Возможности динамических (электронных) таблиц

Разделы: Информатика


Класс (группа): 1 курс.

Продолжительность: 2 урока по 45 минут.

Технологии: программа электронная таблица, дидактический раздаточный материал, принтер, мультимедийный проектор.

Краткие рекомендации к использованию: Создание и применение на уроках электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений.

Цели урока:

Образовательные:

  • практическое применение изученного материала;
  • закрепление знаний общих принципов работы табличного процессора и умения составлять таблицу для решения конкретной задачи;
  • приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;
  • развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, оформить ее и распечатать на принтере;
  • формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  • развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности;
  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  • развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
  • развитие умения применять знания для решения задач различного рода;
  • формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

Воспитательные:

  • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
  • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
  • профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, работа в группах, ролевая игра.

Место проведения урока: кабинет информатики.

План урока:

Организационный момент – 2 мин;
Вводное слово — 5 мин;
Контроль выполнения домашнего задания – 8 мин;
Презентация нового материала – 30 мин;
Закрепление пройденного материала – 25 мин;
Защита выполненной работы – 17 мин;
Заключение – 2 мин;
Задание на дом – 1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

2. Сообщение целей урока.

Вводное слово. Сегодня мы продолжим изучение раздела “Технологии создания и преобразования информационных объектов”.

Многие из вас слышали известное высказывание Уинстона Черчилля “Кто владеет информацией, тот владеет миром”.

Не менее важно уметь ее анализировать, обобщать, систематизировать, структурировать, прогнозировать, использовать, передавать.

На этом занятии мы должны определить, что не только созданные грамотно по форме тексты являются информационным объектом, но и Электронные таблицы.

Целью, занятия является изучение: основных возможностей и назначение электронных таблиц; области применения электронных таблиц; использование электронных таблиц для решения жизненных задач.

Но перед началом изучения новой темой повторим пройденную тему “Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования текста”.

3. Контроль домашнего задания. Каждый учащийся получает тест, распечатанный на отдельном листе (Приложение 1).

4. Презентация нового материала.

Как вы думаете, почему возникла идея создание электронной таблицы? Почему не воспользовались встроенной таблицей текстового редактора? (ЭТ является удобным познавательным инструментом для представления, отображения и вычисления количественной информации.)

(Приложение 3. Презентация.) (Слайд 2) “Немного из истории”

Идея создания электронной таблицы принадлежит Дэну Бриклину, который высказал ее внештатному инженеру – программи года закончил ее. Программу свою Френкстон и Бриклин назвали VisiCalc. Она создавала на экране персонального компьютера столбцы чисел, которые мгновенно изменялись, если изменялась какая-либо позиция этой электронной таблицы.

(Слайд 3) Область применения и основное назначение ЭТ”.

ЭТ используются в различных областях:

  1. инженерно-технические расчеты;
  2. статистическая обработка больших массивов информации;
  3. бухгалтерский и банковский учет...

Основное назначение:

  1. ввод и редактирование данных;
  2. форматирование таблиц;
  3. для автоматизации вычислений;
  4. для представления результатов в виде диаграмм;
  5. для моделирования, когда исследуется влияние одних параметров на другие...

(Слайд 4) “Электронная таблица”.

Для начало определим, что такое электронная таблица?

это интерактивная система обработки данных, представляющая собой прямоугольную таблицу, ячейки которой могут содержать числа, строки или формулы, задающие зависимость значения ячейки от других ячеек.

(Слайд 5) “Структура окна Excel (основные элементы)”

Рассмотрим основные элементы окна прикладной среды MS Excel.

(Слайд 6, 7)Термины и понятия”.

Таблица представляет собой сложный объект, состоящий их элементарных объектов: строк, столбцов, ячеек, диапазонов ячеек. Каждый объект имеет имя, которое определено разработчиками электронной таблицы.

Строка. Заголовки строки представлены в виде целых чисел, начиная с 1.

Столбец. Заголовки столбцов задаются буквами латинского алфавита: сначала от A до Z, от AA до AZ и т.д.

Ячейка. Адрес ячейки определяется ее местоположением в таблице и образуется из заголовков столбца и строки, на пересечении которых она находиться.

Диапазон ячеек – это группа смежных ячеек.

(Слайд 8) “Основные типы данных”.

Текстовые данные представляют собой некоторый набор символов. Если первый из них является буквой, кавычкой, апострофом или пробелом либо цифры чередуются с буквами, то такая запись воспринимается как текст. Действия над символьными данными производятся аналогично действиям над объектами в текстовом процессоре.

Числа: целый, дробный, процентный, экспоненциальный. (Выравниваются по правому краю ячейки). Специальный вид: дата, время, денежный.

Числовые данные представляют собой последовательность цифр, которые могут быть разделены десятичной запятой и начинаться с цифры, знака числа (“+” либо “—”) или десятичной запятой.

Над числовыми данными в электронной таблице могут производиться различные математические операции.

(Слайд 9) “Основные типы данных”.

Назначение электронной таблицы в первую очередь состоит в автоматизации вычислений над данными. Для этого в ячейки таблицы вводятся формулы.

Ввод любой формулы начинается со знака равенства. Если его пропустить, то вводимая формула будет воспринята как текст.

В формулы могут включаться числовые данные, адреса объектов таблицы, а также различные функции. Формула, в которой участвуют адреса ячеек, напоминает запись уравнения в математике. Только вместо переменных уравнения фигурируют адреса ячеек.

(Слайд 10–13) “Ссылки на адреса ячеек”.

Адреса, которые используются в формулах, получили название ссылок. Ссылки позволяют связывать между собой любые ячейки электронной таблицы и проводить необходимую обработку табличных данных.

(Слайд 14–20) “Диаграмма”.

Диаграмма является объектом электронной таблицы предназначена для представления данных в графической форме.

(Слайд 21)

Для характеристики диаграммы служат параметры: имя, тип, область, размещение.

(Слайд 22) “Основные приемы работы в ЭТ”

  1. Работа с листами книги.
  2. Ввод данных различными способами.
  3. Основы форматирования таблиц.
  4. Создание формул.
  5. Выбор формата ячеек.
  6. Сортировка данных.
  7. Функции в Calc.
  8. Построение диаграмм и графиков.

2-й урок.

Мы являемся участниками образовательного семинара “Ступень”.

Цель: повышение эффективности при работе с имеющейся информацией в электронной таблице.

(Слайд 23) “Цели и результаты”.

Предполагаемый результат:

– Экономия времени на работу с информацией.
– Гибкость в работе с информацией.
– Качественное запоминание всей нужной информации с одного восприятия (при чтении или на слух).
– Развитие долговременной памяти.
– Овладение приемами рационального конспектирования в форме структурированных данных в таблице.

В ходе семинара мы будем выполнять следующие шаги:

– Отбирать и структурировать информацию (“нужную” и “ненужную” информацию, главные и второстепенные мысли).
– Выбирать или искать необходимую информацию.
– Вводить данные в таблицу.
– Формировать таблицу.
– При этом, мы не должны забывать использовать гибкость в выборе оптимального решения в поставленной задачи.

Что и как мы будем использовать для достижения целей семинара:

– подготовленный материал;
– групповые и индивидуальные формы работы.

5. Закрепление на компьютере. Работа в группах. Ролевая игра.

Учащиеся делятся на группы по 3–4 человека. Каждой группе будет поставлена индивидуальная задача.

Группам раздаются материал с заданиями (Приложение 2), и уточняется номер компьютера. При этом учащиеся распределяют между собой обязанности.

В группах выбирается старший – который руководит работой группы и должен организовать ее так, чтобы каждый участник выполнял свою задачу: один работал на компьютере с электронной таблицей (выполняет функцию оператора), второй в бумажном варианте подготавливал структуру таблицы, третий анализировал и структурировал данные расчетов.

Если работа над задачей вызывает затруднения, группы могут воспользоваться помощью учителя.

6. Защита выполненной работы: Ролевая игра проводится в течение 20 мин. Затем в течении 5 мин группы рассказывают о своей работе – представляют свою электронную таблицу, описывают трудности и успехи в работе, осуществляют самооценку.

В заключение семинара проводится анализ его эффективности. Учитель задает следующие рефлексивные вопросы:

– Что происходило сегодня на семинаре при изучении темы? Что было главным?
– В чем выражалось мое личное участие в семинаре? Что я понял(а), чему научился(лась)?
– что я чувствовал(а), ощущал(а) в течение занятия?
– Замечания и пожелания: а) учителю, б) себе, в) групповодам? г) всем нам?

7. Заключение. Анализ и оценка работы каждого ученика. В заключении ребятам предлагается ответить на ряд вопросов (Слайд 24). Спасибо вам за хорошую работу! Тема Электронные таблицы как информационные объектыуспешно пройдена и усвоена (Слайд 25). За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки за работу на уроке).

Спасибо всем за хорошую работу, урок окончен.

8. Задание на дом (раздается на листках).