причинами. Будь то мясная, молочная, рыбная продукция или чай, соки, нектары, вина или коньяки, самое качественное натуральное сырье всегда находится рядом с производством.

Мы с гордостью можем сказать, что краснодарский край – это жемчужина России.

Следующее выступление подготовили группы № 4-6 (химики-эксперты).

Каждая группа рассказала об одном из этапов исследования качества некоторых образцов продукции. Что делали? Что получилось? Давала пояснения.

Проведенные экспериментальные исследования некоторых продуктов питания подтвердили высокое качество некоторых кубанских производителей.

Определение свежести молока (№4 группа)

Оборудование и реактивы: стакан, 5 мл 1% -го раствора фенола и 1% -го раствора хлорида железа (3) FeCl3

Порядок определения:

1. К 5 мл 1% -го раствора фенола прилил столько же 1%-го раствора FeCl3.

2. Отметил фиолетовое окрашивание.

3. Добавил пробу молока.

4. Установил степень свежести молока во взятой пробе по окрашиванию.

Вывод. Во всех образцах частных фермеров ст. Платнировской № 1-3 молока не появилось желто-зеленого окрашивания. Следовательно, молоко данных производителей свежее.

Определение качества пастеризации молока. (№5 группа)

Пастеризацией предусматривается уничтожение патогенных микроорганизмов, которые ухудшают качество молока.

Оборудование и реактивы: 2 стеклянных стаканчика, фильтровальная бумага, воронка, пипетка, прибор для нагревания; 20 мл дистиллированной воды и 0,1 Н. раствор Н24

Порядок определения:

1. К пробе молока добавил 20 мл дистиллированной воды.

2. По каплям добавлял 0,1 Н. раствор Н24 до образования хлопьев казеина.

3. Отфильтровал.

4. Фильтрат нагрел до кипения.

5. Определил степень пастеризации молока в исследуемой пробе.

Вывод. В 4-6 пробах любимых марок “Коровка из Кореновки” не были обнаружены хлопья казеина, что является доказательством пастеризации молока.

Определение качества меда. (№ 6 группа)

Цель анализа: проверить качество меда простыми и доступными способами, которые можно использовать и в домашних условиях.

Представитель 6-й группы рассказал, что произошло с кусочком хлеба, опущенным в мёд.

“Если опустить в мёд кусочек хлеба, а через 5 минут достать его, то в качественном мёде хлеб затвердеет. Если хлеб размягчился или вовсе расползся, то перед вами не что иное, как сахарный сироп”.

Следующий представитель 6-й группы провел дегустацию мёда:

“При определении вкусовых качеств необходимо мёд нагреть во рту до 30-36 °С и определить его вкус. Натуральный мёд никогда не растворится сразу и немного будет жёчь горло, порой иметь привкус – горьковатый или горьковато-терпкий. Если аромат меда притуплен и ощущается вкус карамели, значит, это расплавленный мёд”.

Следующий представитель из 6-й группы рассказал о следующем этапе исследований – о процессе стекания мёда с ложки.

“Если мёд зрелый и качественный, то он тягучий, густой и не капает с ложки, а наматывается на неё вязкой лентой, стекает длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервётся, то она целиком опустится, образуя на поверхности мёда башенку, которая затем медленно разойдётся. Разбавленный сахарным сиропом мёд стекает с ложки каплями, как вода, образуя впадину”.

С результатами исследования качества по наличию или отсутствию от него влажного следа на бумаге выступил следующий представитель 6-й группы.

“Если мёд растекается по бумаге, образуя влажные пятна, или даже просачивается сквозь неё – это фальшивый мёд. При наличии большого количества свободной воды в созревшем мёде могут протекать процессы брожения.

Проверяйте водность мёда простым способом “ с ложечки” или посмотрите сертификат качества у продавца. Содержание воды не должно быть выше 21% .Иначе мёд забродит!”.

Следующий представитель 6-й группы определял наличие крахмала или муки в меде. “ Если в мёде есть мука или крахмал, раствор обязательно посинеет при добавлении раствора йода, а если нет, его цвет не изменится. Муку или крахмал добавляют в мёд для создания видимости кристаллизации, которая характеризует его натуральность”.

Химики эксперты групп № 5-6 по результатам анализа делают вывод о качестве исследуемого мёда.

Вывод: исследуемый мед производителя С Н. Ганжи фальсифицированный (с примесью крахмала), а мед производителя И.И.Иванова натуральный.

Комментарии руководителя аналитической лаборатории продуктов питания.

“Иногда при хранении меда обнаруживается два слоя – снизу закристализировавшийся , а сверху – сиропоподобный. (Показывается такой мед – мед с рынка) Значит, мед не зрелый, с повышенной влажностью. Такой мед непригоден для длительного хранения.

Кристаллизация меда – это естественный процесс, происходящий при температуре ниже +20 °С, не изменяющий его качества и полезности. Если зимой торгуют жидким и темным медом – его сильно грели или просто кормили пчел сахаром. Исключение составляют майские мед, а так же мёд, собранный с белой акции и с некоторых других растений. С середины ноября продавать на рынке жидкий мед запрещено. Тем, кто предпочитает мед в жидком виде, надо учесть следующий факт: нагревать мед выше 40 °С нельзя – разрушается витамины и другие ценные и полезные соединения. А при чрезмерном нагревании выделяются мощнейший канцероген – оксиметилфурфурол. Таким мёдом немудрено и отравится. Банку с медом лучше поставить в теплую воду. Когда вода остынет, нужно поменять её. Постепенно мед растает.

Мед хранят в стеклянной, глиняной, фарфоровой, керамической и деревянной посуде. В посуде из железа и оцинкованной жести хранить мед опасно. Тара должна быть плотно закрыта крышкой. Оптимальная температура хранения – от +5 до +20 °С.

Комментарии врача–диетолога (представитель группы №2). Самым полезным и лечебным является мед, собранный в той местности, где вы проживаете, т.к. растения-медоносы имеют защитные функции против микрофлоры, которая является типичной для этой местности. При температуре выше 40 °С мед теряет свои основные лечебные свойства. Кроме того, некоторые травники вообще не рекомендуют смешивать мед с “окрашенной жидкостью” вроде чая или травяного настоя, а советуют разводить мед в теплой (не горячей!) кипяченой воде. Или, как леденец, рассасывать во рту столовую ложку меда, а уж потом, через 15-20 мин., выпить чай. Причем делать это желательно за 1.5-2 ч до еды или через 3 ч после еды.

• Сколько меда нужно есть с пользой для здоровья? Это очень индивидуально. Обычно рекомендуется 80-100 г (примерно 2 столовые ложки) в сутки взрослым и 30-50 г (1-2 чайные ложки) детям.

Комментарии химика–аналитика (представитель группы №5). Витамины - это различные органические вещества. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому недостаток витаминов вызывает нарушение обмена веществ. Большинство витаминов образуется в растениях. И только очень немногие имеют животное происхождение. Обычно человек получает витамины с пищей.

Для человеческого организма важны все витамины, но особое место по своей значимости для здоровья занимает витамин “С” (аскорбиновая кислота), а также А и Е. Прежде всего эти витамин являются антиоксидантами, то есть защищают наш организм от соединений, разрушающих клетки. Доказано, что уменьшить вредное влияние нитратов на организм человека можно с помощью аскорбиновой кислоты, а витамины А и Е – ингибиторы преобразования нитратов в нитриты.

Таблица: “Классификация витаминов по растворимости и их биологическое значение

Витамины Биологическое действие
Водорастворимые витамины
Аскорбиновая кислота, витамин С Антиоксидант. Стимулирует действие ферментов, катализирующих окислительно-восстановительные процессы в живой клетке. Недостаток этого витамина вызывает заболевание цингой
Пиридоксин, Витамин В6 Участвует в синтезе аминокислот, жирных кислот и обмене жиров
Биотин, витамин Н Входит в состав ферментов, способствующих клеточному делению. Недостаток этого витамина вызывает замедление роста, поражение кожных покровов, выпадение волос
Фолиевая кислота, витамин В12 Участвует в синтезе пуриновых и пиримидиновых оснований, нуклеиновых кислот. Недостаток его вызывает нарушение роста, анемию
Тиамин, витамин В1 Необходим для нормальной деятельности нервной системы. Недостаток витамина вызывает полиневрит
Жирорастворимые витамины
Ретинол, витамин А Необходим для роста и развития организма. участвует в зрительном процессе. Недостаток этого витамина ведет к слепоте, похуданию
Кальциферол, витамин D2 Влияет на активность ферментов, регулирующих обмен фосфора и кальция в растущем организме. Недостаток его вызывает заболевание рахитом
Токоферол, витамин Е Природный антиоксидант. Препятствует окислению ненасыщенных веществ, таких, как ненасыщенные жирные кислоты. Недостаток его вызывает нарушения в функции размножения

Представитель экспертной группы №6 проводит вычисления на доске: ежесуточное норма витамина “С” в пересчете на продукт питания – лимон.

(Проверка умений решать расчетные задачи).

Вычислим, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить потребность организма в витамине С. В расчетах следует принять во внимание, что масса лимона равна 100 г. Содержание витамина “С” в лимоне составляет 0,5%, суточная потребность взрослого человека в витамине С - 100 мг. Ответ 1/5 лимона

Учитель. Подведём итог совместной работы. Для нормального роста и развития организма необходимо присутствие всех компонентов пищи в рационе человека: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. В ходе исследования доступными средствами мы научились определять качество некоторых продуктов питания. Подобные знания понадобятся вам в повседневной жизни. Химия - удивительная наука, она вводит человека в мир, в котором мы живем. Надеюсь, что теперь вы понимаете, как тесно химия связана с жизнью человека, и сможете оценить эту науку по достоинству.