Задачи урока:
– формировать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на
непосредственный жизненный опыт учащихся: снежный покров на земле, лед на
водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; дать понятие о зимнем
солнцестоянии и поговорках о нем;
– развивать речь, логические операции, способности обучающихся;
– помочь увидеть красоту зимней природы.
Планируемые результаты: обобщить и систематизировать наблюдения детей над
зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка
к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего
солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря).
Оборудование. Весь необходимый материал представлен в приложениях +
файл для работы на интерактивной доске. Приложение 1 можно взять у автора статьи.
Этапы урока.
I. Подготовка к восприятию:
а) Эмоциональный контакт с обучающимися, мотивация:
– Мы рады видеть вас всех, ребята, на уроке окружающего мира. Собираясь сегодня к вам, я подумала – а нужен ли вам такой урок – окружающий мир? (Мини – диалог)
б) Постановка цели:
– Посмотрите видео сюжет, послушайте музыку – и вы поймете, какова тема нашей встречи.
(Звучит музыка П.И.Чайковского “Вальс снежинок” из балета “Щелкунчик” + видеоматериал по теме “Зима”.) Видеоматериал можно получить у автора статьи.
– Какое название вы бы дали этому видеосюжету? Автором музыкального произведения, которое вы услышали, является П.И. Чайковский, русский композитор, дирижер и педагог, а называется оно – “Декабрь” (Показать портрет композитора.)
Рис. 1
По каким признакам вы поняли – что это зима?
(Запись слов на доске. Заранее подготовить название “Зима”, закрыть до урока.) См. Приложение 3
– Какие из названных вами слов можно отнести к неживой природе?
– Задача нашего урока – рассмотреть зимние явления в неживой природе.
(Открывается тема на доске.)
в) Актуализация знаний:
– Возьмите карточку со схемой “Солнышко” и, работая в паре, попробуйте соединить понятия и их значения.
– Отложите схемы. Сегодня мы еще не раз вернемся к ним и узнаем, чья пара выполнила работу точнее всех.
II. Восприятие, осмысление, запоминание нового материала:
а) Понятие “солнцестояние, солнцеворот”:
– Предположите, что может означать слово “солнцестояние”, “солнцеворот”.
– Как по-вашему, одинаковое или разное значение имеют эти слова? Современные они
или древнерусские?
– Чтобы узнать, кто был прав, составим схему смены времён года. Поработайте в
парах. Возьмите конверты и соедините части схемы.
Приложение 5.
– Кто может по этой схеме объяснить смену времен года? (На схеме видно, что
земная ось расположена наклонно. Именно такое положение занимает Земля в
космосе. Из– за наклона земной оси наша планета, двигаясь по своей орбите вокруг
Солнца, как бы подставляет Солнцу то северную часть, то южную. В старину, когда
наши предки ничего этого не знали, они заметили, что Солнце летом поднимается
высоко над линией горизонта, осенью – ниже, а зимой – совсем низко. (Просмотр
видеоматериала о положение Солнца над Землей.) Приложение 6.
И еще наши предки заметили, что дни становятся зимой все короче и короче, а ночи все длиннее и длиннее, пока, наконец, не наступает 22 декабря, когда день самый короткий в году. Этот день был назван днем зимнего солнцестояния)
– Давайте посмотрим на схему “Солнышко” и найдем определение – что же такое
день зимнего солнцестояния. – У какой пары было выбрано правильное значение?
– Потом день начинает понемногу прибавляться, ночь – убывать. 25 декабря
в народе отмечали день зимнего солнцеворота. Что же это за день такой –
прочитайте на странице 14 “Странички народного календаря”.
– Кто может продолжить фразу – “Оказывается, 25 декабря – это……” ?
Давайте посмотрим на схему “Солнышко” и найдем определение – что же такое зимний солнцеворот. – У какой пары было выбрано правильное значение?
б) Понятие “Снегопад”.
– Посмотрите – вы указали главное зимние явление в неживой природе –
выпадение снега.
– А как летят снежинки, когда нет ветра? Если день морозный, то снег летит
отдельными снежинками. А как можно поймать и рассмотреть снежинку? Кто ловил и
рассматривал снежинки? Какую форму они имели? Посмотрите, у меня тоже есть целая
коллекция снежинок. Понаблюдайте, какой они формы, сколько у них лучиков.(Просмотр
видеоматериала о снежинках.) Приложение 7.
На странице 14 учебника показано, какие еще бывают снежинки.
– Закончите фразу – “Для меня удивительно, что…..”.
– Составим пятистишье про снежинки.
Снежинки – какие? (3 слова) что делают? (2 слова) снежинки – это (1слово).
– А теперь попробуем заполнить схему – паучок “Снег”.
Приложение 8.
– Какие неприятности может принести людям сильный снегопад? (Обрывы проводов
и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы на дорогах.)
– Проверим, правильно ли мы определили, что такое снегопад.
в) Физкультминутка “Снежинки”. Приложение 9.
г) Понятие “ Оттепель”.
– Предлагаю вашему вниманию, ребята, картину Федора
Александровича Васильева “Оттепель”. В начале I871 г. в течение одного месяца
Васильев пишет “Оттепель”. Все написано с дивной простотой: сырой воздух,
размокший снег, убогая изба, дорога, уводящая в бесконечную даль. Давайте
обратимся к схеме “Солнышко” и отыщем определение понятия “оттепель”.
Рис. 2
– В последние годы зимы были теплыми, часто температура воздуха бывала выше 0°, что связано с возросшей активностью Солнца и загрязнением атмосферы и называется глобальным (всемирным) потеплением климата. После оттепели подтаявший снег замерзает, на нем образуется твердая корка – наст. Этот наст бывает губительным для всего, что находится под снегом, – для всходов озимой ржи или пшеницы, мышей. Известен случай, когда погибло много тетеревов, которые нырнули спать в снег, а утром не смогли пробить снег и задохнулись. Приложение 10.
Рис. 3
д) Понятие “Изморозь”.
Но бывает так, что после оттепели вода на проводах и ветвях деревьев застывает в виде бахромы, сверкающей на солнце. Это потрясающе красивое явление называется изморозью. Тогда особенно красиво в лесу и парке. Послушайте стихотворение С Есенина и полюбуйтесь красотой природы. Вы увидите, что такое изморозь. Приложение 11.
– В последний раз обратимся к нашей схеме и проверим, правильно ли мы определили понятие “Изморозь”.
III Осуществление обратной связи. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание:
– Заполните пропуски в карточке “Зима в неживой природе”
Приложение 12.
– Из всех явлений в зимней природе мне больше всего понравилось…. потому
что ….
Подсчет фишек Приложение 13 домашнее задание.