Занятие "Умейте дружить и дружбой крепкой дорожить"

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цель – формирование умения дружить и бережно относится друг к другу; осознание обучающимися качеств, которые ценятся в дружбе.

Задачи:

  • дать рекомендации для установления ,сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений;
  • способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе:
  • способствовать преодолению барьеров в общении
  • повысить самооценку учащихся.

Предполагаемый результат:

  • формирование понятия «дружба»;
  • осознание школьниками важности и необходимости дружеских отношений;
  • формирование навыков взаимопомощи и сотрудничества.

Оборудование: белые листы бумаги ,фломастеры, мяч, картинки, вырезанные человечки из цветной бумаги, картина «Дружба», клей, ножницы, скотч, магнитофон, музыка
(инструментальная, песенка «О дружбе»), материалы к упражнению “Что важно для дружбы?”

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Аплодисменты»

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни

2. Упражнение «Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться»

– В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч друг другу, назовите своё имя, качество или черту характера ,которая характерна для вас и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать .И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться”. (По кругу уч-ся рассказывают о себе)

3. «Займи позицию»

В противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката. На одном написано – «Дружба в классе не нужна», на другом – «Дружба в классе нужна».
Сейчас вам предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует вашей точке зрения на данный вопрос.

4. Объявление темы занятия

Сегодня тема нашего занятия «Умейте дружить и дружбой крепкой дорожить»
Как вы понимаете эти слова?

5. Мозговой штурм «Дружба – это …»

– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? Работа над понятием «зачем дружба нужна людям?».

“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
“Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.
Дружба доставляет нам много радости.
Друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения.

Понятие дружбы неоднозначно.

1. Поэт Михаил Светлов (1903-1964), написав стихи, часто читал их друзьям по телефону в любое время дня и ночи. Друг Светлова, разбуженный в очередной раз среди ночи телефонным звонком, упрекнул его: “А ты знаешь, который час?”
“Дружба – понятие круглосуточное!”, – ответил Светлов.

2. Ходжу Насреддина однажды спросили: “Ты можешь сказать, сколько у тебя друзей в этом городе?”
“Сколько сейчас, – ответил Ходжа, – сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.”

3. Восточного мудреца спросили: “Почему друзья легко превращаются во врагов, в то время как враги с большим трудом становятся друзьями?”. Он ответил: “Разрушить дом легче, чем его построить, разбить сосуд проще, чем его починить, истратить деньги легче, чем их приобрести”.
Существует также много пословиц и поговорок о дружбе. Какие вы знаете?
Больше друзей — больше и врагов. Были бы пирожки будут и дружки. В дружбе – правда
Без беды друга не узнаешь. Без друга в жизни туго. Для дружбы нет расстояний. Добрый друг лучше ста родственников. Верному другу цены нет. Дерево живет корнями, а человек — друзьями.

6. Деление класса на группы

Уч-ся вытаскивают бумажки : с сердцем и солнцем

7. “Мой идеальный друг”

На доске написаны качества . Вы должны выбрать те качества, которые необходимы другу. “Друг – это тот, кто…” (общительность, трусливость, уверенность, импульсивность, открытость, терпимость, добродушие, эгоистичность, надёжность, обидчивость, агрессивность, готовность помочь , спокойствие)

Совместное обсуждение результатов.

8. “Что Важно для дружбы?”

– Как вы думаете, что важнее всего в дружбе? Сейчас вы должны выбрать высказывания, которые важны в дружбе .

Что важно для дружбы:

  • Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
  • Защищать друг друга от обидчиков.
  • Придумывать вместе интересные игры.
  • Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
  • Угощать друг друга сладостями.
  • Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
  • Уметь уступать друг другу.
  • Часто ходить друг к другу в гости.
  • Говорить друг другу всегда только приятные слова.
  • Уметь делиться новостями.
  • Помогать друг другу.
  • Уметь слушать друг друга и понимать.
  • Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.
  • Не ссориться друг с другом по пустякам.
  • Искренне радоваться успехам друг друга.

9. Моделирование дружбы в классе

– Сейчас вам необходимо смоделировать дружный коллектив класса.
– Как вы представляете дружбу в своём классе? При создании этого проекта вы должны все работать дружно, не обижать друг друга. (Включается инструментальная музыка)

Представление проектов.

– Понравилось ли вам работать в данной команде?
– У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?
– Какая группа хорошо справилась с задачей? Почему?
– Какая группа не справилась с заданием? Почему?
– Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?

10. Итог

– Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело. Лучше обсудить, чем поругаться.
Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по отношению к нему.
Дружба – это взаимный процесс! Значит и от Вас требуется понимание, внимательность по отношению к Вашему другу.
Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с Вами. Быть терпимым к друзьям.
Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями!
Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.
И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.

11. «Я желаю себе и другим…»

Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу