Занятие по развитию коммуникативных навыков младших школьников "Учимся дружить"

Разделы: Школьная психологическая служба


На сегодняшний день трудности во взаимоотношениях детей возникают достаточно часто. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. Психологические игры, используемые в занятии, помогут создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия и доброжелательного отношения детей друг к другу.

Цели: развитие коммуникативных навыков, формирование умений и навыков работы в команде, сплочение ученического коллектива, осознание детьми ценности дружбы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог. Ребята! К нам в класс пришло странное письмо. Пыталась я разобрать, что в нем написано, но не смогла: какие-то рисунки, надписи, шифровки.  Одно только слово поняла: «клад». Задумалась я. Вдруг в письме написано, как клад найти? Давайте думать вместе. А поможет нам игра.

Игра «Неожиданные рисунки»

Задачи: мотивировать участников занятия на работу; развивать способность осознавать и принимать собственную уникальность и неповторимость каждого человека; снятие напряжения, раскрепощение.

Психолог. Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и простой карандаш, подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.) По моей команде передайте начатый рисунок своему соседу слева.  Пусть теперь он постарается увидеть что-то свое в вашей работе и дорисует то, что считает нужным. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину. Когда ваш рисунок сделает круг и вернется  к вам, попробуйте оценить, нравится ли вам то, что получилось. Какие чувства возникли при первом взгляде на работу? Если что-нибудь вас не устраивает, можно изменить рисунок. Представьте, что перед вами настоящее произведение искусства, и дайте ему название.

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. [3]

Давайте устроим выставку из ваших работ. Каждый возьмет свой рисунок с авторским названием и с помощью магнита прикрепит его на доску. Мы будем гулять по выставке, и все желающие дадут свое название любой из картин.

Обсуждение. Все мы разные, у каждого свой собственный взгляд, свое видение. И это очень хорошо. Этим мы и интересны дуг другу. Ведь как было бы скучно, если бы все думали и поступали одинаково.

Рядом с письмом лежал вот этот мешочек. Давайте посмотрим, что в нем. Здесь цветные фишки. Зачем они? Точного ответа мы пока не знаем. Но интуиция мне подсказывает, что они как-то связаны с кладом. Давайте сделаем так: за участие в каждой из игр я вам буду вручать определенное количество фишек. В этом задании каждый получает по 2 фишки. Пожалуйста, не теряйте их. Они нам пригодятся. Чем больше вы набираете этих фишек, тем ближе окажетесь к кладу. А теперь другая игра. Но для этого нам необходимо разделиться на команды.
Каждый ребенок получает фрагмент картинки. Соединив все фрагменты в общую картинку, дети делятся на команды.

Игра «Сходства»

Задачи: развивать способность видеть сходство между собой и другими детьми; умение договариваться и находить общее решение; навыки работы в команде.

Психолог. Пусть каждая команда составит список того, что объединяет ее участников. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть любимая игрушка…», «Мы все очень любим блинчики…», «Нам всем не нравится, когда кто-нибудь ябедничает», «В каникулы мы все любим ездить на море…» и т.д. Время выполнения задания – 10 минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт. [4]

Обсуждение. Все мы чем-то похожи. У каждого есть общие черты, объединяющие его с другими людьми. И это тоже очень хорошо. Иначе люди чувствовали ли бы себя одинокими. Расскажите, как вы работали в своей команде? Что нового и интересного узнали друг о друге? Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе? За каждое высказывание дети получают разноцветные фишки.

Психолог открывает и показывает детям следующую часть письма, где среди непонятных значков можно прочитать: «умения».

Игра «Умения»

Задачи: развивать умения видеть хорошее в каждом человеке, создавать положительный эмоциональный фон; повышать уверенность в себе.

Психолог. Кажется, я понимаю, что это значит. Для того чтобы добраться до клада, необходимо обладать умениями. Сейчас мы встанем в круг и по очереди будем хвастаться. (Если дети затрудняются, можно привести примеры таких умений: кататься на коньках и лыжах, разводить костер, складывать бумажные самолетики, петь и т.д.) Первый ученик начинает: «У меня хорошо получается….», а Дима (сосед справа) хорошо умеет…» Важное условие в этой игре: не повторятся. У каждого будет свое собственное умение плюс то, которое скажет про вас сверстник. (Психолог эмоционально поддерживает высказывания детей для раскрепощения застенчивых участников). За каждое высказывание вы будете получать разноцветные фишки. [2]
Обсуждение. Легко ли было хвастаться? Что легче: вспомнить свое умение или умение соседа? Приятно ли было слышать про свои умения от другого человека?
Пожалуй, теперь, после тренировки, у вас получится выполнить и остальные задания.  В письме я обнаружила рисунок, похожий на остров среди моря.

Игра «Маленький остров»

Задачи: развивать умения оказывать помощь, решать проблемы; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

Психолог. Вы видите перед собой на полу небольшой остров (нарисованный мелом). Мне очень интересно, сколько человек может разместиться на этом островке. Это на самом деле совсем небольшой островок, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем вам всем. [4]

Обсуждение. Сложно ли было разместиться на очерченном пространстве?  С какими трудностями вы столкнулись? Решаема ли оказалась проблема?
Есть такая старинная притча. Умирая, отец позвал всех своих сыновей, дал в руки по тоненькой веточке и попросил каждого сломать свою ветку. Сыновья с легкостью справились с этим заданием. «А теперь попробуйте разломать веник, сложенный из этих веток», – сказал отец. Никто не смог вы полнить второй просьбы. Вот так и вы, если будете дружить по-настоящему, помогать друг другу, то не один враг, ни одна беда вас не сломит.

Игра «Таинственная шифровка»

Задачи: укрепить дружеские отношения детей, сплотить всех участников.

Психолог. В нашем письме осталось только одно неразгаданное место. Это какая-то шифровка: У(11) Р(10) Д(14) А(12) Б(12) Ж(17).
Цифры обозначают количество фишек, необходимых для каждой буквы. Цвет буквы совпадает с цветом фишки. Ребята должны сложить собранные фишки и все вместе выложить слово «ДРУЖБА». [2]

Обсуждение: Как вы понимаете пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей?» Вы все старались набрать как можно больше фишек, но в итоге согласились сложить их вместе для общего дела. Что стало нашим кладом? Конечно, дружба! Деньги, клад могут исчезнуть, а настоящий друг всегда будет рядом: и в горе, и в радости.

Игра «Поиск клада»

Задачи: способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы, развитию дружбы между детьми в классе.

Психолог. Мы с вами разгадали тайну письма и теперь сможем найти настоящий клад. Для этого, надо сначала пойти прямо, затем повернуть один раз направо и два раза – налево.
Кладом могут быть наборы фломастеров и цветной бумаги. С их помощью дети обводят по контуру свою ладошку, вырезают и пишут на ней пожелания себе, друг другу, классу. Результатом творчества детей может стать коллективная работа из именных ладоней пожеланий.

Список литературы:

  1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  2. Башкирова Е. Тренинг общения // Воспитание школьников. – 2009. – № 3. – с. 39, 43.
  3. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4-х томах. – М.: Генезис.– Т.1. – 2000. – с. 78.
  4. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4–х томах. – М.: Генезис, Т.4. – 2000. – с. 27, с. 63.