Цель: развитие знаний учащихся о семействах элементов на примере знакомства школьников с кремнием и его соединениями.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами и схемами.
- Сформировать понимание практического значения кремния и его соединений в природе и жизни человека.
- Совершенствовать умения обучающихся составлять окислительно-восстановительные, молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие свойства кремния, кремниевой кислоты, силикатов.
- Сформировать представление о силикатной промышленности.
- Развивающие:
- Развивать мышление.
- Развивать умение делать выводы.
- Воспитательные:
- Укрепление положительной мотивации учебной деятельности.
- Воспитание чувств патриотизма и любви к родному краю, элементы экологического воспитании.
- Развивать у детей чувство прекрасного на примере изучения некоторых продуктов силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, керамики).
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- электронная периодическая система,
- ПК, мультимедиа
- карточки «Содержание химических элементов в природе и организме человека»
- карточки «Свойства кремния»,
- карточки «Применение кремния и его соединений»,
- раздаточный материал «Горные породы и минералы»,
- коллекция «Минералы и горные породы»,
- украшения из соединений кремния,
- фотографии минералов, содержащих элемент кремний,
- образцы изделий силикатной промышленности.
Реактивы: набор реактивов для ученического эксперимента в лабораторных столах: HCl, Na2SiO3
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
– Какую группу элементов ПС мы изучаем?
– Какие элементы относятся к IVА группе?
– Какой элемент этой группы мы уже изучили?
– По какому плану изучаем каждый элемент?
– Сегодня мы будем вести разговор о вездесущем элементе. Определим, что это за элемент и почему его так называют.
Работа с таблицей «Содержание элементов в земной коре».
– Проверим, совпадают ли данные таблицы с данными на электронном табло (№14 Р6)
– Сделайте вывод.
Кремний занимает 2 место после кислорода по
нахождению в земной коре.
Тема сегодняшнего урока «Кремний и его
соединения».
III. Изучение нового материала
– Чистый кремний открыт и получен в 1824 году Я.
Берцелиусом. Название означает «утёс, скала».
Р7 1811г. Гей-Люссак выделил, но его
образец содержал примеси.
1834г. Гесс Н.И. дал русское название «кремний».
– Что первое характеризуем при изучении нового
элемента?
Строение атома
Работа с электронной таблицей, записи на доске одним из учеников.
14Si +14 ) ) ) [14p+ 14 n0] 14 ē
2 8 4
Электронная формула 1S22S22P63S23P2 p – элемент
1 Si – неметалл
2 SiO2 высший оксид кислотный
3 H2SiO3 кремниевая кислота
4 SiH4 летучее водородное соединение
Физические свойства
Прочитать и выписать физические свойства простого вещества кремния.
Учебник с.180
Демонстрация аморфного кремния.
Химические свойства кремния и его соединений
По карточкам на столах <Приложение 1> и учебнику с.180 составить уравнения реакций, отражающих свойства кремния и его соединений. (На доске ученики составляют ОВР, видео – взаимодействие кремния с концентрированными растворами щелочей.)
Физкультурная пауза (1 мин.)
Кремниевая кислота и её соли – силикаты
Na2SiO3 K2SiO3 – растворимые стёкла, а их водные растворы – силикатный клей
Лабораторный опыт. Получение кремниевой кислоты
Дети проводят и сами составляют ионные уравнения, контроль на доске.
Высушенная кремниевая кислота – силикагель (демонстрация).
Нахождение кремния в природе и применение
В земной коре содержится около 26% в виде соединений.
– Какие это соединения?
Учебник с.178-179 выписать, изучение минералов на столах, демонстрация изделий. <Приложение 2>
SiO2 кремнезём (кремень) – дал начало каменному веку
Кварц
Горный хрусталь
Аметист
Агат
Опал
Яшма
Халцедон
Сердолик
Кварцевый песок
Хризопраз
Хризолит
Адуляр
Силикаты: гранит, глина, слюда.
Биологическое значение соединений кремния (составляется в течение демонстрации фильма «Кремний»)
- В основе скелета диатомовых водорослей
- В костной ткани и коже человека
- В клетках растений
IV. Рефлексия
– Что нового узнали на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– Что вызвало затруднения?
Выполнение теста «Кремний» [2]
V Домашнее задание: §31, упр.4 стр.185, записи в тетради.
Используемая литература:
- Габриелян О.С. Химия 9 класс, М., «Дрофа», 2011г.
- Ким Е.П. Химия 9 тесты, ч.2, Саратов, «Лицей», 2012.
- Кушнарёв А.А. «Экспресс-курс по неорганической химии», М., «Школьная пресса», 2002г.
- «Камни мира», М., «Аванта+», 2003г.