Цели:
- Пропаганда ЗОЖ;
- Воспитание культуры питания.
Задачи:
- Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания
- Учить методам и приемам, помогающим сохранить и укрепить здоровье;
- Развивать познавательный интерес, позитивное отношение к сохранению своего здоровья.
Оборудование: иллюстрации, пословицы, поговорки на доске, раздаточный материал, различные виды круп, рецепты каш, слайдовая презентация.
Ход занятия
I. Приветствие.
Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики! Поприветствуйте меня те – кто хочет быть здоров!
Начнем наше занятие с того, что пожелаем друг другу здоровья.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Выбирать нужно только то, что сделает нашу жизнь разнообразной, интересной и будет полезно для здоровья и хорошего самочувствия.
– Ведь не даром говорится «Не всё полезно, что в рот полезло!»
СЛАЙД
1. Групповая работа (детям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы воздушные шары)
– Напишите на зеленом «шарике» все полезные привычки и правила, связанные с питанием, а на красном – вредные.
– Как вы считаете: какие привычки приносят пользу нашему здоровью? (Мыть руки перед едой; есть небольшими кусочками, не торопясь; не разговаривать во время еды; есть в меру; мыть фрукты и овощи; есть полезные продукты и т.д.)
– А теперь давайте проверим, все ли правила вы записали. СЛАЙД
2. А закрепим наши знания физкультминуткой «Что такое хорошо и что такое плохо».
(Да – хлопок над головой, нет – хлопок за спиной.)
На столе лежит еда.
Руки нужно вымыть? (Да.)
Перед обедом наелся конфет.
Так поступать полагается? (Нет.)
Мама на стол накрывает всегда.
Ты иногда помогаешь ей? (Да.)
Вилкою в общий залез винегрет.
Так поступать полагается? (Нет.)
– Запомни, что – нет, запомни, что – да,
И делать, как надо, старайся всегда.
– Если мы с вами будем выполнять эти правила, нашему организму будет легко работать, и мы будем чувствовать себя здоровыми и бодрыми.
Учитель. О чем сегодня будет наш разговор вы узнаете выполнив задание
3. Дополни высказывания СЛАЙД (на слайде высказывания «разорваны», нужно найти правильное продолжение)
Проверим правильность высказыванийСЛАЙД
Густая каша семьи не разгонит.
Кашу есть — зубов не надо.
Горе наше, что без масла каша.
Кашу маслом не испортишь.
Хороша кашка, да мала чашка.
А еще: (выдержки на доске)
Кашу ешь, а ножом не режь.
Нет щей, так каши больше лей.
Ведущий: А как вы понимаете данные пословицы? (ответы детей)
III. Основная часть.
– Сегодня наш разговор пойдёт о каше.
– Мы узнаем:
- какие крупы существуют,
- откуда берётся крупа,
- как правильно варить кашу,
- какие добавки сделать, чтобы каша была ещё вкуснее.
- А так же научимся распознавать виды круп.
Тема нашего урока « Русская каша – сила наша» СЛАЙД
1. Сценка. Что на завтрак?
Снова каша!
Бабушка:
Ох не любит её маша
Набивает полный рот,
А в живот всё не идёт.
Что же делать? Как же быть?
Без неё ведь не прожить:
Ловкость , силу придаёт
Так что отправляйся в рот!
Но руками Маша машет…
Маша: не хочу я кашу вашу!
2. Учитель. Расскажите: а что вы любите есть на завтрак?.. (ответы детей)
– Я заметила, что почти никто не упомянул о каше.
Ночной перерыв в приеме пищи – самый длительный. Поэтому, как только организм пробуждается, ему сразу требуется большое количество энергии. Наиболее подходящее блюдо для завтрака – каша: она содержит необходимое количество питательных веществ. Как вы думаете: почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»? (Так говорят о хилых, слабых людях.) Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь каждого знаменательного события. У русских князей существовал странный обычай – в знак примирения между врагами варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».
Как появилась каша на нашем столе?
– Кто из вас хоть раз в жизни каши не попробовал?
И даже праматерью хлеба величают ее в народе. Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует, отругали нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб.
Отсюда и русская пословица: «Хлеб – батюшка, а каша—мать наша».СЛАЙД
– На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место на столе русского народа, она являлась основным блюдом, как богатых, так и бедных людей.
– А чтобы узнать из чего получается крупа – мы должны отгадать загадку.
Весь из золота отлит
Он на солнышке стоит СЛАЙД (колос),
Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок, в котором собирается много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили – достали из них зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу.
3. Физкультминутка «Зернышко»
Облако, облако!
Белое, хорошее,
Подари нам, облако, капельку дождя,
(дети поднимают руки вверх)
Маленькое зернышко
Нами в землю брошено,
(дети изображают сеятелей)
Маленькому зернышку
Без воды нельзя
(дети через стороны поднимают руки вверх)
4. А какие крупы вы знаете? (Ответы детей.)
– Сегодня мы познакомимся с различными крупами, но что бы узнать о какой крупе мы будем говорить, нужно отгадывать загадки.
Задание «Отгадай-ка»:(в рассказах о крупах задействованы учащихся –задание даётся заранее. После выступления информация вывешивается на доску)
Черна, мала крошка
Соберут немножко
В воде поварят
Кто съест, похвалит (гречневая) СЛАЙД
Ученик 1. Одна старинная русская сказка рассказывает...
У одного царя родилась дочь красы неописуемой. Царская дочь получила имя Крупеничка. Когда она выросла, напали на страну враги и увезли красавицу в плен. Только умерла она на чужбине от тоски по родному краю и, обернувшись зернышком, возвратилась домой.
В память о красавице народ назвал зерна «крупеничкой». А еще у зернышек было имя «черный рис». И, наконец, прозвали темные зернышки «греческой травой», а короче — «гречихой». И вовсе не потому, что это растение родом из Греции. Точно известно, что родом оно с юга. А про все южное в те времена говорили — «греческое».
Каждый год — 26 июня — крестьяне в деревне угощали друг друга и гостей гречневой кашей, и отправлялись в поле сеять гречиху.
- Ее любят маленькие дети,
Самая вкусная на свете. (Манная)СЛАЙД
Ученик 2. Казалось бы, что может быть проще манной каши. Но фантазия и мастерство русских кулинаров превратили и это прозаическое блюдо в подлинный шедевр. В кашу добавляли сухофрукты, карамель, варенье.
Все началось с того, что граф Гурьев попробовав красиво оформленную кашу, был приятно удивлен – такой вкусной каши Гурьев не ел никогда. А позже в кулинарных книгах она звалась «Гурьевской». Хотя имя действительного изобретателя звали Захар Кузьмин, и придумал он кашу поистине чудесную.
- Называют ее кашей красоты,
Полюби ее и ты. (Овсяная)СЛАЙД
Ученик 3. Это может показаться удивительным, но все то, что необходимо нашему организму, находится в овсяной каше. А если утром съесть ее натощак, она поможет взбодриться после сна. Кто хочет сохранить свою красоту, то нужно есть каждый день овсяную кашу на воде. Она улучшает цвет лица, волосы быстрее растут и становятся блестящими, укрепляются кости и еще много-много можно сказать о достоинствах овсяной каши.
- Белые зернышки во рту тают,
О Китае вспоминают. (Рис)СЛАЙД
Ученик 4. В некоторых странах, как Индия, Китай, Корея, Япония, в основном питаются рисом. Он для них, что для нас, русских, хлеб.
О рисе сложено немало легенд. И в одной легенде рассказывается, как он появился на земле.
В некотором царстве, в некотором государстве жил храбрый юноша. Решил однажды юноша отправиться в гости на небо. Там он увидел семена риса, сушившиеся на солнце. Богу стал потчевал гостя яствами из риса. Юноше очень понравилось угощение, но духи, которые охраняли вход в небесное царство, не дали ему взять с собой зерна на землю – это, мол, пища богов, и людям ее есть не полагается.
Но юноша придумал одну хитрость – прошел босиком по зернышкам, которые сушились на солнце. И несколько зерен застряло между пальцами. Так рис очутился на земле. А еще в легенде говорится, что люди, которые ели его вволю становились умными и сильными, как боги.
Легенда легендой, а на самом деле родина риса — Индия.
- Разваренные крупинки
Сверкают, словно жемчуга.
Эта каша любимая моя. (Перловая)СЛАЙД
Ученик 5. На самом деле эту кашу особенно любил царь Петр I. А почему «перловая»? «Перл» — с французского языка означает жемчуг. А что общего у жемчуга с кашей, сваренной из ячменных круп? Но если присмотреться, то разваренные крупинки сверкают как бусинки жемчуга. Вот откуда столь красивое название у вкусной каши из ячменной крупы.
- Мелкие зернышки
Напоминают солнышко.
Желто в горшке,
Сытно в брюшке. (Пшено) СЛАЙД
Ученик 6. Широко славилась пшенная каша на Руси. Изготовлялась она из проса и готовилась повсеместно. Жаль, что сейчас пшено не пользуется спросом как раньше. А ведь когда-то чугунок с кашей, «сотворенной» в русской печи, ставили на стол как угощение — для взрослых и детей.
Ведущий. А уж как смекалист был русский народ.
– Вы уже читали русскую сказку «Каша из топора», где и как раз и говорится про пшенную кашу.
Тот, кто полагает, что угостить гостя дорогого кашей стыдно, заблуждается. Каша исстари была после щей вторым по авторитету блюдом на русском столе. «Щи да каша — пища наша» — гласит русская пословица, и даже иностранный гость, приехав в нашу страну, не откажется от русской кашки.
– Любую кашу можно сделать вкусной.
– Слышали поговорку «Кашу маслом не испортишь»?
Я думаю, всем вам знакомо имя великого полководца Александра Васильевича Суворова. Так вот во время одного военного похода запасы продовольствия подходили к концу – оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречки. Задумавшись над тем, как же накормить голодных солдат, Суворов отдал приказ: все варить в общем котле, добавив лук и масло. Оказалось очень вкусно. Так родился знаменитый рецепт суворовской каши.
5. Пальчиковая гимнастика.
Обнялись ладони наши
– Видно, съели много каши.
Они жмут, и жмут, и жмут...
Кто же самый сильный тут?
6. А что бы узнать без чего вкусной каши не бывает нужно угадать загадки. СЛАЙД
-
Что всегда поверх каши лежит?(Масло)
-
Не едят меня одну,
и без меня ничего не едят.(Соль) -
Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег. (Молоко) -
Я бел, как снег,
-
В чести у всех
И нравлюсь вам
Во вред зубам. (Сахар)
7. А что бы вы добавили в кашу?
– Для того чтобы улучшить вкус каши, а также изменить ее цвет, сделать внешний вид более привлекательным, в нее добавляют изюм, орехи, фрукты, ягоды, варенье. СЛАЙД
- Но не только эти продукты в кашу идут. Я буду называть продукты для приготовления каши, а вы будете говорить «Да», а, которые не идут для каши — «Нет».
На «Да»– хлопок над головой; «нет»– встаём
Сорока-белобока
Задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла: Парное молоко... (Да)
Куриное яйцо... (Нет) Крупа манная... (Да)
Капуста кочанная... (Нет) Соленый огурец... (Нет)
Мясной холодец... (Нет) Сахар да соль... (Да)
Белую фасоль... (Нет) Масло топленное... (Да)
Рыбка соленая... (Нет) Лавровый лист... (Нет)
Китайский рис... (Да) Чернослив и изюм... (Да)
Шоколадный лукум... (Нет) Перец болгарский... (Нет)
Соус татарский... (Нет) Клубничное варенье... (Да)
Бисквитное печенье... (Нет)
Молодцы, ребята!
8. Игра «Угадай крупу»
А сейчас игра для вас
Угадай крупу у нас.
Крупа разложена по тарелкам. Нужно угадать крупу на ощупь.
9. А кто рискнет сказать такую скороговорку...
Угощает Пашу Маша —
Кушай, кушай кашу Паша
После каши простоквашу
Станешь крепче, станешь краше.
Дети говори скороговорку, лучшие – получают сувениры-каши быстрого приготовления в пакетиках.
10. Игра «Разберем крупу»
Детям ведущая раздает тарелки со смешанной крупой (гречка, рис, перловая). На слова...
Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша сладкая с песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
...на последние сказанные слова ведущая смотрит в тарелки детей.
Кто больше и лучше разобрал крупу – выигрывает.
11. Что бы подготовить наши глазки к следующему заданию проведем упражнения для глаз. Офтальмотренажёр СЛАЙД
IV. Заключительная часть
1. Заполнить карточку. Побеждает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. (приложение 1)
Проверка. СЛАЙД
Растения | Зерно, крупа | Каша |
Просо | Пшено | Пшенная |
Пшеница | Манная крупа | Манная (очень калорийная, хорошо ее съесть перед серьезными нагрузками контрольной, соревнованием) |
Пшеничная крупа | Пшеничная | |
Ячмень | Перловая крупа | Перловая |
Овес | Овсяная крупа, овсяные хлопья (геркулес – хлопья, подвергнутые специальной обработке, усваиваются организмом значительно лучше, чем крупа) | Овсяная (очень полезна) |
Гречиха | Гречка | Гречневая (наиболее полезна) |
Рис | Рис | Рисовая |
Ведущий: – Ну что Маша, узнала ты что-то новое о каше?
2. Продолжение сценки.
Маша:
Так много интересного узнала о кашах
Каша мне нужна для силы,
Чтобы я была красивой
Каша– чтобы умной быть
Что ещё мне не забыть?
Каша, чтобы не болела,
Чтобы делать всё умела
Вроде я про всё сказала.
Не бывает каши мало!
3. Итоги урока:
- Какие выводы вы сделали по теме занятия «Русская каша– сила наша»?
- Что нового вы узнали ?
- Что больше всего запомнилось?
- Какие правила питания вы дополните в наши шарики?
А призом для вас станут рецепты каш из круп, которые вы сегодня узнали. СЛАЙД Надеюсь, что вы обязательно приготовите эти блюда вместе с родителями. (приложение 2)
Наш урок закончен! Спасибо за внимание!
Будьте здоровы!