Цели урока:
- Образовательная: актуализация правил сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, определение роли, которую играет положение запятой в математике.
- Развивающая:создание условий для развития интереса к предмету, развития математического мышления, умения анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность; умения быстро мыслить и быть внимательным.
- Воспитательная: формирование навыкааккуратной записи десятичных дробей,воспитание дружеских взаимоотношений в классе и умения работать в коллективе.
Вид урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование урока: компьютер,мультимедийный проектор, экран,презентация в PowerPoint, раздаточный материал (карточки с заданиями).
Используемые технологии: здоровьесберегающая, дифференцированного подхода, развивающего обучения, парной и групповой деятельности, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения.
Структура урока
№ |
Этап урока |
Содержание (цель) этапа |
Время (мин) |
1 |
Организационный момент | Положительный настрой на урок. Создание условий для успешной совместной деятельности. | 1 |
2 |
Вступительное слово учителя | Показ фрагмента из мультфильма. | 2 |
3 |
Актуализация опорных знаний | Проверка знаний и умений учащихся посредством устных упражнений. | 7 |
4 |
Работа в группах | Решение практико-ориентированных типичных задач и задач повышенной сложности с целью формирования умений и навыков и развития интереса к предмету. | 12 |
5 |
Физкультминутка | Упражнения с целью снятия напряжения и создания положительного настроя на самостоятельную работу. | 2 |
6 |
Самостоятельная работа | Проверка знаний и умений по теме “Действия с десятичными дробями” с последующей взаимопроверкой. | 10 |
7 |
Подведение итогов | Формулирование учащимися вывода о необходимости и значимости запятой в жизни людей. | 2 |
8 |
Рефлексия | Создание условий для познания учеником самого себя, психологического комфорта с учётом индивидуальности каждого ребёнка. | 3 |
9 |
Домашнее задание | Ознакомление учащихся с домашним заданием. | 1 |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Решение задач – практическое искусство, которое требует напряжения ума, воспитывает упорство, развивает любознательность, смекалку. Перечисленные качества необходимы человеку, ведь, как говорится в известной пословице: “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”. Сегодня мы заканчиваем изучение десятичных дробей; на предыдущих занятиях вы уже многому научились, и завершающий урок мы посвятим действиям с десятичными дробями.
Фрагмент мультфильма (Приложение, слайд 2).
Всем известно, какое большое значение имеет запятая на письме. Но, задумывались ли вы, ребята, как велика роль этого маленького знака – запятой – в математике?
Оказывается, мы часто недооцениваем запятую, относимся к ней пренебрежительно. В то же время, знание того, где, когда и как правильно ее использовать, помогает нам избежать множества неприятностей. И сегодня, выполняя задания с десятичными дробями, мы в этом убедимся.
Итак, ребята, какие цели урока мы для себя определим? (Приложение, слайд 3).
III. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос (Приложение, слайд 4,5).
– сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей;
– сформулируйте правило умножения десятичных дробей;
– сформулируйте правило деления десятичных дробей.
Устная работа “Думай и рассуждай” (Приложение, слайд 7–10).
1. Найди ошибку:
а) 8,5+ 2 = 8,7
б) 0,52 – 0,3 = 0,22
в) 0,1 – 0,003 = 0,07
г) 0,006 : 10 = 0,06
д) 0,5 * 0,4 = 0,2
2. Вставить вместо многоточия число:
3. Расставьте правильно запятые, чтобы равенство было верным:
34 + 26 = 6
4 + 207 = 6,07
53 + 16 = 21,3
847 – 347 = 5
74 – 38 = 7,02
68 – 5 = 1,8
4. Три пары спортсменов при выступлении показали приблизительно равные результаты: 36,7; 36,716; 36,71. Определите, как распределились их места.
IV. Групповая работа (решение задач по группам и уровню сложности) (Приложение, слайд 12-15).
Задача 1.
В каждом государстве имеется своя денежная единица. В России это один рубль, в США – 1 доллар. Люди часто используют более мелкие единицы: 1 копейку (0,01 рубль), 1 цент (0,01 доллар). При переезде из государства в государство часто приходится обменивать деньги. Сейчас за 1 доллар США наши банки дают 32,45 руб. Сколько российских денег надо заплатить за 10, 100, 1000 долларов? Сколько будет стоить планшет в России, если в Америке он стоит 120 долларов? (Решение: 120*32,45 = 3894).
Задача 2.
Три неразлучных друга Ваня, Коля и Петя – решили узнать свой вес. Но шкала весов до 35 килограммов была повреждена, и показания в ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому Ваня взвесился сначала с Колей, получилось 62,4 кг; затем с Петей, получилось 57,5 кг, затем взвесились все вместе и получили 96,7 кг. Какова масса каждого из них в отдельности?
Решение:
1. 96,7 – 62,4 = 34,3 кг весит Петя;
2. 96,7 – 57,5 = 39,2 кг весит Коля;
3. 62,4 – 39,2 = 23,2 кг весит Ваня.
Задача 3.
Валя, Нина и Наташа зашли в магазин, решили купить шоколадку стоимостью 35 рублей. У Вали и Нины было 30,6 руб., у Вали и Наташи – 23,8 руб., а у Нины и Наташи – 19,6 руб. Хватит ли денег на шоколадку у девочек? Сколько денег было у каждой?
Решение:
1. 30,6 + 23,8 + 19,6 = 74 (р) – удвоенная сумма денег у девочек;
2. 74 : 2 = 37 (р) – было всего денег у девочек вместе;
3. 37 – 30,6 = 6,4 (р) – у Наташи;
4. 37 – 23, 8 = 13,2 (р) – у Нины;
5. 37 – 19,6 = 17,4 (р) – у Вали.
Задача 4.
Из двух пунктов, расстояние между которыми 50 км, выехали одновременно навстречу друг другу два всадника. Скорость одного 10,6 км/ч, а скорость другого 14,4 км/ч. Вместе с первым всадником выбежала собака, скорость которой 18, 2 км/ч. Встретив второго всадника, она повернула назад; добежав до первого всадника, она снова повернула назад и бегала до тех пор, пока всадники не встретились. Сколько километров пробежала собака до встречи всадников?
Решение: По необходимости можно задать вопросы:
1) Как можно найти расстояние, которое пробежала собака?
[Умножить ее скорость на время бега]
2) Как найти время бега собаки?
[Оно равно времени движения всадников до встречи]
3) Как найти время движения всадников до встречи?
[Нужно расстояние, которое они проехали до встречи, разделить на скорость их сближения]
1) 10,6 + 14,4 = 25 (км/ч) – скорость сближения всадников;
2) 50: 25 = 2 (ч) – время до встречи;
3) 18,2 *2 = 36,4 (км) – пробежит собака.
5. Представление результатов групповой работы.
6. Физкультминутка (Приложение, слайд 16).
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок,
Разминаем шею. Стой!
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
7. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. (Приложение, слайд 17,18).
1 вариант |
2 вариант |
1) 4,25 · 0,16 | 1) 2,25 · 0,32 |
2) 600- (8,671-2,271) · 2,05 - 7,68 | 2) 500 – 5,32 + 3,05 · (9,438-5,238) |
3) 173,8 : 10 | 3) 18,46 : 10 |
4) 8,4 : 21 | 4) 6,4 : 8 |
8. Итог урока
Значение десятичных дробей в жизни людей огромно.
В каких областях они нужны? (ответы детей).
“С их помощью” строят дома, лечат людей, измеряют время, в спортивных состязаниях решающую роль играют сотые доли секунды. Значение десятичных дробей трудно переоценить.
9. Рефлексия урока
- Какие знания помогали вам на уроке?
- Что нового узнали вы на уроке?
- Кого из учащихся хотелось бы особо отметить и почему?
- Как оцениваете свою работу на уроке?
10. Домашнее задание
- № 862; 859; 844 (а, б).
- Творческое задание. Историческое путешествие в страну десятичных дробей (сказка, рассказ, доклад и др.)
Используемая литература и интернет-ресурсы.
- Зубарева И.И. Математика. 5 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 8-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2012. – 264с.
- Математика. 5–6 классы: методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 3-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2008.
- Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов/Минаева С.С.-2-е изд., исправл.- М.: Издательство “Экзамен”, 2011. – 126, (2)с.
- http://pedsovet.su/load/136-1-0-13318