Действия с десятичными дробями

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Цели урока:

  • Образовательная: актуализация правил сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, определение роли, которую играет положение запятой в математике.
  • Развивающая:создание условий для развития интереса к предмету, развития математического мышления, умения анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность; умения быстро мыслить и быть внимательным.
  • Воспитательная: формирование навыкааккуратной записи десятичных дробей,воспитание дружеских взаимоотношений в классе и умения работать в коллективе.

Вид урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование урока: компьютер,мультимедийный проектор, экран,презентация в PowerPoint, раздаточный материал (карточки с заданиями).

Используемые технологии: здоровьесберегающая, дифференцированного подхода, развивающего обучения, парной и групповой деятельности, самодиагностики и самокоррекции результатов обучения.

Структура урока

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время (мин)

1

Организационный момент Положительный настрой на урок. Создание условий для успешной совместной деятельности.

1

2

Вступительное слово учителя Показ фрагмента из мультфильма.

2

3

Актуализация опорных знаний Проверка знаний и умений учащихся посредством устных упражнений.

7

4

Работа в группах Решение практико-ориентированных типичных задач и задач повышенной сложности с целью формирования умений и навыков и развития интереса к предмету.

12

5

Физкультминутка Упражнения с целью снятия напряжения и создания положительного настроя на самостоятельную работу.

2

6

Самостоятельная работа Проверка знаний и умений по теме “Действия с десятичными дробями” с последующей взаимопроверкой.

10

7

Подведение итогов Формулирование учащимися вывода о необходимости и значимости запятой в жизни людей.

2

8

Рефлексия Создание условий для познания учеником самого себя, психологического комфорта с учётом индивидуальности каждого ребёнка.

3

9

Домашнее задание Ознакомление учащихся с домашним заданием.

1

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Решение задач – практическое искусство, которое требует напряжения ума, воспитывает упорство, развивает любознательность, смекалку. Перечисленные качества необходимы человеку, ведь, как говорится в известной пословице: “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”. Сегодня мы заканчиваем изучение десятичных дробей; на предыдущих занятиях вы уже многому научились, и завершающий урок мы посвятим действиям с десятичными дробями.

Фрагмент мультфильма (Приложение, слайд 2).

Всем известно, какое большое значение имеет запятая на письме. Но, задумывались ли вы, ребята, как велика роль этого маленького знака – запятой – в математике?

Оказывается, мы часто недооцениваем запятую, относимся к ней пренебрежительно. В то же время, знание того, где, когда и как правильно ее использовать, помогает нам избежать множества неприятностей. И сегодня, выполняя задания с десятичными дробями, мы в этом убедимся.

Итак, ребята, какие цели урока мы для себя определим? (Приложение, слайд 3).

III. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос (Приложение, слайд 4,5).

– сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей;

– сформулируйте правило умножения десятичных дробей;

– сформулируйте правило деления десятичных дробей.

Устная работаДумай и рассуждай” (Приложение, слайд 7–10).

1. Найди ошибку:

а) 8,5+ 2 = 8,7

б) 0,52 – 0,3 = 0,22

в) 0,1 – 0,003 = 0,07

г) 0,006 : 10 = 0,06

д) 0,5 * 0,4 = 0,2

2. Вставить вместо многоточия число:

3. Расставьте правильно запятые, чтобы равенство было верным:

34 + 26 = 6

4 + 207 = 6,07

53 + 16 = 21,3

847 – 347 = 5

74 – 38 = 7,02

68 – 5 = 1,8

4. Три пары спортсменов при выступлении показали приблизительно равные результаты: 36,7; 36,716; 36,71. Определите, как распределились их места.

IV. Групповая работа (решение задач по группам и уровню сложности) (Приложение, слайд 12-15).

Задача 1.

В каждом государстве имеется своя денежная единица. В России это один рубль, в США – 1 доллар. Люди часто используют более мелкие единицы: 1 копейку (0,01 рубль), 1 цент (0,01 доллар). При переезде из государства в государство часто приходится обменивать деньги. Сейчас за 1 доллар США наши банки дают 32,45 руб. Сколько российских денег надо заплатить за 10, 100, 1000 долларов? Сколько будет стоить планшет в России, если в Америке он стоит 120 долларов? (Решение: 120*32,45 = 3894).

Задача 2.

Три неразлучных друга Ваня, Коля и Петя – решили узнать свой вес. Но шкала весов до 35 килограммов была повреждена, и показания в ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому Ваня взвесился сначала с Колей, получилось 62,4 кг; затем с Петей, получилось 57,5 кг, затем взвесились все вместе и получили 96,7 кг. Какова масса каждого из них в отдельности?

Решение:

1. 96,7 – 62,4 = 34,3 кг весит Петя;

2. 96,7 – 57,5 = 39,2 кг весит Коля;

3. 62,4 – 39,2 = 23,2 кг весит Ваня.

Задача 3.

Валя, Нина и Наташа зашли в магазин, решили купить шоколадку стоимостью 35 рублей. У Вали и Нины было 30,6 руб., у Вали и Наташи – 23,8 руб., а у Нины и Наташи – 19,6 руб. Хватит ли денег на шоколадку у девочек? Сколько денег было у каждой?

Решение:

1. 30,6 + 23,8 + 19,6 = 74 (р) – удвоенная сумма денег у девочек;

2. 74 : 2 = 37 (р) – было всего денег у девочек вместе;

3. 37 – 30,6 = 6,4 (р) – у Наташи;

4. 37 – 23, 8 = 13,2 (р) – у Нины;

5. 37 – 19,6 = 17,4 (р) – у Вали.

Задача 4.

Из двух пунктов, расстояние между которыми 50 км, выехали одновременно навстречу друг другу два всадника. Скорость одного 10,6 км/ч, а скорость другого 14,4 км/ч. Вместе с первым всадником выбежала собака, скорость которой 18, 2 км/ч. Встретив второго всадника, она повернула назад; добежав до первого всадника, она снова повернула назад и бегала до тех пор, пока всадники не встретились. Сколько километров пробежала собака до встречи всадников?

Решение: По необходимости можно задать вопросы:

1) Как можно найти расстояние, которое пробежала собака?

[Умножить ее скорость на время бега]

2) Как найти время бега собаки?

[Оно равно времени движения всадников до встречи]

3) Как найти время движения всадников до встречи?

[Нужно расстояние, которое они проехали до встречи, разделить на скорость их сближения]

1) 10,6 + 14,4 = 25 (км/ч) – скорость сближения всадников;

2) 50: 25 = 2 (ч) – время до встречи;

3) 18,2 *2 = 36,4 (км) – пробежит собака.

5. Представление результатов групповой работы.

6. Физкультминутка (Приложение, слайд 16).

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок,
Разминаем шею. Стой!
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.

7. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. (Приложение, слайд 17,18).

1 вариант

2 вариант

1) 4,25 · 0,16 1) 2,25 · 0,32
2) 600- (8,671-2,271) · 2,05 - 7,68 2) 500 – 5,32 + 3,05 · (9,438-5,238)
3) 173,8 : 10 3) 18,46 : 10
4) 8,4 : 21 4) 6,4 : 8

8. Итог урока

Значение десятичных дробей в жизни людей огромно.

В каких областях они нужны? (ответы детей).

“С их помощью” строят дома, лечат людей, измеряют время, в спортивных состязаниях решающую роль играют сотые доли секунды. Значение десятичных дробей трудно переоценить.

9. Рефлексия урока

  • Какие знания помогали вам на уроке?
  • Что нового узнали вы на уроке?
  • Кого из учащихся хотелось бы особо отметить и почему?
  • Как оцениваете свою работу на уроке?

10. Домашнее задание

  1. № 862; 859; 844 (а, б).
  2. Творческое задание. Историческое путешествие в страну десятичных дробей (сказка, рассказ, доклад и др.)

Используемая литература и интернет-ресурсы.

  1. Зубарева И.И. Математика. 5 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 8-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2012. – 264с.
  2. Математика. 5–6 классы: методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. 3-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2008.
  3. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов/Минаева С.С.-2-е изд., исправл.- М.: Издательство “Экзамен”, 2011. – 126, (2)с.
  4. http://pedsovet.su/load/136-1-0-13318