Цель занятия: на примере знакомства с родниками Яковлевского района формировать у детей основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде, родникам), вырабатывать навыки грамотного поведения в природе, способствовать всестороннему развитию ребёнка.
Задачи:
- уточнить знания детей о роли воды в жизни человека, дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле;
- познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам, научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять;
- развивать логическое мышление, творческие способности детей;
- воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.
Оборудование: компьютер, проектор, поднос, 16 стаканов воды, презентация.
Предварительная подготовка: дети готовят презентацию с информацией о родниках, о пользе родниковой воды, стихи, песни, частушки, поиск информации о пользе родниковой воды.
Ход занятия
Вступительная часть
Ведущий на подносе выносит стаканы с водой (водопроводной и родниковой) и предлагает некоторым ребятам сравнить по вкусу воду в стаканах. Потом раскрывает секрет, что понравившаяся вода взята из родника.
Ведущий:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами.
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным блестит. И. А. Бунин
Ведущий: Ребята, а что вы знаете о родниках? Что такое родник?
Дети: Родник – водный источник, текущий из глубины земли.
Ведущий: Какие родники вам известны? (Ответы детей) Сегодня мы отправимся с вами в гости к этим замечательным родникам. Встречайте.
Дети исполняют песню О. Газманова “Родники вы мои, родники”.
Основная часть
На переднем плане сидят в кресле 3 ученика в голубых костюмах, исполняющие роль родников.
Ведущий:
Как то поздно вечерком
Собрались трое родников.
О своей жизни поболтать
Лучше кто живёт узнать.
Кто полезней, кто нужней.
Кто красивей и добрей.
Кому лучше всех живётся
Кому весело поётся…
Первым молвил очень нужный
Святой источник из хутора Дружный.
1 ученик:
Много лет уж я живу,
Водою чистой всех пою.
Расскажу, как я родился,
В хуторе Дружном поселился.
1 ученик рассказывает о рождении родника в сопровождении презентации.
Слайд 1 (Приложение)
Родник – это небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр.
Слайд 2
Как мы знаем, поверхность нашей Земли состоит из трех слоев: почвы, песка и глины. Если бы мы провели опыт, вылили воду в какую-нибудь воронку, наполненную песком, почвой и глиной, то можно было бы увидеть, что вода просачивается только через почву и песок, а вот глина не пропускает воду.
Слайд 3
Так вот, если идет дождь или снег, то вода проходит через почву и песок, фильтруется, очищается, пока не встретит слой глины. Встречая преграду, вода накапливается и по наклонной поверхности стекает вниз, пока найдёт выход. Этот выход называется родником.
Слайд 4
Я существую уже много лет. Мимо меня проходила грунтовая дорога из села Терновка, это место восхищало всех жителей своей необычайной красотой и несвойственной для этой местности растительностью. И уже примерно в 1998 году стали ходить слухи, что в хуторе Дружном есть родник с кристально чистой водой. В 2000 году меня облагородили и осветили люди. Я стал называться Святым Источником.
Дети исполняют песню Я. Евдокимова “Колодец”.
Ведущий: Вторым в разговор решил включиться
Шопинский Святой источник Криница.
2 ученик: А у меня, а у меня
Самая полезная вода.
Обо мне рассказ
Вы послушайте сейчас.
Слайд 5
2 ученик: Слово “родник” происходит от слова Родина! Поэтому издавна источники называют “глазами земли”. Я наделён даром приносить людям радость, возвращать молодость, одаривать здоровьем каждого, кто хоть однажды испил студеной прозрачной воды. Вот и я одариваю людей своими водами, а они за это платят своей заботой и вниманием.
Я являюсь достоянием не только Яковлевского района, но и всей Белгородчины. Вода очень чистая, необыкновенного голубого цвета из-за водорослей и взвеси мела, имеет полезные свойства.
Слайд 6
2 ученик: Ежегодно 18 и 19 января на праздник Святого Крещения происходит освящение моей воды. Священнослужитель Гостищевской церкви проводит обряд крещения. В этот период все жители окружных деревень стараются набрать целительную воду, по подсчётам, общее количество прихожан в эти дни составляет сотни человек. По местному обычаю, вода, набранная 18 января, служит для освящения жилищ, а воду, набранную 19 января, используют для личного духовного очищения и исцеления. В старину существовало поверие, что, напившись родниковой воды человек способен почерпнуть силу самой земли.
Купель на Шопинском роднике представляет собой деревянную палубу с расположенными на ней часовней, домиком с раздевалками и со спуском-лестницей в пруд. Выполнены углубление и очистка дна пруда от ила. Окунаться в купель нужно по правилам - три раза по плечи, перекреститься, можно проплыть несколько секунд, выйдя из воды нужно обернуться в ткань или полотенце не вытираясь. Общее время пребывания в воде не должно превышать 10 минут. Поплавать в купели (или просто окунуться) приезжают не только жители окрестных сёл и посёлков, но и белгородцы, и куряне. Особенно многолюдно здесь в Крещенский вечер. Примечательно, что купание в ледяной воде, как говорят любители, никаких простудных заболеваний не вызывает.
2 ученик: Послушайте, ребята, обо мне песню.
Дети исполняют песню: “Живи родник, живи!”
Ведущий: Да, ребята, действительно, вот гляжу на убранство колодцев сказочной красоты - и понимаю: мастера, украсившие эти колодцы и родник сделали все с большой любовью, что не устаешь любоваться неповторимой красотой.
А сейчас нас в гости приглашает
Родник, который в Кривцово проживает.
Слайд 7
3 ученик:
Есть “Святой колодец” у дороги
Я подлечу ваши усталые ноги.
Путник ты сядь, отдохни
Целебной водицы моей набери.
Хотите 100 лет прожить
Приходите мою воду попить.
А недавно мою воду взял на исследование врач местной больницы. Вот послушайте результаты исследований.
Врач: Вода в наших родниках не только вкусная, но и целебная. Изучен её состав: он богат кальцием, натрием, магнием.
Кальций влияет на свертываемость крови, стимулирует развитие костей и рост зубов. Магний регулирует работу нервной системы, улучшает кровообращение сердечной мышцы. Натрий регулирует деятельность мышечной системы. Калий активирует работу сердца, благотворно влияет на работу почек. По данным ученых употребление только экологически чистой воды добавляет 8-10 лет жизни!
Ведущий: Люди ценят и заботятся о родниках. В настоящее время в нашем районе проводится большая работа по облагораживанию родников. А наши поэты даже сложили о родниках много добрых стихотворений. Дорогие родники, послушайте, о себе рассказы.
Дети читают стихи.
1. В тени деревьев серебрится
Вода лесного родника.
И люди едут насладиться
Его водой издалека.
Дороже злата им и хлеба
Кристально чистая вода.
Энергию земли и неба
Родник пронес нам сквозь года.
Они спешат, летят мгновенья,
Родник — ты вечный всем причал,
Ты маг — источник вдохновенья,
В тебе начало всех начал.
Живут, сменяясь, поколенья
Под бьющий, трепетный мотив
Природы чудного явленья,
Что дремлет, косы распустив.
2. Я, ребята знаком
С одним красивым родником –
“Божий дар” его назвали.
Мы там мусор весь убрали,
Подмели дорожки,
Чтоб не пачкались сапожки.
Воду малышам возили
И старушек угостили.
Очень вкусная вода
Из нашего, ребята, родника.
3. Рядом у лесочка находится ручей
Здесь, на просторе, он весело бежит
И людей заботливых водичкой он поит.
Полезные ресурсы используем все мы
Все это у Природы берем мы взаймы.
Используя воду, помни о том,
Что Природа - есть общий наш дом.
Дети исполняют частушки о родниках.
1. Там где ёлочки растут,
Мы нашли живой родник.
А откуда взялся тут?
Да из-под земли возник!
2. Он бежит, бежит в лесу,
Я к нему придти могу –
Чтоб попить лесной воды,
Приходи к нему и ты.
3. Родничок мой голубой
Подружился я с тобой,
Твоя полезная вода
Меня радует всегда.
4. Часто в “Дружный” приезжаем
И водички набираем
Чтоб родниковая вода
От болезней сберегла.
1 ученик (Родник №1): Ребята, а кто знает, куда попадает вода, выходящая из родника?
1 ученик (Родник №1): Родники собираются и превращаются в реки, реки впадают в моря. Получается, родник поит всю землю. Предлагаю поиграть.
Игра “Ручейки-озеро”
Ребята строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему - это “ручейки”. По сигналу “ручейки бегут” дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. По сигналу: “Озеро!” каждая команда, взявшись за руки, образует круг - “озеро”.
2 ученик (Родник №2):
А я для вас тоже придумал задание. Отгадайте мои загадки.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода.)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)
Не море, не земля, корабли не плавают
Только лягушки квакают.
Ходить нельзя, можно увязнуть. (Болото)
Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
3 ученик (Родник №3):
Для родника или колодца немногое надо. Помочь источнику - значит, помочь своему здоровью, помочь родной земле сохранить свои природные богатства, наши богатства.
А сейчас, я хочу проверить, готовы ли ребята стать защитниками нашей бесценной воды. Для этого предлагаю задание.
Игра “Сохраните воду”.
3 ученик (Родник №3):
Кто быстрее очистит родник. Для этого надо разделиться на 2 команды. Какая команда назовёт больше предложений, чтобы сохранить мои воды.
- не оставлять мусор;
- рассказать о целебных свойствах воды товарищам;
- не строить рядом заводов;
- не мыть машины и велосипеды;
- очистить воду родника от ила, водорослей;
- написать листовку для других людей.
Ведущий: Из седой дали веков дошло до нас почитание родников, ключей и колодцев, и яковлевцы свято хранят традиции своих предков.
- А вы ребята, что знаете о ключевой воде. (Высказывания учеников).
Ведущий: Ключи и родники всегда поражали воображение людей: зимой не замерзают, а летом, в жестокий зной, вода в них холодна и студена. Отсюда и название некоторых источников - студенец. Наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому в родниках видели, прежде всего, силу плодородия.
В родниках ценили силу целебную. Чтобы избавиться от болезней, нужно было рано поутру подойти к роднику, зачерпнуть воду по течению, закрыть посуду и молча, не оглядываясь, идти домой. Дома умыться или сбрызнуть водой больного, дать ему выпить этой волшебной воды.
Слайд 8
Заключительная часть
Ведущий: “Если будут звенеть родники, Будет биться и сердце России” - сказал поэт. И нам, поколению XXI века нужно сделать так, чтобы спасти подземные воды Белгородчины от загрязнений, чтобы не иссякали живительные родники нашей малой родины.
Помните, ребята, судьба природы – В наших руках!
Список литературы
- Доклад “О состоянии окружающей природной среды Белгородской области в 1999 г”, г. Белгород, 2000.
- Спасем природу – спасем себя! (Природные ресурсы и окружающая среда Белгородской области: их состояние и сохранение) / Гл. ред. В.С. Пашков. – Белгород, 2002. – 46 с.
- Родники Белогорья: Монография /А.Н. Петин, Л.Л. Новых. - Белгород: КОНСТАНТА, 2009. - 220 с.
- Родники и колодцы (материалы районного комитета по экологии и природным ресурсом администрации района).
- Газеты “Победа”, “Добрый вечер, Строитель”.
- Интернет-ресурсы.