Цели:
- Опираясь на имеющиеся знания, ввести понятия равноускоренное движение, ускорение, единица ускорения.
- Учить учащихся рассуждать, опираясь на имеющееся знания, логически мыслить, делать выводы, приводящие в итоге к осознанию совершенно нового материала.
- Учить устанавливать зависимость между величинами, отвечать на поставленные вопросы.
- Воспитывать трудолюбие, терпимость, усидчивость.
- Развивать счетные навыки, умение применять знания законов математики при решении физических задач.
Оборудование: наклонная плоскость, шарик, брусок, презентация “равноускоренное движение. Ускорение”, учебник, рабочие тетради.
Ход урока
I орг. этап.
Мы знаем, что физика – наука о природе.
Вспомним слова Федора Ивановича Тютчева
Не то, что мните без природы:
Не слепок, не бездушный лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Слайд1 (презентация урока)
Да, у природы, есть свой язык, и мы должны его понимать. И мы с вами на каждом уроке физики, при изучении любого явления или закона учимся понимать язык природы. В природе все находиться в движении, ни чего не остается в покое. Движение тоже относится к явлениям . Тема нашего сегодняшнего урока: “Равноускоренное движение. Ускорение”. Что бы вы хотели узнать для себя на этом уроке?
Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужит стихотворение Пушкина.
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадокса друг....
Слайд 2
II. Целепологание.
А путь познания таков, открытие – исследование- объяснения. На предыдущих уроках мы с вами “открыли” для себя такие понятия как, траектория, путь, равномерное движение, скорость, а сегодня мы с вами “ откроем” для себя что такое равноускоренное движение, ускорение, единица ускорения и будем с вами решать задачи.
Слайд 3
III. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
Достичь поставленных задач могут только знатоки физики.
Для того, чтобы принять вас в знатоки вы должны ответить на следующие вопросы.
Слайд 4
Основные вопросы для повторения.
Слайд 5
Что характеризует скорость? Дается три варианта ответа учащиеся должны отметить правильный ответ на слайде (на интерактивной доске использую карандаш стрелочкой показывают правильный ответ).
Слайд 6
Подтверждения утверждения ранее на картинках.
Слайд 7
Назвать основную единицу скорости.
Слайд 8
Найти и исправить на интерактивной доске ошибку.
Слайд 9
Путь это - ...
Слайд 10
Равномерное движение...
Предлагаются 3 устных задачи на определение скорости, времени, пути.
Молодцы! Вы приняты в знатоки физики.
IV. Изучение нового материала.
В эпиграфе урока есть слова “ просвещенья дух”, их можно воспринимать, как теорию, а “опыт” как один из методов подтверждения теории.
Наше первое задание: проведем опыт. Наклонная плоскость, шарик и секундомер. (учителю помогают учащиеся в проведении опыта). Хорошо ребята вам было видно, прохождение шариком расстояние? Какой вы можете сделать вывод?
Вывод: шарик скатывается по наклонной плоскости за равные промежутки времени, проходит разное расстояние, при этом скорость увеличивается.
Вы можете охарактеризовать движение шарика? (Рассуждения уч-ся)
Слайд 11
Анимационный пример со школьником идущим в школу.
Показываем детям на рисунк6е расстояние , время, изменение скорости.
Предлагается учащимся самим сформулировать равноускоренное движение.
Приведите примеры равноускоренного движения.
Слайд 12
Определение равноускоренного движения.
Слайд 13
Вводится новая величина – ускорение. Формулируется определение и записывается формула.
Слайд 14 -15
Единица ускорения. За единицу ускорения принимают ускорение такого равноускоренного движения, при котором за 1с скорость изменяется на 1 м/с.
Например, если мотоцикл движется с постоянным ускорением 5 м/с, что это означает?
(что его скорость за 1 с изменяется на 5 м/с)
Ставятся проблемные вопросы. Ускорение имеет положительный знак и отрицательный.
Например, автобус трогается с остановки, то в этом случае ускорение будет увеличиваться, а если автобус подъезжает к остановке и затем останавливается, то в этом случае, что мы можем сказать об ускорении? (Оно уменьшается).
V. Закрепление нового материала.
Помните, что вы знатоки, перед вами стоит следующая задача. Решить жизненные задачи.
Слайд 16-17, работа с рабочей печатной тетрадью стр. 33 № 70, 71, 72
VI. Подведение итогов урока.
В начале урока мы говорили, что путь познания природы таков: открытие исследование - объяснение. На предыдущих уроках вы прошли I этап, а теперь подумайте и скажите, выполнили вы задачи сегодняшнего урока?
Выставление оценок.
Слайд.18
VII . Задание на дом.
Рефлексия. Слайд 19.
- Я сегодня на уроке открыл для себя...
- Мне понравилось на уроке то, что...
- На уроке меня порадовало...
- Я удовлетворён своей работой, потому что...
- Мне хотелось бы порекомендовать...
- Если бы я был учителем, то ...