Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (ууд), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
На примере конспекта урока в 1 классе по русскому языку, «Какие бывают слова?» (авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, комплект «Гармония») рассмотрим, какие универсальные действия формируются на данном занятии.
Цель урока: обобщить представления учеников о назначении слов, классифицировать их по функции (называть, указывать, помогать словам связываться друг с другом при выражении мысли); уточнить основные группы слов-названий по значению; упражнять в постановке вопросов и разграничении слов по их функции («работе») и значению.
Данный урок начинается с задания, которое мотивирует познавательную деятельность ученика. Ребята читают предложение:
«Они получили её в подарок». Вопрос учителя: «Всё ли понятно в этом предложении? Оказывается, в нашем языке есть такие слова, которые сами не подсказывают, о ком или о чём идёт речь. Вернёмся к нашему заголовку
«Какие бывают слова?». На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить».
Анализируя вводную часть урока, чётко прослеживается становление регулятивных универсальных учебных действий (способность понимать, принимать учебную задачу и в ходе урока решить её.)
Далее задания в учебнике построены так, что школьники, выполняя их, учатся действовать по плану, контролировать свой учебный процесс и результаты его деятельности.
Ученикам необходимо посчитать, сколько слов в трёх предложениях.
(У ребят новая книга. Они читают её. Это сказка «Три медведя».) Данный вид задания развивает знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов, а также предметный план.
В комплект учебника «К тайнам нашего языка» входит рабочая тетрадь под таким же названием. Именно на этом уроке ребята впервые начинают работать в ней. Учебник имеет условные обозначения в виде схематического рисунка. Первоклассники постепенно усваивают их, тем самым идёт развитие у детей познавательных учебных действий. Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематической, модельной; переводить её в словесную форму.
В тетради представлена таблица с пустыми
строчками, куда ученики
должны вписать нужные слова.
СЛОВА НАЗЫВАЮТ:
людей
вещи и всё, что
видим, слышим,
животных
представляем
КТО?
ЧТО?
ребята
книга
медведь
сказка
признаки
действия
количество
КАКАЯ?
ЧТО
ДЕЛАЮТ?
СКОЛЬКО?
новая
читают
три
ВСЁ ЭТО СЛОВА-НАЗВАНИЯ
С помощью наводящих вопросов учителя, по правилам списывания, в процессе совместной учебной деятельности на данном этапе у школьников формируются универсальные учебные действия.
Регулятивные: сохранять учебную задачу,
действовать по плану, вносить коррективы в свою
деятельность (не медведя, а кто? медведь)
Познавательные ууд: структурировать
информацию, фиксировать её в таблицу, проводить
анализ языкового материала.
Коммуникативные ууд: вступать в учебное
сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность.
Помимо тетради основа таблицы была представлена на доске, ребята по очереди заполняли её, аргументируя свою точку зрения. Одна ученица сравнила это задание с конструированием. (Мы эти предложения разобрали на слова, как будто домик из кубиков разобрали.)
Отвечая на вопросы: сколько всего слов в предложениях? (11). Сколько подошло для таблицы? (7) Назови слова, которые не попали в таблицу. (Это, они, её, у). Почему они не подошли для неё? (Они ничего не называют); ребята учатся высказывать свою точку зрения, стараются строить монологическую речь, вступать в диалог, обращаются за помощью и советом друг к другу. Всё это способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Дальнейшее задание в тетради предлагает следующее: «Сначала выбери и впиши три слова, которые ничего не называют, а только указывают на кого-то или что-то.
СЛОВА-УКАЗАТЕЛИ
это, они, её
Какое слово осталось? Впиши его в следующую таблицу.
СЛОВА-ПОМОЩНИКИ
у
Далее таблица принимает окончательный вид.
Составление целого из частей,
самостоятельное достраивание таблицы с
поддержкой на опорные слова помогает развивать у
первоклассников познавательные ууд.
СЛОВА
НАЗВАНИЯ
УКАЗАТЕЛИ
ПОМОЩНИКИ
Отвечая на поставленные вопросы, выполняя пошагово инструкцию, ученики сами ответили на вопрос «Какие бывают слова?» Ребята учатся извлекать нужную информацию, соотносить с имеющимися знаниями и опытом, фиксировать её в данном случае в таблицу.
Далее первоклассники возвращаются к учебнику, где в красных рамочках сообщены важные сведения, всё то, что дети узнали самостоятельно в процессе работы.
Упражнение 19 предназначено для первичного закрепления, где необходимо вместо пропусков вставить нужные слова.
Два весёлых щенка играют на траве.
Подведение итогов урока: На какой вопрос урока мы с вами ответили? А зачем нам нужно знать какие бывают слова? (Чтобы правильно говорить, строить предложения, писать по законам русского языка.) Данный момент урока выявляет, как ребята учатся участвовать в коллективном обсуждении, вступать в диалог с учителем и одноклассниками – всё это формирует коммуникативные ууд.
Авторы учебника часто рекомендуют первоклассникам: дома прочитайте взрослым важные сведения и расскажите о том, что вы нового узнали. Такой приём помогает закрепить полученные знания, поделиться новым учебным открытием с близкими людьми.
Учитель, работающий по этому учебнику, должен быть организатором совместной деятельности учеников. Он участвует в обсуждении решаемых на уроке проблем и обеспечивает содержательное общение школьников с ним и друг с другом.
Атмосфера сотрудничества положительно влияет на интерес к учению, к самому языку, его богатству. В самом учебнике уже заложен деятельностный подход обучения, что отвечает современным требованиям образования.