Главной задачей современного образовательного процесса становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. Основополагающим признается системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение планируемых результатов, создающий основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, формирования и развития универсальных учебных действий.
Урок – главная составляющая учебного процесса. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Одной из современных технологий, применяемых в процессе обучения английскому языку является технология применения фреймовых опор. Фреймирование – высокоэффективный способ сжатия информации, направленный на качественное обучение в короткие сроки. Данная технология позволяет сформировать представление о языке как системе взаимосвязанных элементов на разных уровнях: фонетическом, лексическом и грамматическом. В системе современной типологии рассматриваемый урок относится к уроку обобщения и систематизации грамматических знаний по теме «Прошедшее простое и прошедшее длительное времена в сравнении», чем и обусловлено употребление технологии фреймовых опор.
Этапы урока обобщения и систематизации грамматических знаний согласованы с основной целью урока – сравнить два грамматических времени с последующим правильным их употреблением в речи.
Для эффективного проведения этапа целепологания используется личный опыт учителя в диалоге Учитель – Ученик:
T: How are you?
S: Fine, thank you. How are you?
T: Fifty-fifty, I’d say.
S: Why?
T: I was very busy yesterday. My son phoned me at 7 p.m. When he phoned me, I was
still preparing a presentation.
S: I see.
T: Thank you. I want you to determine grammar tenses I used to describe my yesterday’s
evening.
Для обеспечения мотивации работы с трудным грамматическим материалом используются стихотворения, представляющие собой утвердительные, отрицательные предложения и вопросы разных типов в прошедшем простом и прошедшем длительном временах. Стихотворения иллюстрированы красочными картинками. Прочитав стихотворение, обучающимся предлагается заполнить фреймы к каждому из них на доске. На доске заранее готовятся разделы: “TE” (Time Expressions), ”+” утвердительные предложения, “–“ отрицательные предложения, “?” вопросы , Например,
I Had Fun Yesterday (affirmative sentences)
I got up early,
Jumped out of bed,
I washed my hands
And stood on my head.
Один из обучающихся определят грамматическое
время, структуру и заполняет соответствующий
фрейм утвердительного предложения прошедшего
простого времени на доске.
В качестве подготовки к систематизации знаний
используется упражнение на доске Smart Board на
классификацию грамматических времен с
использованием различных структур: утверждений,
отрицаний, вопросов.
На этапе воспроизведения знаний на новом уровне обучающиеся работают в группах, выполняя задание на самостоятельное составление предложений из слов, представленных на разрезных карточках в двух грамматических временах. (см Приложение 2).
На этапе применения новых знаний обучающиеся вновь работают в группах, выполняя задание на самостоятельное составление предложений, имея в качестве опор “TE” – Time Expressions.
Два этапа работы в группах оцениваются самими обучающимися. В качестве системы оценок предлагается «Древо Знаний», у которого каждая ветка – это соответствующая группа. У спикера каждой группы имеется определенное количество сердечек, которые прикрепляются к ветке группы, выполнившей задание без ошибок.
Рефлексивный этап – индивидуальное задание на множественный выбор.
УМК: Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. «Английский язык» для школ с углубленным изучением английского языка. Пятый класс.
Тема: «Прошедшее простое и прошедшее длительное времена в сравнении».
Вид урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Цель урока – обобщение и систематизация знаний прошедшего простого и прошедшего длительного грамматических времен.
- Образовательный аспект – формирование навыков самостоятельной работы с грамматическими явлениями английского языка.
- Развивающий аспект – развитие навыков и умений классифицировать систематизировать, сравнивать изученный учебный материал. Развитие памяти, внимания, логического мышления и языковой догадки.
- Воспитательный аспект – повышение уровня мотивации изучения английского языка, формирование умения работать индивидуально, в группе, паре.
Этапы урока систематизации и обобщения знаний:
1) Организационный этап.
2) Целеполагание. Мотивация учебной
деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
Воспроизведение на новом уровне
(переформулированные вопросы)
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
8) Анализ и содержание итогов работы,
формирование выводов по изученному материалу.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация Power Point, задание на Smart Board, задания для групповой работы, индивидуальные задания для рефлексивного этапа, шаблоны для оценивания групповой работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
T: Hello, everybody! (Приложение 1.Слайд
1. Frame “Greeting”)
S-s: Hello!
T: Glad to see you!
S-s: Glad to see you too! Sit down, please.
2. Целеполагание. Мотивация
T: How are you?
S: Fine, thank you. How are you?
T: Fifty-fifty, I’d say.
S: Why?
T: I was very busy yesterday. My son phoned me at 7 p.m. When he phoned me, I was still
preparing a presentation.
S: I see.
T: Thank you. I want you to determine grammar tenses I used to describe my yesterday’s
evening.
(The teacher repeats the sentences one after another, the students identify the forms).
T: Yes, you are right. So what do you think we are going to speak about?
S: We are going to compare The Past Simple and The Past Continuous tenses.
T: Look at the slides and be ready to present grammar frames.
3. Актуализация знаний (Приложение 1. Слайды 2-4: The Past Simple Tense. Слайды 5-8: The Past Progressive Tense)
The students read the rhymes and fill grammar frames on the blackboard. The frames consist of time expressions, affirmative and negative sentences and questions. It’s not necessary to follow the definite order of the sentences in the slides.
Slide 2
I Had Fun Yesterday (affirmative sentences)
I got up early,
Jumped out of bed,
I washed my hands
And stood on my head.
Slide 3 (negative sentences)
Peter Pan was Ill Yesterday
Peter Beam liked ice-cream.
But he was in bed the day before yesterday.
He didn’t jump,
He didn’t sing,
He didn’t want to play.
Slide 4 (questions)
Last summer
Did you swim?
Did you run?
Did you lie in the sun?
Five Days Ago
Where did you go?
What did they know?
Why did she learn?
How much did he earn?
Slide 5 (affirmative sentences)
Yesterday at 8 o’clock p. m.
Bill was dancing,
Phil was singing,
The girls were talking,
They were joking!
Slide 6 (Yes – No questions)
When Their Mother Came Home,
Was he dancing?
Was he singing?
Were they talking?
Were they joking?
Slide 7 (negative sentences)
While the Mother Was Cooking Dinner…
I wasn’t listening to music.
I wasn’t watching TV.
I wasn’t sleeping in my bed.
I wasn’t drinking my tea.
I was learning English in my ear-phones!
Slide 8 (WH-questions)
What Were You Doing At One?
– What were you doing at one?
– I was lying in the sun.
– What was he doing at three?
– He was watching TV.
4. Подготовка к обобщению и систематизации знаний
T: I think, now you are ready to classify the structures in the Past Simple Tense and the Past Continuous Tense. Let’s do the task. Move quickly. Group 4, start! (The students do the task on the Smart Board. The task is to classify the sentences into two columns: The Past Simple Tense and The Past Continuous Tense.)
5. Воспроизведение на новом уровне
T: We work in groups now. Each group will get an envelope with words. The groups
will have to make sentences using the words from the envelopes (Приложение 2).
You will be able to check your sentences a bit later. Don’t forget to give your marks
for the work of each group then. Today you’ll do it with the help of our Knowledge Tree
and Loving Hearts (Valentines). Give one Valentine if you like the work of any other
group.
(Each group has a brunch on the Knowledge Tree on which the members of other groups stick
their Loving Hearts.)
(Slides 9-12)
6. Применение знаний и умений в новой ситуации
T: I believe you can use you knowledge to make up your own sentences using the Past
Simple and the Past Continuous tenses. Make up 2 sentences using the following time
expressions.
Group 1: 1. yesterday – 2. yesterday at 3 o’clock
Group 2: last Sunday – 2. when the telephone rang
Group 3: 1. 3 days ago – 2. while I was reading a book
Group 4: 1. the day before yesterday – 2. when Liz came home
Be ready to work in groups and give your opinion about the work of the other groups.
(Slide 13)
(Each group has a brunch on the Knowledge Tree on which the members of other groups stick
their Loving Hearts.)
7. Рефлексия
T: I am sure you understand the difference between the Past Simple and the Past Continuous tenses now. Let’s see. You have 5 minutes to do the task. The students are given the following task on the cards:
Circle the correct answer in the text from the given ones:
1. Mag and Frank (not/want) to stay outside.
a) wanting
b) didn’t want
c) hasn’t wanted
d) wasn’t wanting
2. Mag and Frank (come) __________ into the room.
a) came
b) coming
c) has come
d) comed
3. There (be) __________ a lot of girls and boys there.
a) have been
b) been
c) were
d) had been doing
4. They (give) __________ sweet presents and Valentine’s cards to each other.
a) were giving
b) given
c) has been giving
d) give
5. What holiday they (celebrate) when Mag and Frank saw them?
a) did celebrated
b) they have being celebrating
c) celebrate
d) were they celebrating
8. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
T: Time is out. (The teacher asks the students to exchange the cards and the students check their neighbour’s cards using Slide 14. They give marks to each other according to the numbers of the correct answers.)
T: Be ready to make your home assignments.
Home Task (Приложение 1. Слайд 15):
1) № 7 p. 123 (устное задание по учебнику)
2) – (задание по рабочей тетради)
3) № 28 p. 122 (письменное задание по учебнику)
T: Our lesson is over. Thank you for the lesson. See you next time! Bye! (Приложение 1.Слайд 16. Frame “Parting”)