Целевые установки урока:
Предметные:
- расширить кругозор учащихся о малых жанрах русского фольклора;
- показать самобытность народа, которая проявляется в устном народном творчестве: песнях, сказках, потешках, загадках, пословицах, поговорках;
- раскрыть мудрость, поучительный смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;
- обогатить речь учащихся с помощью различных жанров фольклора;
Метапредметные:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоционально- активное восприятие;
- реализация собственных творческих замыслов в различных жанрах фольклора;
- формирование целостности восприятия и представления об окружающем мире через межпредметные связи уроков литературного чтения и музыки.
- обучение умению анализировать смысл загадок, пословиц, поговорок;
Личностные:
- воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за достижения отечественного музыкального искусства, уважения к истории и духовным традициям России;
- создать условия для воспитания уважительного отношения к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного;
- помочь почувствовать непреходящую ценность русского культурного наследия;
- развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Ход урока
1. Мотивация к уроку:
Вашему вниманию на экране представлены предметы (Береза, балалайка, матрешка, медведь). Слайд 2
Как вы думаете, что их объединяет? (это символы России)
“Плывут над Родиной года,
но неизменно хороша
Игрушка русского народа,
как и сама его душа”.
И действительно, широта русской души, доброе и ясное лицо, характер русского человека отражается во внешнем облике матрешки.
Матрешка - не только символ России, но символ русского народного творчества. Она сегодня будет нашей помощницей на уроке.
Как мы называем устное народное творчество? (фольклор)
Заглянем в словарь С.И.Ожегова Слайд 3
Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы.
Фольклор, в переводе с английского языка, означает “народная мудрость, народное знание”.
Образуйте родственные слова (Фольклорный, Фольклорист) Слайд 4 -6
Фольклорный элемент на букву Л - 5 букв – леший, кощей (жанр, стиль в одежде, ансамбль
Значение слова Фольклорист по Ожегову:
Фольклорист - Специалист по фольклору. Слайд 7
Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами.
Сегодня мы обобщим наши знания по теме “Мир русского фольклора”. Каждый из вас принял активное участие в нашей совместной исследовательской деятельности в области русского фольклора. Сможете ли вы назвать себя Фольклористом, специалистом по фольклору, судить вам по окончании нашего урока.
2. Работа по теме урока.
Учитель достает матрешку и выкладывает по одной куколке и задает вопрос.
- Какие жанры русского фольклора вы помните?
Песни (колыбельные, исторические песни, игровые, хороводные и плясовые песни, частушки). Детский фольклор (заклички, дразнилки, потешки, прибаутки, считалочки). Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, сказки, предания, легенды, былины.
Народная песня
Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью. Я говорю о колыбельной песенке, потешках, дразнилках, считалочках, закличках.
Наш разговор о песне продолжит творческая группа, которая работала с Л.А.
- Вы знаете, что такое песня?
- Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого - народ. Слайд 8
- Русский народ славится своими красивыми, задушевными, с глубоким смыслом песнями, дающими тему для размышления
Творческая группа, которая работала с Л.А., расскажут нам об этой разновидности фольклора.
- Как создавалась народная песня?
Песня сопровождала всю жизнь народа. С момента рождения и до смерти. Родился ребёнок и услышал колыбельную, затем прибаутки, потешки. Зазвучали песни во время игр, праздников, во время работы. Произошло какое-то событие, рассказала о нём песня.
Так появились разные жанры народных песен.
- Какие жанры вы можете назвать?
(песни колыбельные, трудовые, солдатские, исторические, обрядные, плясовые и хороводные).
- Но, несмотря на многообразие народных песен, они имеют общие черты, особенности. – Какие?
Они очень мелодичные, распевные, протяжные, исполняются чаще всего хором.
Мы приготовили хороводную песню “Во поле берёза стояла”. Берёзка - символ России, а также в старину так называли... Кого?
- девушку, русскую красавицу.
Хоровод – это песня – танец, и тоже символичный. – Круг.
- символизирующий солнце, которое в старину очень почитали и преклонялись.
(Звучит и исполняется хоровод).
Мы приготовили ещё народную песню. А вам нужно узнать, к какому жанру относится песня и сказать, когда и кому пели такие песни.
Девочки поют песню, укачивая кукол. Слайд 10
Люшеньки-люли
Прилетели гули.
Стали гули ворковать,
Мою деточку качать.
Баю – бай, баю – бай,
Дочка, глазки закрывай.
А – а – а!
Какую песню вы сейчас услышали? Когда поют такие песни?
Колыбельные. Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка.
А вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?
(Ответы детей).
Потешки. Слайд 11
Вместе с колыбельными песенками в жизнь ребёнка входят потешки – песенки и стишки к первым играм ребёнка с пальцами, ручками и ножками.
Послушайте потешки в исполнении детей:
Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят:
А лады, лады, лады, не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт.
Топ, топ, топ.
Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:
Сорока, сорока, сорока белобока,
Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.
Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдали.
Какое назначение у потешки?
Позабавить ребёнка. Потешка помогает учить жестам, действиям.
Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением.
Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?
Васенька, кашка, детки.
Заклички. Слайд 12
У наших предков была сильная связь с природой, они одухотворяли ее. В непростые времена люди за помощью обращались к силам природы. Например, в засушливое лето наши предки призывали дождик:
Кто помнит обращение к дождику?
Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей —
Ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки
И зеленые листочки!
Вот такие стихи мы называем закличками, от слова кликать, т.е. звать.
Что же такое закличка?
Считалочка Слайд 13
Наши предки много и тяжело работали, обрабатывали и возделывали землю, строили себе жилище, шили и украшали свою одежду. Но они всегда находили время для отдыха, сами придумывали игры. А чтоб не было ссор во время игры, сочиняли считалки.
Кто знает считалочки? Что такое считалочка?
Считалка - это стихотворение, которое учит распределять права и обязанности в игре.
С помощью считалочки выберем ведущего, который проведет с нами физкультминутку.
Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто её возьмёт –
Тот и вон пойдёт
Время физминутки (народные игры)
Поговорки, пословицы. Слайд 14
Кроме песен, живут в народе тысячи и тысячи весёлых, лукавых, мудрых изречений. Их называют крылатыми выражениями. Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. Это пословицы и поговорки. Без пословицы и речь не молвится. Знание пословиц и поговорок обогащает речь человека, помогает ему находить точные и остроумные ответы на вопросы. “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка”, - так говорили наши предки.
Вспомним определение пословицы и поговорки. (экран)
Поговорка – устойчивое изречение, особо краткое, не составляющее законченного высказывания. (легок на помине, как снег на голову, бить баклуши, Береги нос в большой мороз.)
Пословица - это краткое народное изречение, в которой отражается народная мудрость и жизненный опыт. Обычно пословица состоит из двух или трех частей. В первой части содержится меткое описание явления или предмета, а во второй — его выразительная оценка.
А пословицы вы какие-нибудь знаете? Назовите.
Ребята называют пословицы.
Поработайте в парах и выскажите свое предположение. Фраза “Заруби себе на носу”. Это пословица или поговорка? Слайд 15
Это поговорка.
Как определили? Предположения детей.
О чём эта поговорка?
Есть еще одна поговорка: “Заруби себе на носу”.
Это означает, что надо запомнить что-то крепко-накрепко, навсегда.
Слово нос в этой поговорке не означает наш обычный нос, орган дыхания. Как это не странно, оно означает “маленькая дощечка для записи”. В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и делали на них всевозможные заметки, зарубки на память. Эти дощечки и называли носами.
Существует очень много пословиц на разные темы. В них выражен характер народа, его ум, наблюдение за жизнью.
Творческая группа, которая собирала материал о пословицах и поговорках подготовила для вас задание:
Сейчас вы попытаетесь найти вторую половину к пословице. (Ребята из группы раздают задания) Работа в группах
Игра “Найди вторую половинку”.
1) Своя земля и в горести мила.
- О чем первая пословица?
(...о любви к Родине, к России, к своему городу или деревне).
А какие пословицы о Родине вы знаете? Приведите примеры.
- Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
2) Пчела мала, а и та работает.
- О чем вторая пословица?
(...о труде, приводят свои примеры).
А какие пословицы вы знаете? Приведите примеры.
- Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
- Где охота и труд там поля цветут.
3) Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- О чем третья пословица?
(...об учении).
А какие пословицы вы знаете? Приведите примеры.
- Ученье - свет, а неученье - тьма.
- Грамоте учиться - всегда пригодится.
- Учиться никогда не поздно.
- Хорошая книга - лучший друг.
- Чтение - лучшее учение.
4) И лес шумит дружней, когда деревьев много.
- О чем третья пословица?
( ... о дружбе)
А какие пословицы вы знаете? Приведите примеры.
- Дерево держится корнями, а человек друзьями.
- Старый друг лучше новых двух.
- Нет друга - ищи, нашёл - береги.
Слайд 17
У каждого народа свои поговорки – свой фольклор. Например:
У нас: “Молчание – золото”, у японцев “Молчание – цветы”
Я предлагаю вашему вниманию пословицы разных народов.
Прочитайте пословицы. Определите их тему. Галочкой отметьте русскую. Пословицу. Докажите свою мысль.
- Один друг лучше ста священников (французская)
- Из старого врага не сделаешь друга. (турецкая)
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь. (русская)
- Обидеть друзей - угодить врагам. (персидская)
- Хороший друг без зова приходит. (эстонская)
- Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)
- Верный друг и через век будет другом. (азербайджанская)
- Дерево без корня что человек без друга. (адыгская)
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.
Загадки. Слайд 18
Опишу я вам предмет,
Угадайте, дав ответ.
Я сама же жду разгадки,
Потому что я...
На экране слово загадка. Как вы думаете, от какого слова произошло слово загадка?
Само название жанра “загадка” происходит от слова “гадати”- думать, рассуждать.
Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.
Какова роль загадки?
Развлекает, учит сообразительности, испытывает ум.
Я предлагаю каждому из вас пройти испытание загадкой.
Всем раздается кроссворд, ребята заполняют кроссворд.
- Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. Корова.
- Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. Собака.
- Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки. Гусь.
- Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. Лошадь.
- Мохнатенька, усатенька, лапки мягонькие, а коготочки востры. Кошка.
- Шапочка красненькая, кафтанчик рябенький, ходит по двору, квохчет. Курица.
Слайд 19 “Проверь себя” Звук из программы “Что? Где? Когда?”
Подумайте, какой предмет спрятан в черном ящике: учит, воспитывает, заставляет думать, развлекает.
Существует великое множество загадок о книге, но я предлагаю Вам сочинить свою загадку и представить ее нам.
Работа по группам.
Скороговорки. Слайд 22
Что такое скороговорка?
Скороговорка - фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка, для вырабатывания правильного произношения.
Для чего нужны скороговорки?
Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей.
Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более выразительной, разборчивой и внятной
Ребята из группы раздают скороговорки, участники по очереди произносят их.
Давайте с вами потренируемся в произношении скороговорок, чтобы и наша речь была внятной и выразительной.
Игра “Скажи быстрее” (работа в парах) Слайд 23
- У Сашки в кармашке шишки да шашки.
- Цыплята и курица пьют чай на улице.
- Зоиного зайку зовут Зазнайка.
3. Закрепление материала.
Фольклор – это многообразие русского народного творчества. Мы вспомнили о русской народной песне, потешках, считалках, скороговорках, загадках, пословицах и поговорках.
И сейчас вам предстоит оценить себя. Если вы правильно определяете фольклорный жанр, то вам присваивается звание “Почетный фольклорист 2 “А”, если допускаете ошибки, то нам предстоит еще уделить этому разделу свое время и внимание.
Слайд 24
- Выходи, народ, становись у ворот – весну встречать, зиму провожать (закличка).
- Чужая сторона, что весна без цветов (пословица).
- Баю, баю, баюшок, кладу Машу на пушок - на пуховую кровать, будет Маша крепко спать. (колыбельная песня)
- Неизвестно, где живёт,
полетит – деревья гнёт (загадка). - “Молчание – золото”, (поговорка)
- Дятел дуб долбил, да не выдолбил (скороговорка).
Выдача наград “Почетный фольклорист 2 “А”
Мы побывали в удивительном и прекрасном мире народной мудрости – мире фольклора. В нём звучала песня, детский фольклор, загадка и пословица, скороговорка. (собрать матрешку). Нам еще многое предстоит узнать о фольклоре, рамки урока не позволили нам поговорить о сказках, притчах, былинах, преданиях, о народном театре скоморохов.
Передавая матрешку как символ
- Хотел бы ты продолжить изучение этой темы?
- Что нового ты узнал?
- Что на уроке было как всегда?
- На каком этапе урока тебе было особенно интересно?
Я хочу пожелать вам: изучайте русский фольклор, ваша речь станет богаче, фольклор учит человека мыслить. Ведь за всеми этими символами нужно уметь увидеть и различить скрытую мудрость, скрытый смысл. Человек, научившийся правильно читать символику фольклора, будет мудрым, ему откроются жизненные истины для счастья.
и помните: Век живи – век учись. Слайд 24
- Учись доброму – так худое на ум не пойдет
Исполнение народной песни.