Цель урока: создать условия для усвоения блока новой учебной информации.
Задачи урока:
- создать образ Европейского Севера и раскрыть его роль в хозяйственной и культурной жизни России;
- определить состав и особенности географического положения Европейского Севера;
- установить особенности природных условий и ресурсов Европейского Севера.
УМК:
- География. Россия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (Полярная звезда). Алексеев А. И., Болысов С. И., Николина В.В. И др. /под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2010.
- Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс. А.И.Алексеев. О.В. Гаврилов. Москва, Аст-Пресс, 2012гг.
- География. Мой тренажер. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /В.В.Николина; Рос.акад.наук, Рос.акад. Образования. –М.: Просвещение, 2010.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Приемы: работа с презентацией (активное слушание с опорой на визуальный ряд, формулирование вывода), составление визитной карточки района, заполнение контурной карты, работа в группе, работа с текстом и картами учебника и атласа.
Планируемые результаты:
- знать состав Европейского Севера, особенности географического положения, специфику природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
- уметь выделять особенности географического положения Европейского Севера, оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения, устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей, работать с картами, делать выводы.
Материалы к уроку: карты атласа (физическая карта Европейского Севера, административно-территориального устройства России, карта природных зон России), компьютер и проектор, коллекция полезных ископаемых, бумажные контуры Европейского Севера на каждого учащегося.
Структура урока:
- Организационный момент. Мотивация и целеполагание.
- Изучение нового материала. Осознание и осмысление.
- Закрепление.
- Рефлексия.
- Информация о домашнем задании.
Содержание урока:
1. Организационный момент. Мотивация и целеполагание
– Здравствуйте, ребята, сегодня за окном мороз
и хочется спросить вас, любите ли вы холод?
– Какие ассоциации возникают у вас при слове
«Север»?
– А может быть не так все и плохо, и есть хорошие
моменты, связанные с морозами и холодами. Сегодня
такие положительные стороны холодного климата
мы попытаемся найти, для этого попрошу вас
назвать экономический район, который и станет
темой нашего урока.
– Правильно, Европейский Север. Определите
задачи нашего урока и двинемся в путь. (Определить
состав и особенности географического положения
Европейского Севера, установить особенности
природных условий и ресурсов Европейского
Севера)
2. Изучение нового материала. Осознание и осмысление
1 этап – образ района
Задача этапа: создать образ Европейского Севера.
– Совершим виртуальную экскурсию в Европейский Север. Ваша задача – вести записи в своих полевых дневниках (тетрадях) как настоящие путешественники фиксируйте особенности, отмечайте то, что вам понравилось или не понравилось. В конце экскурсии необходимо сделать вывод, ответить на вопрос, в чем уникальность Европейского Севера?
Презентация. 3 слайд: Известный русский художник, писатель, поэт Николай Константинович Рерих так охарактеризовал Русский Север: «Ту радость и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зеленые холмы бывалые. Серые камни чудесами полны”
– Какие чувства вызвали у вас слова Н.К. Рериха? Как художник описал реки, леса и озера Севера? Как вы думаете, как сам Рерих относился к Русскому Северу?
4 слайд: Европейский Север выходит к Белому морю.
5 слайд: Первые поселенцы пришли к Белому морю за рыбой, солью, пушниной. Несмотря на суровые природные условия, они остались в этом неприветливом краю и стали называть себя поморами.
6 слайд: Живя на берегу моря, поморы стали искусными мореплавателями, известно, что на своих парусных судах они бороздили воды Белого моря, достигли острова Шпицберген.
7 слайд: Долгими зимними вечерами поморы рассказывали своим детям старинные сказания, былины, передавая их из поколения в поколение, сохраняя древние русские традиции.
8, 9 слайды: Занятия ремеслами помогали людям пережит суровые условия своего края. Именно здесь появились искусные кружевницы, мастера по серебру, кости, дереву.
10, 11,12,13 слайды: А природа этого региона действительна уникальна: леса, где еще не ступала нога человека, красивейшие озера и водопады, невысокие горы – Хибины.
14, 15,16,17 слайды: каждый день видя перед глазами такую красоту трудно не стать художником, поэтом или писателем. Русский Север никогда не был оккупирован никакими захватчиками, поэтому здесь до сих пор сохранились древние православные монастыри, уникальные образцы деревянной архитектуры.
18 слайд: Может быть поэтому город Великий Устюг выбрали родиной Деда Мороза?
19 слайд: Знаменит район и своими городами. Мурманск, например, крупнейший в мире порт за полярным кругом. Какое явление природы вы видите на слайде?
20 слайд: Архангельск – первый порт для торговли с Англией, построенный еще в 16 веке!
21 слайд: Природные и минеральные богатства района – лес, нефть, газ, уголь, железная руда, медно-никелевые руды, апатиты.
22 слайд: А в чем на ваш взгляд уникальность района? Какое главное богатство есть в районе?
Подводя итоги, отвечая на вопрос «В чем уникальность Европейского Севера?» дети сами создают образ, визитную карточку района, высказывают свое отношение к природе, истории и культуре этого района.
2 этап – наши ассоциации
Задача этапа: обобщить представления об особенностях района, провести ассоциацию.
Северянам присущи поэтический настрой души, полнота восприятия мира, с чем связано развитие художественных промыслов, деревянного зодчества, фольклора, бережное отношение к своей культуре и истории. А чем мы не северяне, ведь раньше и нашу Кировскую область относили к этому удивительному району.
– У вас на столах у каждого контур Европейского Севера и цветные карандаши. Сочиним и мы свою северную былину. Пофантазируйте, придумайте, на что похожа фигура района, может быть напоминает какого-то сказочного персонажа или героя северных былин? Не забудьте провести ассоциацию с тем, что вы знаете о районе, объясните, почему именно такой персонаж у вас получился. (Можно выдать контур каждому, можно такое задание дать группе из 4-х человек).
Обычно дети рисуют на контуре Европейского Севера дракона, динозавра, ассоциация – былины о Змее.
3 этап – даем оценку
Задача этапа: дать характеристику экономико-географического положения района
– В ходе экскурсии у вас появились
интересные вопросы: Почему в таком уникальном
районе проживает не так много людей? Как
сохранились уникальные памятники истории и
культуры? Насколько условия природы
благоприятны для жизни людей и ведения
хозяйства?
Жизнь народа, его занятия и традиции, даже
характер человека зависит от того, что его
окружает, где он живет, с кем дружит.
Обстоятельно ответить на часть этих вопросов вы
сможете после того, как вы раскроете своеобразие
географического положения района. Для успешного
выполнения задания используйте рубрику
«Читаем карту» (стр. 102-103 учебника), физическую
карту Европейского Севера (рис.16 на стр. 104
учебника).
– На контурной карте тренажера (стр 73) отмечаем границу района и его состав, используя карту административно-территориального деления России в атласе или в Приложении (стр. 228-229), карту «Районы России» (стр. 234 Приложения учебника).
4 этап – работают эксперты
Задача этапа: определить особенности природы и ресурсной базы Европейского Севера.
– Продолжаем нашу работу по изучению Европейского Севера. У нас остались нерешенные вопросы. Для решения нам придется разделиться на 3 экспертных группы: геологи, климатологи и гидрологи. Кажда группа получает задание: изучить карты и текст учебника, заполнить контурную карту на стр.73 ваших Тренажеров. Геологи дают характеристику рельефа и полезных ископаемых Европейского Севера. Климатологи дают оценку климата района, а также показывают, в каких природных зонах располагается Европейский Север. Гидрологи определяют крупные реки и озера, оценивают богатство района водными ресурсами.
Карточка для геологов.
- Определите особенности строения земной коры в западной и восточной части района.
- Определите соответствующие формы рельефа и полезные ископаемые.
- Выберите из коллекции те полезные ископаемые, которые имеются в этом районе.
Карточка для климатологов.
- Определите климатические пояса, в которых располагается район.
- Найдите значения средних температур января и июля для района, среднее количество осадков, коэффициент увлажнения.
- Назовите природные зоны Европейского Севера.
Карточка для гидрологов.
- Найдите на карте крупные реки района, к бассейну какого океана они относятся.
- Найдите на карте крупные озера Европейского Севера.
- Чем объяснить такое богатство водными ресурсами района?
Группы презентуют свои результаты, показывают объекты на карте.
3. Закрепление
– Подведем итоги нашего занятия. Составляем
синквейн. Напоминаю правила составления
синквейна: 1 существительное, 2 глагола, 3
прилагательных, 1 эмоция.
Например: Север, воспитывает, удивляет, холодный,
богатый, морской, Красиво!
– Какие природные объекты Европейского Севера вам бы хотелось увидеть собственными глазами?
4. Рефлексия
– А сейчас я снова хочу задать вопрос, прозвучавший в самом начале урока. Какие ассоциации возникают у вас при слове «Север»? Изменилось ли ваше отношение к холоду и морозам?
5. Домашнее задание: проработать п. 24 в учебнике (уметь показывать на карте географические объекты, выделенные в параграфе, знать основные выводы).
Выполнить устно задания после параграфа рубрики «Это я знаю» (стр. 106).
1 уровень сложности – Дополните предложения:
1) На территории Европейского Севера
расположена самая...... точка России – …..
2) Европейский Север имеет выход к …. морю
3) Крупные порты района:...
4) Зарубежные соседи Европейского Севера....
5) Основные полезные ископаемые района:...
6) Климат Европейского Севера...
2 уровень сложности – Русский Север можно назвать «заповедником» русской культуры. Приведите не менее 5-6 аргументов, подтверждающих это высказывание.
3 уровень сложности – С момента заселения
Беломорья жизнь поморов была неразрывно связана
с морем, о чем свидетельствуют поморские
изречения: «Морем живем», «У моря, на мрских
бережках поселяемся», «На морских просторах
трудимся, море нас и кормит», «Морюшко –
любование наше. Ему, батюшке, песни поем», «Без
моря-морюшка поморам не жить. Вся жизнь тут, в нем
– и радости и горюшко».
Что вы можете сказать о своей малой родине –
вашей местности? Чем она является для вас? (не
менее 4-5 предложений).
Докладчики – подготовить краткое сообщение о
древних русских городах Европейского Севера
(Вологда, Великий Устюг, Сольвычегодск), рассказ
об особенностях северного дома-избы.
Список использованной литературы
1. География. Россия. 9 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений (Полярная
звезда). Алексеев А. И., Болысов С. И., Николина В.В.
И др. /под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2010.
2. Атлас. Экономическая и социальная география
России. 9 класс. А.И.Алексеев. О.В. Гаврилов. Москва,
Аст-Пресс, 2012гг.
3. География. Мой тренажер. 9 класс: пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений
/В.В.Николина; Рос.акад.наук, Рос.акад.
Образования. –М.: Просвещение, 2010.
4. География. Поурочные разработки.9 класс:
пособие для учителей общеобразовательных
учреждений/ В.В.Николина; Рос.акад.наук, Рос. Акад.
Образования.–М.: Просвещение, 2010.
5. Универсальные поурочные разработки по
географии: 9 класс /Е.А.Жижина. – М.: ВАКО, 2010.
6. Сто приемов для учебного успеха ученика на
уроках биологии: методическое пособие для
учителя / Н.Л.Галеева. – М.: «5 за знания», 2006.
7. Дидактика личностно-ориентированного
обучения: учебное пособие /О.Г.Селиванова.
–Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.
8. Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%E8%E9_%D1%E5%E2%E5%F0
http://helion-ltd.ru/nothern-cities/
http://www.bigcountry.ru/page1.php?idm=231