Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых детей.
Социальная адаптация, т.е. активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.
Каждому ребенку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и выполнять их.
Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.
Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях после выхода из детского дома. Это проявляется в неумении устанавливать личные контакты со сверстниками и персоналом, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.
Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.
Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду.
Современный педагог О.А. Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти».
Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши воспитанники шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед нашими ребятами, для успешной интеграции в социум, нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.
Детский дом для наших детей является основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в поведении в детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Проблема социализации наших ребятишек отличается особой сложностью. Для приобщения к социальным ценностям и нормам, я стала работать по данному направлению.
Социально-бытовая ориентировка органически входит в общую систему организации учебно-воспитательного процесса в нашей группе. На занятиях дается детям определенная система знаний и начинается формироваться социально-бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизируют имеющие умения и организовывают у ребят полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.
Мною используются следующие формы обучения социально-бытовой ориентации: предметно-практические занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, дидактические игры, моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы.
Главной опорой в усвоении любого
познавательного материала умственно отсталым
детям служат наглядные средства обучения.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке
использую различного вида наглядность:
натуральные предметы (например, одежда, посуда,
продукты); реальные объекты (например, помещения
детского дома); муляжи, игрушки, модели,
изображения (предметные, сюжетные); практический
показ действий.
Так, при демонстрации предметов окружающего мира
(например, продуктов) дети знакомятся с ними:
рассматривают, привлекая другие анализаторы –
пробуют на вкус, нюхают, трогают и т.п.
Во время показа трудового процесса я сопровождаю
показ действий одновременным объяснением
приемов их выполнения. Показ осуществляю
несколько раз: первый раз – в обычном рабочем
темпе, остальные показы – в замедленном темпе.
Например, мы с ребятами учимся завязывать узелок
на конце нити при подготовке ее к работе – я во
время демонстрации этого приема объясняю о
необходимости его выполнения, предложив детям
попытку шитья при отсутствии узелка на нити.
В этом направлении ведётся большая, кропотливая
работа по привитию конкретных навыков
самообслуживания: как правильно пользоваться
иголкой, ножницами; как вдеть нитку в иголку,
сделать узелок, какова длина нитки; как сделать
мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу, вешалку.
В систему мероприятий я ввожу разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогающие воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия и находить выходы из жизненных ситуаций.
Я активно использую метод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций используется мною при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
Метод моделирования реальных ситуаций является не только одним из самых эффективных, но и самым сложным методом обучения детей с нарушением интеллекта. Трудности возникают из-за неумения детей выступать в роли актеров, их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей. К тому же ребенку с интеллектуальной недостаточностью сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков.
Именно поэтому я последовательно обучаю ребят участию в моделировании ситуации.
При формировании трудовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельность детей, которая организуется мною в следующих формах: поручениях, дежурствах, коллективной деятельности.
Дети, несмотря на те, или иные нарушения двигательно-моторных функций, недоразвитие познавательных и речемысленных процессов, рассматриваются, как перспективные с точки зрения формирования социально-бытовых умений.
Более сохранные ребята дежурят микрогруппой (чаще в количестве двух человек). Моя задача – научить детей договариваться между собой о том, кто, что будет делать. Это приучает каждого ребенка отвечать за порученное дело не только тогда, когда он выполняет свою работу один, но и в том случае, когда он работает в коллективе. Важным моментом является отчет дежурных о выполненном дежурстве.
Для детей с множественными нарушениями психофизического развития использую наиболее простую форму организации трудовой деятельности – поручения («Принеси лейку», «Намочи тряпочку», «Выброси мусор» и т.д.).
Объединить сразу всех воспитанников группы не получается, т.к. дети имеют разную степень умственной отсталости.
В работе с детьми я использую такой способ коллективной деятельности, как совместно-индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своих тумбочках, полках для одежды и т.п., что дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе – это особенно важно на этапе овладения навыком. В свою очередь я имею возможность учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой – в физической помощи (рука в руке), третий – в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый – в поддержке, чтобы действовал увереннее.
Для поддержания чистоты группы, мы вместе с детьми устанавливаем поочередное дежурство, тем самым даётся воспитанникам возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой.
Дежурные выполняют различные работы – полив цветов, подметание пола в группе, расстановка книг, вытирание пыли с полок мебели и т.д. На следующий день аналогичную работу выполняют другие дежурные. Таким образом, каждый ребенок периодически выполняет хозяйственные обязанности. Важно подчеркнуть слаженность в работе, взаимовыручку и поддержку.
Для привлечения интереса детей к трудовой деятельности даю интересные, занимательные названия нашим занятиям («Умелые руки», «Волшебные пузыри», «Долой пятна» и др.), а занятиям – практикумам по обучению детей умениям бытового труда (уход за одеждой, обувью, помещением, даю такие названия, как «Шустрая иголочка», «В гостях у Мойдодыра» и др.).
Формируемые на специальных занятиях знания и первоначальные навыки для закрепления и прочного усвоения нуждаются в многократном, регулярном, систематическом закреплении в повседневной деятельности.
При завершении изучения определенной темы я провожу с ребятами занятия, но уже в виде конкурса, викторины, праздника.
Большое место в формировании социально-бытовых знаний и умений я отвожу экскурсиям, ценность которых заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, сюжетно-ролевых играх, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.
Важную роль играет формирование навыка общественного поведения. Формировать навык я начинаю с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла. Для этого я демонстрирую какую-либо ситуацию, взяв на себя ту социальную роль, которой хочу научить детей (например, покупатель в магазине). Затем мы вместе с детьми разыгрываем ситуацию, в ходе которой помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. При проигрывании ситуации я руковожу детьми и слежу, чтобы они правильно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.
Проигрывая различные сюжеты, дети тем самым получают определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения с окружающими людьми.
На занятиях я использую небольшие, интересные, доступные восприятию детей с отклонениями в развитии эмоционально яркие произведения художественной литературы (для более глубокого осмысления действий, поступков и отношений к вещам и между людьми). Эмоциональный фактор – один из главных в развитии детей любого возраста. Эмоционально окрашенный материал, который проникает в душу ребенка, прочно запечатлевается в его памяти.
Таким образом, система педагогической работы представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений.
В процессе специальных коррекционных занятий по СБО воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.